Конкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района»




Скачать 466.12 Kb.
НазваниеКонкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района»
страница1/3
Дата27.08.2012
Размер466.12 Kb.
ТипКонкурс
  1   2   3
Областной конкурс «Самый классный, классный»

МУ «Управление образования администрации Новокузнецкого района»

МОУ ДОД «Сосновский Дом детского творчества» Новокузнецкого района


ЛИДЕР

Программа социальной адаптации школьников

на 2006-2007 учебный год


Составитель: Политаева Марина Николаевна,

Педагог-организатор МОУ ДОД

«Сосновский Дом детского творчества»

Новокузнецкого района


Новокузнецкий район, 2006


РЕЦЕНЗИЯ

на программу педагога дополнительного образования

МОУ ДОД «Сосновский Дом детского творчества» Новокузнецкого района

Политаевой Марины Николаевны

программа социальной адаптации школьников «Лидер»


Разработка рецензируемой программы социальной адаптации школьников «Лидер» объясняется необходимостью мобильности, конкурентноспособности, способности быстро и эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и труда, активизации жизненной позиции в рамках определенной деятельности.

Автор программы подробно дает характеристику социума территориального поселения, в которой проживают подопечные – школьники села Сосновка, акцентирует внимание на недостаток в работе со школьниками по развитию у них самостоятельного, ответственного отношения к жизни (в семье, школе, обществе), а также раскрывает причины, способствующие формированию у молодого поколения пассивного отношения к жизни, что недопустимо для выживания в современном обществе. В силах образовательного учреждения, по мнению автора, воспитать граждан, полезных обществу.

Программа рассчитана на обучающихся 15-18 лет, с предлагаемой наполняемостью групп 7-10 человек. Программа социальной адаптации школьников «Лидер» носит практико-ориентированный характер, рассчитана на три года обучения объемом 216 часов (по 72 часа на каждый год обучения).

Целью первого года обучения автором определено создание условий для овладения подростками знаниями методами и формами развития собственного лидерского потенциала и творческих способностей. В связи с чем программа первого года обучения делится на четыре раздела: Самоуправление. Личность. Общение. Организация досуга.

Целью второго года обучения является развитие мотивации к самопознанию и самосовершенствованию. Достижение цели происходит через изучение следующих разделов: Личность. Общение. Управление. Социализация.

Цель третьего года обучения - развитие мотивации и интереса к возможности руководить, быть инициативным гражданином России. Программа третьего этапа обучения в программе осуществляется по разделам: Личность и здоровье. Общение. Эффективное управление. Профессиональное самоопределение.

Программа способствует обучению школьников эффективному общению со сверстниками и взрослыми, управлению своими эмоциями и поведением, развитию организаторских способностей, формулированию личных жизненных целей.

Программа социальной адаптации школьников «Лидер» нацеливает школьников на грамотное и объективное оценивание и позиционирование себя в определенном социуме; формирование четкой позиции в вопросе лидерства; на овладение базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства; на знание формы работы и основ формирования команды; на овладение алгоритмами основных досуговых форм и некоторых техник саморегуляции и самосовершенствования; на пропаганду здорового образа жизни; на умение организовать личное свободное время школьника; на овладение опытом выступления перед аудиторией.

В предложенной на рецензирование программе рекомендуется определить перспективный план развития данного направления дополнительного образования, выделить умения и навыки школьников по специфическим разделам программы. В программе продумать более эффективные способы отслеживания результатов продвижения обучающихся по программе социальной адаптации. Предложенная программа с нашей точки зрения является перспективной и своевременной и требует особого внимания со стороны общественности и органов управления.


СОДЕРЖАНИЕ


1.

Рецензия на программу социальной адаптации школьников «Лидер»

2

2.

Пояснительная записка

5

3.

Характеристика социума территориального поселения Сосновка Новокузнецкого района Кемеровской области

9

4.

Программа первого года обучения

10

5.

Содержание программы «Лидер» первого года обучения

10

6.

Календарно-тематический план занятий первого года обучения

11

7.

Программа второго года обучения

13

8.

Содержание программы «Лидер» второго года обучения

13

9.

Календарно-тематический план занятий второго года обучения

14

10.

Программа третьего года обучения

16

11.

Содержание программы «Лидер» третьего года обучения

16

12.

Календарно-тематический план занятий третьего года обучения

17

13.

Перечень диагностических материалов

19

14.

Результаты работы

20

15.

Список используемой литературы

22

16.

Приложение

23




Приложение № 1.

План мероприятий на 2006-2007 учебный год

24




Приложение № 2.

План мероприятий Детского Дома творчества на осенние каникулы

26




Приложение № 3.

План мероприятий на зимние каникулы

27




Приложение № 4.

План мероприятий на весенние каникулы

28


Пояснительная записка


Начало XXI в. разительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом. На первый план выходят такие важные человеческие качества, как мобильность, конкурентноспособность, способность быстро и эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и труда. Особенно сложно самоопределиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии. Для собственной успешности в социуме подростку 14-16 лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Немаловажное значение приобретают познания из сферы психологии, поскольку именно она дает возможность найти наиболее оптимальные пути для достижения гармонии с собой и окружающими. Необходимость данной программы вижу в недостаточной работе со школьниками по развитию у них самостоятельного, ответственного отношения к жизни (в семье, школе, социуме), социально-экономические причины и влияние западной идеологии способствуют формированию у младшего поколения пассивного отношения к жизни, что недопустимо для выживания в современном обществе. Инфантилизм и безответственное отношение к своей жизни со стороны молодежи не могут победить отдельные воспитательные мероприятия, проводимые в школе. Заметен дефицит на селе достойных, подготовленных руководителей. Все это сподвигло на создание программы, способствующей формированию у молодежи осознанного, ответственного отношения к жизни, к себе. Программа рассчитана на преодоление инертности у молодежи, на пробуждение инициативы и становление активной жизненной позиции.

Актуальность данной программы возрастает в связи с потребностями современного общества в людях способных к преобразованию жизни на прогрессивных началах. Программа построена на утверждении, что в силах любого образовательного учреждения воспитать граждан, полезных обществу. Необходимо лишь соблюдать одно условие: каждый педагог может обучить лишь тому, в чем сам успешен! Нельзя забывать, что конечной целью любого среднего образования является формирование нравственно цельной личности, с чуткой совестью, и с развитым стремлением к постоянному самосовершенствованию. Отличительной чертой программы является то, что наряду с развитием лидерских качеств у школьников формируются нравственные приоритеты: проявление заботы о ближнем, патриотизм, любовь к себе и уважение к другим.

В программе есть место детям, оставшимся без попечения родителей, и детям с девиантным поведением. Для них в рамках программы создана «Социальная гостиная», где работают как педагоги, так и ребята из объединения «Лидер». Здесь дети могут провести свое свободное время, играя, рисуя, занимаясь рукоделием.

Формой практической работы является создание органа молодежного самоуправления, имеющего в своем составе: редколлегию газеты «Лидер», актив музея «Мое село», социальную гостиную, театральную студию.

Программа предполагает широкое участие учащихся в выборе, разработке, проведении анализе главных дел года. В результате такого подхода дела становятся понятными и личностно-значимыми, в них участвуют все учащиеся. Итоговыми делами являются беседы за «круглым столом», выездной лагерный сбор «Твои возможности, человек». А так же «Школа лидерства» для всех желающих, занятия в которой, организуют сами ребята из объединения «Лидер».

Результативность программы отслеживается с помощью промежуточных и итоговых аттестаций. В качестве промежуточной аттестации проводятся контрольные работы, анкетирование и тестирование. Участие каждого воспитанника в творческих конкурсах, в создании социальных проектов, самостоятельная организация и проведение Дела засчитывается как итоговая аттестация. Кроме того, ведется Книга рекордов «ДостижениЯ», в которой отмечаются индивидуальные рекорды по преодолению своих недостатков, приобретению новых положительных качеств, полезные для общества дела коллектива.

Уровень развития самоуправления в коллективе диагностируется 2 раза в год по методике, предложенной Волховым А.В., Фришманом И.И - авторами работы Технология и программы организации семинаров по самоуправлению в детских коллективах – М., ГОУ ЦРСДОД, 2005.-72 с./ А.В. Волхов, И.И. Фришман.

Программа «Лидер» рассчитана на 3 года. Продолжительность 216 часов. Возраст обучающихся 15-18 лет. По окончании прохождения программы, ребята получают свидетельство определенного образца.

Для реализации программы «Лидер» разработан ряд обучающих занятий, спланирована деятельность, направленная на достижение положительного социального эффекта. Курс рекомендован учащимся, как с явными лидерскими наклонностями, так и тем, кто хотел бы сформировать у себя организаторские качества.

Даная программа поможет школьникам:

  • Научиться эффективному общению.

  • Управлять своими эмоциями, поведением.

  • Развить организаторские способности

  • Сформулировать жизненные цели

Программа предполагает формирование следующих компетенций:

  • Способность к эффективным коммуникациям

  • Способность к работе в команде

  • Обозначение и разрешение конфликтов

  • Социальная ответственность

  • Творческий подход к делу

Обучение предполагает использование различных форм деятельности воспитанников: беседы, диспуты, деловые игры, тренинги, походы, лекции и т.п.

Занятия строятся на следующих принципах:

  • Учет индивидуальных особенностей учащихся.

  • Сознательной и творческой активности учащихся.

  • Связь обучения с жизнью.

  • Сотрудничества и ответственности.

Возраст обучающихся 15-18 лет, наполняемость групп 7-10 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Цель: Создание условий для развития познавательной мотивации, творческих и лидерских способностей личности, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

  1. Выявить первичный уровень знания ученика собственного потенциала и личностных особенностей.

  2. Создать благоприятные условия для реализации лидерского потенциала.

  3. Организовывать занятия для овладения подростком знаниями, методами и формами развития собственного лидерского потенциала и организаторских качеств.

  4. Определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала дома, в школе, в учебном заведении.

  5. Научить уч-ся организовывать свое свободное время.

  6. Развивать творческие способности, потребности в самопознании и самореализации.

  7. Обеспечить подготовку личности учащихся с ценностными ориентациями на здоровый образ жизни.

Предполагаемый результат:

  • Учащийся имеет представление:

  1. об основных положениях КЗОТа

  2. о психологии управления

  3. о проблемах молодежи в России

  • Знает:

  • формы работы и основы формирования команды

  • типологию лидерства, владеет базовыми знаниями по созданию имиджа

  • правила безконфликтного общения

  • нужды и проблемы своего села

  • Умеет:

  • грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определенном социуме;

  • У него сформирована четкая позиция в вопросе лидерства;

  • Умеет организовать свое свободное время

  • Обладает опытом выступления перед аудиторией

  • Владеет:

  • алгоритмами основных досуговых форм.

  • некоторыми техниками саморегуляции и самосовершенствования

  • Пропагандирует здоровый образ жизни


В структуре программы каждого года обучения выделяются четыре раздела:

Личность, общение, самоуправление, организация досуга - разделы программы первого года. В программе второго года темы по самоуправлению заменены на способы и правила управления, и разработан раздел – Социализация, при изучении которого ребята научаться жить и работать в социуме. На третий год обучения воспитанникам предложены темы по эффективным способам управления. Так как третий год обучения по программе « Лидер» соответствует одиннадцатому классу общеобразовательной школы, то логичен раздел «Профессиональное самоопределение».


Характеристика социума территориального поселения Сосновка Новокузнецкого района Кемеровской области


Село Сосновка – крупный населенный пункт с численностью 2189 человек, из них детей, обучающихся в школе 230. Одну четвертую часть населения составляет молодежь и дети. Расположена Сосновка в непосредственной близости от города Новокузнецка, а значит, испытывает на себе его влияние. Много детей и молодежи обучаются в городе, в свою очередь горожане бывают частыми гостями в Сосновке, а значит участниками молодежных мероприятий, проводимых здесь. (Так в Доме творчества занимаются 7 ребят из школ города) Близость к городу влияет на возможность молодых людей проводить досуг в культурных центрах города, что с положительной стороны, позволяет расширять круг общения, познавательный кругозор. Негативное влияние города проявляется в росте наркомании среди молодежи, проявлении цинизма и негативизма подростков, которое выражается в мелком хулиганстве и бесцельном времяпрепровождении.

С одной стороны, Сосновка богата учреждениями, которые работают с детьми, здесь и общеобразовательная школа, музыкальная школа, и Дом детского творчества, Дом культуры, библиотека, спортивная школа. С другой стороны, все эти учреждения работают рассогласовано и независимо друг от друга. В последнее время наметился сдвиг в лучшую сторону. В рамках Национального проекта налажены партнерские отношения Дома творчества со средними общеобразовательными школами: Сосновской, Куртуковской, Михайловской. Существует план совместной работы с музыкальной школой, сотрудничаем с районной библиотекой.

На территории Сосновки проживают семьи с различным уровнем жизни. Наряду с зажиточными жильцами коттеджей, большая часть населения с низким прожиточным уровнем. Различны не только имущественные характеристики, но и образовательный уровень семей.

Количество неблагополучных семей и подростков с асоциальным поведением за последние годы увеличилось. ( на учете в Администрации Сосновской территории12 семей). Беспокоит безучастность молодежи к проблемам села, да и к своей собственной жизни. На первый план их жизненных потребностей выступают материальные интересы, желание красивой жизни. Поскольку реальность резко отличается от грез, возникает желание уйти от неприятного, это и приводит к росту алкоголизации молодежи, ранним и беспорядочным половым связям, абортам, употреблению психотропных веществ. Низкая мотивация труда и отсутствие рабочих мест на селе привели к нежеланию трудиться, к безразличному, а часто и безответственному образу жизни.


Программа первого года обучения


Цели и задачи первого года

Цель: Создание условий для овладения подростками знаниями методами и формами развития собственного лидерского потенциала и творческих способностей.

Задачи:

  1. Выявить первичный уровень знаний ребенком своего лидерского потенциала и характерологических особенностей.

  2. Помочь ребенку в коррекции самооценки.

  3. Научить элементам анализа, планирования и постановке целей.


Содержание программы «Лидер» первого года обучения


Раздел I. Самоуправление.

Роль лидера в организации самоуправления. Качества лидера-организатора. Самоуправление, его компоненты. Самоуправление в детских коллективах. Детское движение, из истории детских организаций. Цель и целеустремленность, планирование, анализ, рефлексия. Правила работы в группе. Практические занятия: День подготовки к делу. День дела. Мозговой штурм «Вопросы детского самоуправления». Сбор «В кругу друзей»

Раздел II. Личность.

Определение личности. Составляющие Личности. Самопознание, самовоспитание, самосовершенствование. Понятие самооценки. Практическое измерение самооценки. Уникальность и самобытность каждого человека. Совесть, правда, честь. Личная экология. Способы восстановления внутреннего комфорта. Тренинг Личностного роста.

Раздел III. Общение.

Общение. Формы общения. Коммуникативные способности. Вербальное и невербальное общение. Взаимоотношения с «другими». Конфликт, правила поведения в конфликте. Способы выхода из конфликта. Тренинг коммуникативных умений.

Раздел IV Организация досуга.

Определение досуга, формы досуга. Хобби. Как организовать коллективное творческое дело. Как написать сценарий, оформить сцену. КТД «Редакция». Тренинг креативности .


Календарно-тематический план занятий первого года обучения


Дата



ТЕМА


Теоретические


Практические

СЕНТЯБРЬ

Лидер. Роль лидера в организации самоуправления


2




Качества лидера. Тест «Могу ли я быть лидером-организатором?»





2

Детское движение. Из истории детских организаций. Сбор «В кругу друзей»


1

1

Цель. Целеустремленность. Определение своих целей.

1

1

ОКТЯБРЬ

Планирование. Анализ. Рефлексия.


1

1

Правила работы в группе.


2




День подготовки к Делу.


1

1

День Дела.





2

НОЯБРЬ

Мозговой штурм «Вопросы детского самоуправления»




2

Определение Личности, составляющие личности.


2




Самопознание. Самовоспитание. Самосовершенствование.


1

1

Самооценка. Практическое измерение самооценки.

1

1

ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ



Уникальность и самобытность каждого человека.


1

1

Совесть, правда, честь.


2




Личная экология. Способы восстановления внутреннего комфорта.





2

Тренинг «Личностного роста»




6

Общение. Формы общения

1

1

Коммуникативные способности


1

1

ФЕВРАЛЬ


Вербальное и невербальное общение.


1

1

Взаимоотношения с «другими»


2




Конфликт, правила поведения в конфликте, способы выхода из конфликта

2




МАРТ - АПРЕЛЬ


Тренинг коммуникативных умений.




8

Мое свободное время. Планирование дня


1

1

Формы досуговой деятельности.


2




Хобби.





2

Как организовать КТД, оформить сцену, написать сценарий.

2

2

МАЙ

КТД «Редакция»





2

Тренинг креативности




6

ИЮНЬ

Презентация творческих проектов





2

Круглый стол «Итоги года»




2

Выездной лагерный сбор «Твои возможности человек»









Программа второго года обучения


Цели и задачи второго года

Цель: Развитие мотивации к самопознанию и самосовершенствованию, нравственное воспитание

Задачи:

  1. Формировать мотивацию и умение управлять своими эмоциями и поведением.

  2. Формировать умение работать в команде

  3. Формировать ответственное поведение, по отношению к своей жизни и здоровью

  4. Формирование нравственности.


Содержание программы «Лидер» второго года обучения


Раздел I. Личность.

Кого можно назвать личностью. Типология Личности. Некоторые свойства Личности: Темперамент, характер, нравственность. Деловые качества человека. Диспут «Независимость и личная ответственность». Способности и одаренность. Характеристика способности. Как развивать свои способности. Практическое определение способностей и наклонностей. Дискуссия на тему: «Я в мире…мир во мне…». Контрольная работа «Личностные качества. Нравственность»

Раздел II. Общение.

. Игры на взаимодействие: «Презентация», «Интервью», « Встреча инопланетян», Практические уроки общения. Похвала и критика. Комплименты. Манипулятор и актуализатор. Конфликт, стадии конфликта. Причины и способы выхода из конфликта.. Тренинг «Хороший собеседник»

Раздел III. Управление.

Типология лидеров. Умение работать в команде. Дисциплина, творчество, энтузиазм. Создание здорового психологического климата в организации. Аутотренинг. Темпоритм и заполненность времени. Самоорганизация. Делегирование полномочий и организация деятельности. Деловые игры.

Раздел IV. Социализация.

КТД «Школа лидерства». Социальное проектирование. Защита творческих групповых проектов «Будущее нашего села». Акция «Рука помощи другу». Участие в районной « Школе Лидера». Поход «Тропами дедов и отцов». Утверждение штата «Редакции», музея, социальной гостиной, клуба. Игра «Выборы».


Календарно-тематический план занятий второго года обучения


Дата

ТЕМА

Теоретические

Практические




Раздел I. Личность

10

8

СЕНТЯБРЬ

Диспут «Кого можно назвать Личностью?»





2

Типологии Личности.


2




Некоторые свойства личности: темперамент, характер, нравственность.

2




Деловые качества человека

2




ОКТЯБРЬ

Независимость, ответственность.


2




Способности и одаренность.

Характеристика способности. Как развить в себе способности

2




Определение способностей и наклонностей





2

Дискуссия «Я в мире…мир во мне…»




2

НОЯБРЬ

Контрольная работа «Личностные качества. Нравственность»




2

Раздел II. Общение

6

12

Взаимодействие. Игра «Презентация», «Интервью»

1

1

Игра «Встреча инопланетян».


1

1

Бесконфликтное общение. Похвала, критика. Комплимент.

1

1

ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ



Манипулятор и актуализатор.


2




Правила эффективных коммуникаций Ведение переговоров.


1

1

Конфликтология. Причины, способы выхода из конфликта.





2

Тренинг «Хороший собеседник»






6

Раздел III. Управление

10

14

Типология лидеров

2




ФЕВРАЛЬ


Умение работать в команде. Выработка Кодекса.





2

Дисциплина. Творчество. Энтузиазм.


2

2

Создание здорового психологического климата в организации.

2

2

Самоорганизация. Технология аутотренинга.


2

2

МАР Т

Темпоритм и заполненность времени.


2




Делегирование полномочий и организация деятельности.



2

2

Деловая игра «Организация предприятия»


2

2

Деловая игра «Редакция»


2

2




Раздел IV. Социализация

12

16

АПРЕЛЬ

КТД «Школа лидерства»


2

2

Конкурс социальных проектов «Будущее моего села»


2

4

Волонтеры, кто они? Подготовка и организация акции «Больничные сироты»


2

2

МАЙ - ИЮНЬ

Подготовка похода «Тропами дедов и отцов»

2

8

Деловая игра «Выборы»

2

2

Круглый стол «Итоги»

2

2

Выездной лагерный сбор «Твои возможности, человек»




48
  1   2   3

Похожие:

Конкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района» iconКонкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков
Управление образования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Конкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района» iconПриказ №5 от 13. 01. 2011 г. Положение об организованных перевозках обучающихся Общие положения
Му «Управление образования Новокузнецкого района, администрацией моу «Металлурговская средняя общеобразовательная школа» совместно...
Конкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района» iconКлассный час Подготовила: Классный руководитель 7 класса моу «Балдаевская сош»
Изучить историю государственных символов Чувашской Республики и Российской Федерации
Конкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района» iconПоложение о финансовом управлении администрации Кирсановского района Тамбовской области
Финансовое управление администрации Кирсановского района Тамбовской области (далее Финансовое управление) является органом местного...
Конкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района» iconПрограмма развития школы «управление качеством образования на основе новых информационных технологий в условиях перехода школы в режим работы школы полного дня и модернизации образования»
Управление образования администрации сергиево – посадского муниципального района муниципальное образовательное учреждение средняя...
Конкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района» iconАдминистрация барабинского района новосибирской области управление образования
Управление образования администрации Барабинского района направляет Вам информацию о состоянии детского дорожно – транспортного травматизма...
Конкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района» iconКлассный час «Путешествие в страну профессий»
Существенным моментом классного часа является участие в его проведении родителей и учащихся. Классный час проводится в форме игры-путешествия...
Конкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района» iconОб Отделе образования Администрации Фроловского муниципального района
«О наделении отделов администрации Фроловского района правами юридических лиц», Отдел образования Администрации Фроловского муниципального...
Конкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района» iconКлассный Ахматнурова Ф. Ф. Классный час по правилам д о рожного движения «Правила дорожные знать каждому положено»
Классный час по правилам дорожного движения «Правила дорожные знать каждому положено»
Конкурс «Самый классный, классный» му «Управление образования администрации Новокузнецкого района» icon«фединская средняя общеобразовательная школа» согласовано
Начальник му «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района»
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница