Пояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса




Скачать 254.93 Kb.
НазваниеПояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса
Дата27.08.2012
Размер254.93 Kb.
ТипПояснительная записка


Пояснительная записка к программе по русскому языку

для 10 класса

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе программы по русскому языку Нины Григорьевны Гольцовой из сборника «Программы курса «Русский язык» 10 – 11 классы», М.: Русское слово, 2005 год и предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.

Это программа второго вида в связи с тем, что в соответствии с учебным планом школы № 84 на изучение русского языка в 10 классе выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г. Гольцовой.

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста.

В рабочей программе в соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку предусматривается анализ текстов разных жанров для разных видов лингвистического анализа текстов; введены вопросы раздела кубановедение, что позволяет оживить урок, изучать кубанские диалектизмы и лучше усваивать нормы русского литературного языка.

11 часов отведено на контрольные работы. Эти часы помогут проверить знания по темам «Орфография», «Морфология», умение писать сочинения, изложения. Остальные часы отведены на углубленное изучение тем, пройденных в основной школе.

Все часы имеют практическую направленность, что дает возможность учащимся не только глубже изучить предмет, но и основательнее осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Цели обучения русскому языку в 10 классе: повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

Задачи обучения русскому языку:

- формировать коммуникативную, языковую, лингвистическую, культуроведческую компетентности как результат освоения содержания курса «Русский язык»;

- учить использовать учебник как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку;

- вырабатывать практические навыки правильного письма;

- расширить знания о пунктуации: вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность.

Тематическое распределение часов






Разделы

Кол-во часов

авторская программа

рабочая программа

1

Введение




1

2

Лексика. Фразеология. Лексикография




10

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия




7

4

Морфемика и словообразование




9

5

Морфология и орфография




41




Принципы русской орфографии




9




Части речи




32




Имя существительное




4




Имя прилагательное




3




Имя числительное




2




Местоимение




3




Глагол




3




Причастие, деепричастие




3




Наречие




3




Слова категории состояния




1




Служебные части речи




10




Предлог




2




Союз




3




Частица




3




Междометие




2




ИТОГО

34

68


Содержание обучения

Введение

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); Основные функциональные стили современного русского литературного языка.


Лексика. Фразеология. Лексикография

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.


Фонетика. Графика. Орфоэпия

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения.


Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари.

Основные способы формообразования в современном русском языке.


Морфология и орфография

Принципы русской орфографии

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 3Ч, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.


Части речи


Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имён существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имён существительных.

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имен существительных.

Правописание сложных имен существительных.

Составные наименования и их правописание.


Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и кратки е формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на ий.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.


Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имён числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имён числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.


Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.


Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.


Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.


Деепричастие как глагольная форма.

Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.


Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий.

Гласные на конце наречий.

Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.


Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на о, и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.


Служебные части речи


Предлог

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.


Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.


Частицы

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.


Междометие

Междометие как особый разряд слов. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий.

Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.



Перечень практических работ

Контрольных диктантов 4

Контрольных словарных диктантов 4

Контрольных изложений 3

Контрольных сочинений 2

Сложных развернутых планов 2

Лингвистических анализов текста 4


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 10 класса

Учащиеся должны знать основные функции языка в современном мире; истоки русского языка, основные функциональные стили русского языка, уметь аргументированно охарактеризовать основные функциональные стили русского языка.

К концу 10 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

По лексике:

- употреблять в речи нужное по смыслу значение многозначного слова, иностранного;

- дать толкование лексического значения слова, соотносить слова и его лексическое значение;

- должны знать основные лексические изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты, употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности; находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа;

- уметь пользоваться справочной литературой для получения необходимой информации.

По фонетике:

- соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию;

- объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова;

- выполнять фонетический разбор слова.

По орфоэпии:

- соблюдать орфоэпические нормы обыденной речи.

По морфемике и словообразованию:

- находить значимые части слова, различать процессы слово- и формообразования, выполнять словообразовательный разбор предложенных к анализу слов.

По морфологии и орфографии:

- делать морфологический разбор частей, находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

По связной речи:

- определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи;

- передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем, тезисов, конспектов, сообщений, докладов, рефератов;

- уместно употреблять цитирование;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

- формулировать основную мысль своего высказывания;

- развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

- отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи.

Похожие:

Пояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса iconПояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку в 8 классе
В 7 классе работаю по программе, разработанной авторским коллективом под руководством М. М разумовской. На основе примерной программы...
Пояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса на 2010-2011 учебный год
...
Пояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса iconПрограмма курса русский язык. 1-4 классы Пояснительная записка
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального...
Пояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса iconРабочая программа по русскому языку и литературному чтению (период обучения грамоте) и русскому языку (систематический курс) для умк «Школа России» Класс 1
Программа разработана на основе Примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта
Пояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса iconПрограмма по русскому языку Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета. Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль
Пояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса iconПрограмма по русскому языку Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета. Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль
Пояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса iconТематическое планирование по русскому языку для 2 класс
Календарно тематическое планирование по русскому языку для 2 класса (1-4) на 1 полугодие
Пояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса iconПояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (М.: Вентана-Граф, 2003)
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница