Образовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева




Скачать 339.03 Kb.
НазваниеОбразовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева
страница1/2
Дата27.08.2012
Размер339.03 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Грачёвская средняя общеобразовательная школа»
Городищенского района Волгоградской области



Образовательная программа

внеурочной деятельности

«Риторика»


Учитель начальных классов

Кузина Людмила Сергеева


2011г.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы по риторике Т.А Ладыженкой и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. Программа реализуется в рамках общеобразовательного направления внеурочной деятельности.

Актуальность

Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.

Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Цель – научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Задачи:

  • формирование универсальных (личностных и метапредметных) учебных действий на межпредметном уровне;

  • развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного гражданского общества.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.


Форма и режим занятий

Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов.

Формы проведения занятий: беседы, утренники, конкурсы, круглые столы, игра, устный журнал, праздники, выполнение и защита проектов.

Формы подведения итогов

1 класс:

Утренник «Устное народное творчество»

2 класс:

Конкурс рассказов «Случай из моей жизни»

Утренник «Ежели вы вежливы»

3 класс:

Риторический праздник

4 класс:

Утренник «Поделись улыбкою»

Круглый стол «Правила общения»

Сочинение - описание «Дерево, которое мне нравится»

Сочинение-рассуждение «Легко ли это – не ругать»

Устный журнал «Словари – наши добрые помощники»

Телевизионный выпуск новостей

Фотоальбом «Мой 4 класс»

Стенгазета «Прощай, начальная школа!»


Ожидаемые результаты по итогам 4-х лет обучения

Личностные:

овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, умением слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Ожидаемые результаты по годам обучения:

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

2-й класс

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

отличать подробный пересказ от краткого;

знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.


3-й класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

  1   2

Похожие:

Образовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева iconПрограммы: гражданско патриотическая. Программа внеурочной деятельности
Данная программа разработана на основе авторской программы гражданской направленности в воспитании младших школьников «Я гражданин»...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса на 2011 2012 учебный год
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса на 2011 2012 учебный год
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева iconДолжностная инструкция учителя начальных классов моу лицея «ритм» Общие положения
Учитель начальных классов назначается и освобождается от должности директором школы
Образовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева iconРегиональный конкурс «Учитель года 2011» учитель начальных классов В. В. Борисова Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2»
Региональный конкурс «Учитель года – 2011» учитель начальных классов В. В. Борисова
Образовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева iconПрограмма внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов, срок реализации 4 года
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева iconПрограмма внеурочной деятельности обучающихся 1 классов в рамках фгос второго поколения на 2011-2012 учебный год Паспорт программы Наименование программы «Программа
«Программа внеурочной деятельности обучающихся 1 классов в рамках фгос второго поколения муниципального образовательного учреждения...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева iconПримерная программа занятий внеурочной деятельности учащихся 1-х классов гоу сош №1021 на 2010/11 уч год по курсу «Спортивные игры»
Курс «Спортивные игры» в рамках внеурочной деятельности разработан для учащихся 1-х классов и рассчитан на 66 часов в год
Образовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева icon«Самосдельская сош им. Шитова В. А.» Камызякского района Астраханской области
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов моу самосдельская сош им. Шитова В. А
Образовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева iconПояснительная записка Кружок «Риторика»
Дополнительная образовательная программа кружка «Риторика» для 1-ого класса составлена на основе программы курса Т. А. Ладыженской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница