Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»




НазваниеПримерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
страница1/7
Дата27.08.2012
Размер0.96 Mb.
ТипПримерная программа
  1   2   3   4   5   6   7
Сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx





Книга для учителя

(по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики)

Книга содержит разделы, включающие материалы по истории религий, основным религиозным направлениям, включая классификацию религий. Особо рассматривается взаимосвязь религии и общества. Специальный раздел посвящён светской этике.

  • Религия и общество

  • История религиозной ситуации в России

  • Основные религиозные направления

  • Светская этика

  • Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Пособие адресуется директорам общеобразовательных учреждений, учителям, готовящимся преподавать предмет, студентам педуниверситетов.


Раздел I. Религия и общество

Определение и суть религии


Перед человечеством всегда вставали вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о предназначении человека. В разные периоды своей жизни люди задумываются над вопросами: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после меня?». Ответы на эти вечные вопросы они нередко находили и находят в религии. Для верующего человека религия даёт критерии добра и зла, определяет мировоззрение, формирует целостный взгляд на мир. Этот взгляд включает понимание истоков и смысла существования всего мира и каждого человека. Религия формирует убеждения многих людей, их взгляды на самих себя, своё место в мире, отношение к происходящему.

Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Всеобщность религии — один из самых впечатляющих фактов всемирной истории.

Религия представляет собой прежде всего мировоззрение, основывающееся на конкретных утверждениях о Боге и Его отношениях с человеком. Эти утверждения, или религиозные истины, иногда называют догматами.

Излагаются они в основополагающих текстах — священных книгах-писаниях, а также в важнейших церковных документах и сочинениях высших церковных авторитетов.

Выражением религии является её культ, т. е. совокупность всех богослужебных и обрядовых норм (люди, являющиеся служителями культа, — священнослужители), а также храмы, которые в разных религиях имеют разные конструкции и внутреннее убранство. Они имеют разные названия: у христиан — церкви, соборы, часовни, у мусульман — мечети, у иудаистов — синагоги, у буддистов — дацаны, хурулы и хурэ, у последователей религиозных сект — молельные дома.

Термин «религия» происходит от латинского religio — благочестие, набожность. Религия — это тип мировоззрения и мироощущения, одна из областей духовной жизни. В основе религии лежат вера в реальное существование Бога и чувство зависимости от Него, почтение и почитание Его. Религия включает в себя не только веру и чувства, но также поведение и совершение соответствующих религиозной вере действий. На протяжении всей истории люди пытались постичь и осмыслить религию, благодаря чему возникали различные концепции и классификации религии, о чём также пойдёт речь в следующем разделе.

Существует много определений религии, авторы некоторых настаивают на абсолютности какой-либо одной религии и соответственно дают только её дефиницию (например, определение религии христианскими авторами), другие дают широкое определение религии (например, буддисты), под которое можно подвести многие социальные явления, включая саму жизнь. Приведём несколько определений, которые даны известными учёными, изучавшими феномен религии.

Эрих Фромм, психолог: «Религия — это система ориентации человека в мире, образец преданности цели, идее или силе, превосходящей человека».

Эмиль Дюркгейм, социолог: «Религия — система верований и практик, относящихся к вещам, священным, обособленным, запретным, которая объединяет в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает».

Клифорд Гирц, антрополог: «Религия — система символов, которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций; она формирует представления об общем порядке бытия и придаёт этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными».

В отечественном школьном образовании, где до последнего времени о религии почти не было речи, целесообразно придерживаться определения, которое приемлемо как для неверующего, так и для верующего человека. Такое общее определение следующее: «Религия — это духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлением об инобытии (загробном мире) как доминирующем по отношению к обыденному существованию реальности» (Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М., 2008. — С. 1069).

Религиозные проявления в жизни людей известны с древних времён и в разных культурах. Зачатки религии в виде погребального культа обнаруживаются в самых древних захоронениях человека почти 40 тыс. лет тому назад. Даже неандертальцы и кроманьонцы, от которых произошёл современный человек, хоронили умерших с ритуальным обустройством могилы и с погребальными предметами.

У самых древних племён и народов были представления о духовной силе и духовной энергии. В индийской традиции есть понятие дхармы, которое означает космический принцип бытия, законы поведения человека и истинное знание. В славянской дохристианской традиции понятием «вера» выражались твёрдая душевная склонность к истине, праведное поведение и богопочитание. Такое представление перешло и в православие. Это говорит о том, что религия представляет собой необходимый этап в эволюции человека. Она формируется на определённом уровне его духовного развития, когда появляется некое общее отношение к жизни на основе представления о существовании после смерти, т. е. о загробном мире, об инобытии.

Во всех религиях во все времена есть одно общее — это обращение сознания человека на инобытие. Через религию сознание человека не просто отражает реальность, а как бы преображает её. Религия достраивает картину мира образами сверхбытия через представления (вероучения, священные тексты) и эмоции (благоговение и любовь, страх и трепет). Вместе они в устойчивой форме составляют религиозный культ, или, как иногда говорят, религиозную систему.

В своей эволюции религия прошла путь от архаики (магия, анимизм, шаманизм) до мировых религий с их объёмными священными писаниями и учениями, сложными институтами и иерархией профессиональных служителей. Новые религиозные культы могут возникать и в наше время.

Каждая религия несёт в себе такой тип знания, который не может быть проверен или опровергнут с позиции другой религии, а также с позиций научного (нерелигиозного) знания или здравого смысла. Религия — это мощный фактор мотивации в поведении человека и человеческих коллективов, она обладает огромной креативной силой. Креативный потенциал религии проявляется прежде всего во многих сферах духовной жизни, в интеллектуальном труде, художественном творчестве, социально-экономических и политических преобразованиях реальности. Однако религия может обладать и деструктивным потенциалом, если религиозная активность направлена против основ общественной жизни, принятого порядка и норм, а также против физического и психического здоровья человека. Таким образом, религия — это одновременно социальный институт, область духовной жизни и часть культуры.

Понятием «религия» (religio) первыми стали пользоваться римляне. В своей духовной жизни этим словом они определяли сферу верований и обрядов, благоговейное и почтительное поклонение богам. В русской культуре слово «религия» вошло в оборот в XVIII в. Оно было связано прежде всего с верой в Бога. Аналогичные понятия имеются в исламской и еврейской религиозных культурах, но они больше тяготеют по своему смыслу к культу, обычаю, закону. У буддистов нет понятия «религия» как веры в Бога, а есть понятие высшего духовного начала и пути спасения.


Религиозные истины


Большинство религий основываются на исповедании духовного, совершенного, разумного Бога, являющегося творцом всего существующего, в том числе человека, и всегда присутствующего в мире. Религия учит, что Бог есть неизменный идеал добра, истины и красоты. Он есть цель духовных устремлений человека. Следующей важнейшей истиной религии, прямо вытекающей из признания бытия Бога, является убеждение в том, что человек не только способен к общению с Богом, к совершенной и вечной жизни, но и вступает с Богом в личностные отношения посредством этого общения. И ещё одна религиозная истина — постулат о совершенной, вечной жизни.

Что означает слово «Бог» в русском языке и в других языках славянского происхождения? Слово «Бог» родственно санскритскому bhaga, что значит «одаряющий, наделяющий», в свою очередь происходящему от bhagas — «достояние», «счастье». Слово «богатство» тоже родственно слову «Бог». В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, на людей, на всё живое. Бог, согласно религии, одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством.

Существенный элемент любой религии — это откровение. Верующие убеждены в возможности и необходимости для человека Божественного откровения. И хотя учение об откровении в разных религиях имеет свои особенности, сама вера в откровение всегда сохраняется. Христианство, ислам и иудаизм целиком и полностью базируются на откровении. Ему они обязаны своим возникновением. Религиозные учения обычно выделяют два вида откровения. Первое — это так называемое естественное откровение. Оно представляет собой такое понимание Бога, которое получает человек на основании изучения и познания самого себя и окружающего мира. Многие мыслители древности, искавшие истину и смысл человеческой жизни, размышлявшие о начале и причинах мироздания, приходили к твёрдому убеждению в существовании единого Бога. К этой мысли подошли, например, древнегреческие философы Гераклит, Сократ, Ксенофонт.

Однако под словом «откровение» в религии понимается главным образом сверхъестественное откровение, т. е. особое действие Бога, дающее людям истинное знание о Нём. Носителями или проводниками такого откровения выступают особо избранные люди — пророки, возвещающие основные истины, исповедание и исполнение которых необходимо для верующих. Именно откровение даёт людям знание о Боге. Согласно религиозному взгляду на мир, особенность откровения заключается в том, что его основополагающие истины являются не следствием человеческих наблюдений или философских умозаключений, а прямым словом Самого Бога.

Переданное через пророков откровение обычно записывается в специальных священных книгах, называемых Священным Писанием (в христианстве это Библия, в исламе — Коран, в иудаизме — Тора и т. д.). Это очень древние книги, написанные много веков назад. В этих книгах можно найти много сведений о жизни людей в те времена, об их культуре и знаниях, особенностях их взгляда на мир. Священные книги доносят до нас основные истины религии на том языке, которым пользовались люди много веков назад. Поэтому сегодня сложно понимать эти книги. В них почти нет отвлечённых понятий и терминов, которые играют важную роль в современном языке.

Когда надо было обозначить какой-то промежуток времени, не говорили «эпоха» или «период» — говорили «час», «день», «год» или «век»; когда надо было сказать о материальном и духовном мире, не говорили «материя» и «духовная реальность», но — «земля» и «небо». Во многих религиозных текстах о Боге говорится как о человекоподобном существе, имеющем лицо, глаза, уши, руки, плечи, крылья, ноги, дыхание. Говорится, что Бог поворачивается или отворачивается, вспоминает или забывает, гневается или успокаивается, удивляется, скорбит, ненавидит, ходит, слышит. Через эти образы и изображения передавалось видение Бога как живого существа, неописуемого и недоступного для ума человека.

Другим важным элементом любой религии является вера, т. е. уверенность в том, что не дано видеть и познавать непосредственно. Вера предполагает личное участие человека, его свободное соглашение с предметом веры, который не очевиден. Человек может согласиться или не согласиться с религиозными утверждениями. Религиозная вера обязательно предполагает свободное согласие, свободное самоопределение человека. Однако вера не исключает разума, не исключает знания. Напротив, верующий человек должен хорошо знать истины своей веры. Ведь верят не во что-то вообще, вера имеет свой предмет. Верующий может знать всё то, с чем знакомы люди, несогласные с его верой. В этом смысле религия не противоречит разуму.


Человек — существо духовное


Религиозное мировоззрение связано с учением о том, что человек принципиально отличается от всех других видов и форм жизни. Он является венцом творения, вершиной творческого процесса Бога. Бог сотворил человека «из праха земного», т. е. из материи. Человек есть, таким образом, плоть от плоти земли, из которой он вылеплен «руками Божьими». Но Творец также «вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою». Будучи земным, человек получает некое «божественное начало», поэтому отличается от всех прочих живых существ: он занимает высшее положение в этой иерархии.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».

Библия. Книга Бытия. 1:26—31.

Таким образом, человек есть не просто биологическое существо, но и духовное, обладающее не только телом, но и душой, носительницей ума, воли, свободы.

Во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном, посмертном существовании человека, его души. В религиозном откровении мы находим учение о вечной жизни человека. Благодаря этому учению земная жизнь и деятельность человека в религиозном контексте приобретает особенно ответственный характер и полноценный смысл. Цель земной жизни человека, по религиозному учению, состоит в подготовке к вечности. Эта подготовка требует большого напряжения, особых усилий и даже страданий. Каждому человеку как для земной, так и для будущей вечной жизни необходимы труд, упорство и терпение, воспитывающие его дух и дающие ему возможность реализовать себя в вечности.

Религия утверждает различие добра и зла — это важнейшие нравственные категории, обозначающие предельные свойства бытия. Добро — это всё должное, положительное, гармоничное, а зло — это всё предосудительное, отрицательное, дисгармоничное. Составной частью религиозного мировоззрения является представление о совести как наиболее очевидном проявлении нравственного закона в человеке. Нравственное чувство — это то, что внутренне присуще человеку, записано в его сердце. Великий немецкий философ И. Кант писал, что его «больше всего поражает нравственный закон, имеющийся внутри человека».

Вопрос духовной жизни является основным для религии, именно состояние духа находится в центре внимания религиозной деятельности. От состояния духа человека зависят отношение к людям, окружающему миру, чувства, желания, переживания и т. д. Здравое духовное состояние является целью религиозной практики. Достигается это путём самодисциплины и очищения от пороков и страстей. Таким образом, духовность в религиозном смысле отличается от светского понимания этой категории, в котором она связывается прежде всего с обладанием культурным багажом и моральными нормами (об этом читайте в последнем разделе книги).

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconКалендарно тематическое планирование курса «основы религиозных культур и светской этики» модуль «основы светской этики» 2 ч в неделю всего 34 часа
В соответствии с Учебной программой курса «Основы религиозных культур и светской этики» Москва, 2009
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» icon«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
В нём затронуты проблемы нравственного воспитания, поведения в обществе, которые так актуальны в наше время для подростков, а также...
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» icon«Этикет»
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для...
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconЗадача нового учебного курса создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания,
Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconВнеклассное мероприятие по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Тема мероприятия
Нии подобных мероприятий. Мероприятие позволяет формировать коммуникативные качества личности младшего школьника: умение общаться,...
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconОсобое внимание уделено формам и методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного вос­питания детей
...
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconПамятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (далее сокращение курс орксэ)
Введение учебных курсов определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений...
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconОсновы мировых религиозных культур
Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconОсновы светской этики
Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconПримерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница