Вы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \"омбудсмен\" и зачем он нужен школе?




Скачать 67.37 Kb.
НазваниеВы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \"омбудсмен\" и зачем он нужен школе?
Дата27.08.2012
Размер67.37 Kb.
ТипВопрос
Обращение Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса ГОУ ЦО № 1861 «ЗАГОРЬЕ» Серебряковой А.С.

Уважаемые родители, участники образовательного процесса!

Вы часто обращаетесь с вопросом: «Кто такой "омбудсмен" и зачем он нужен школе?


Ответить на первый вопрос можно несколькими словами: "омбудсмен" – шведское слово, означающее «уполномоченный по защите прав человека». На второй вопрос так просто не ответишь.

Все исследователи социальных процессов, происходящих в современной постсоветской России, единодушны в том, что понятие «права человека» остается чуждым и непонятным абсолютному большинству населения. Оно не осознается как ценность и как повседневная необходимость. Ещё более экзотичным выглядит понятие «права ребенка».

Традиционное общество, в рамках культуры которого остается сегодня большинство населения, просто не нуждается в нем. Даже для наиболее развитых в правовом отношении граждан, к которым относятся и москвичи, права ребенка – это что-то экзотичное, как, например, большой взрыв: интересно, конечно, но абсолютно не относится к реальной повседневной жизни. Не относится к этой повседневной жизни и тот факт, что Россия, подписав соответствующие Международные документы, обязана эти неизвестные и малопонятные права ребенка соблюдать. Кто же способен реально позаботиться о соблюдении этих прав? При сплошной бюрократизации государственных и нежизнеспособности общественных организаций ясно, что повседневную работу по этой проблеме может вести только школа. Причем для школы это естественная работа по своей сути. Остается непонятным, почему школа еще не осознала всей важности и органичности этой своей миссии – быть сторожем и охранителем детей «над пропастью во ржи».

Работа эта не только необходима детям и обществу, она также необходима и плодотворна для самой школы. Атмосфера детской защищенности и психологического комфорта меняет стиль школьной жизни, на деле превращает учителей и детей в союзников и единомышленников. То есть работа по защите прав ребенка – действенный инструмент повседневной педагогической практики.

Первое, что необходимо сделать, чтобы изменить школьную реальность – это добиться осознания и принятие важности самой идеи защиты прав теми, от кого все зависит – учителями. Каждая школа – особый организм, и пути решения этой задачи в каждой школе свои. Но, конечно, ничего не выйдет, если сам директор не будет убежден в необходимости такой работы. Поэтому ни в коем случае нельзя начинать ее без внутренней потребности, как очередную навязанную школе кампанию.

Прежде всего, нужно отметить, что, как и всякую работу, если мы хотим, чтобы она была эффективной, необходимо вести в системе. Тогда каждый элемент увеличивает действенность другого, они взаимно подкрепляются, и дело идет легче. Элементами такой системы могут быть следующие:

  • Деятельность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.

  • Работа по выработке своеобразного "общественного договора", то есть детям, родителям и учителям нужно договориться о том, что можно и чего нельзя. У нас в школе такой документ называется «Правила школьной жизни».

  • Необходимо, чтобы в школе реально работали органы самоуправления, чтобы они принимали значимые для школы решения, проводили их в жизнь. Проще всего не создавать какие-то новые образования, вроде школьного парламента и т.п., а наладить работу Совета школы. Но тут, как говорится, возможны варианты.

  • Необходимо дать детям возможность говорить о своих проблемах. Гласность, конечно, понятие немодное, но крайне необходимое.

Это – минимум элементов системы, может быть и больше.

Подробнее надо сказать о деятельности омбудсмена. Это шведское слово, хотя и непривычно для нас, но все же прижилось, просто потому что, короче неуклюжего "Уполномоченного..." Прежде всего, он защищает права не только детей, но и родителей и учителей как участников образовательного процесса. Хотя, конечно, зашита прав ребенкаприоритетное направление его работы. По нашему Положению, им может быть совершеннолетний, то есть это либо учитель, либо родитель. Им не может быть администратор, так как вся деятельность омбудсмена ведется именно не административными методами. Этот поствыборный. Процедура может быть разной, но непременно предельно демократичной. Важно соблюсти альтернативность выбора, обеспечить тайное голосование, абсолютную честность процедуры. Омбудсменлицо никому не подотчетное и ни от кого независимое. Он обладает максимальной самостоятельностью в своих действиях и правом самому решать, какие методы решения проблемы подходят в том или ином случае. Но это всегда и обязательноне административные меры, за омбудсменомсила авторитета, а не должности. Большинство обращений детей к омбудсмену касалось посягательств учителей на их свободное время. Слишком большой объем домашних заданий, затягивание урока после звонка на перемену, домашние задания до 7 класса на понедельниквсе это проблемы, знакомые каждой школе, и не секрет, что часто на них не обращают внимания.

«Правила школьной жизни» являются необходимым документом, фиксирующим основы жизни школы. Его разработка – самое сложное и трудоемкое дело в организации работы по созданию в школе правового пространства. Ведь важно, чтобы в их разработке приняли участие и учителя, и ученики и родители. В процессе работы создается несколько редакций, они проходят экспертизу юриста, правятся, сводятся вместе, и все это не один крут. Работа долгая и кропотливая. Зато процедура подписания готового документа должна превратиться в настоящий праздник. Потом, конечно, потребуются изменения, но сами «Правила» введут сложные школьные отношения в определенные рамки, принятые всеми и приемлемые для всех.

Выстраивая работу по защите прав человека, важно не сделать из нее пустую игру. Поэтому мы отказались от таких названий, как школьная Конституция, детский парламент и т.п. Стараемся называть вещи своими именами. Конституция в стране одна, и власть Совета ограничена рамками его компетенции (кстати, у директора существует право "вето" на его решения, и это не проявление деспотизма, а отражение директорской ответственности за все, что происходит в школе).

Для того чтобы в школе было создано правовое пространство, чтобы дети чувствовали себя спокойными и защищенными, нужно только одно, но необходимое условие: взрослые должны этого захотеть. По приказу и принуждению живое дело сделать нельзя.

Похожие:

Вы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \\\"омбудсмен\\\" и зачем он нужен школе? iconТема: «Кто и зачем должен соблюдать правила?»
Цель: формирование положительного отношения к правилам поведения в школе у младших школьников
Вы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \\\"омбудсмен\\\" и зачем он нужен школе? iconРекомендации для родителей учащихся Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от...
Вы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \\\"омбудсмен\\\" и зачем он нужен школе? iconТитестер дегустатор чая. Казалось бы, каждый из нас в этом деле мастер. Но сможем ли мы различить хотя бы несколько вкусовых оттенков в пяти различных сортах
Такой чай уже идет в продажу. Как вы уже поняли, овладеть этой профессией может далеко не каждый. Здесь нужен и определенный, довольно...
Вы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \\\"омбудсмен\\\" и зачем он нужен школе? iconЗачем нужны каникулы?
Кто сказал, что учить правила грамматики скучно и утомительно? А вот ученики 5-а класса доказали, что русский язык может быть веселым...
Вы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \\\"омбудсмен\\\" и зачем он нужен школе? iconПравила поведения в общественном транспорте
Во всех видах транспорта вывешены правила, определяющие права и обязанности пассажиров. Однако редко кто читает их, а потому часто...
Вы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \\\"омбудсмен\\\" и зачем он нужен школе? iconВ чем преимущество форекса перед остальными сферами бизнеса. Почему и как на нем зарабатывают профессионалы и разоряются новички
...
Вы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \\\"омбудсмен\\\" и зачем он нужен школе? iconPуководство администратора сети в ос linux
...
Вы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \\\"омбудсмен\\\" и зачем он нужен школе? iconКурского района Ставропольского края Социальный проект по переписи населения в школе Тема: «Кто мы такие? Кое-что о нас »
В октябре 2010 года в стране шла перепись населения, в которой принимали участие большинство жителей РФ. Мы решили провести свою...
Вы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \\\"омбудсмен\\\" и зачем он нужен школе? iconЗанятие Кто такой школьник?
Этот вопрос. В заключении ведущий подводит итоги дискуссии, обобщая конструктивные высказывания детей. Формулируется цель уроков:...
Вы часто обращаетесь с вопросом: Кто такой \\\"омбудсмен\\\" и зачем он нужен школе? iconЗатем вы начнете удивлять, обескураживать и даже раздражать окружающих. А потом окружающие, глядя на то, что происходит с вами, будут брать с вас пример
Тран-серфингу как технике управления реальностью. Но возможно, именно это позволит вам окончательно проснуться в сновидении наяву...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница