Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение




НазваниеМетодические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение
страница1/10
Дата27.08.2012
Размер1.42 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Государственное образовательное учреждение

Ярославской области

«Институт развития образования»


Дипломная работа

« Коррекционная роль дидактической игры в обучении детей с умственной отсталостью»

(На примере обучения русскому языку в 3-м классе)


Исполнитель:

Аксенова Елена Ивановна,

заместитель директора по УВР

МОУ СОШ№2 г.Гаврилов-Яма

Научный руководитель:

Чистякова Маргарита Васильевна,

доцент кафедры педагогики и психологии

ГОУ ЯО «Институт развития образования»


Ярославль

2010

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3


Глава 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, раскрывающий заявленную проблему

1.1. Психофизиологические особенности детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………7

1.2.Особенности обучения русскому языку детей с умственной отсталостью ……………………………………………………………………..9

1.3 Дидактическая игра как средство обучения…………………………..11

1.4 Особенности применения дидактических игр на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью…………………..24

Глава 2. Построение и апробирование системы специальной работы, направленной на использование дидактической игры на уроках русского языка в 3-м специальном (коррекционном) классе VIII вида и методика ее применения……………………………………………………………………30

2.1. Организация и проведение специальной работы по использованию дидактических игр с детьми с умственной отсталостью……………………………………………………………………37

2.2. Содержание специальной работы по использованию дидактических игр на уроках русского языка в 3-м специальном (коррекционном) классе VIII вида………………………………………………………………..42

2.3. Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка…………………………………………………….50

Заключение……………………………………………………………………..57

Список использованной литературы……………………………………….60

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры дают возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В различных системах обучения детей с нарушениями игре отводится особое место. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождения. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Не секрет, что в наш быстро переменчивый век важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование – это этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня качества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний. Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра, как один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Русский язык, один из важнейших предметов, преподаваемых в школе. На уроках письма у детей развивается фонематический слух, речь, словарный запас, мелкая моторика рук и многое другое, что помогает в формировании психологических (мышление, память, внимание, речь) и физических качеств ребенка. Поэтому использование в педагогической практике дидактических игр по русскому языку крайне актуально для детей с умственной отсталостью

Данная работа актуальна в силу того, что сегодня в педагогической литературе не достаточно широко исследован вопрос о влиянии дидактических игр на формирование личности детей с нарушением интеллекта в младших классах.

Объектом изучения являются особенности обучения русскому языку в 3-м классе детей с умственной отсталостью.

Предметом изучения является коррекционная роль дидактических игр, применяемых на уроках русского языка при обучении детей с нарушениями интеллекта.

Гипотеза дипломной работы: дидактические игры, используемые на уроках русского языка, позволяют повысить качество усвоения программного материала и способствуют развитию интереса к предмету.

Цель работы: построение системы дидактических игр, используемых на уроках русского языка с целью повышения качества усвоения учебного материала.

Задачи работы:

  1. Изучить литературу раскрывающую:

- психофизиологические особенности детей с умственной отсталостью;

- особенности обучения русскому языку детей с умственной отсталостью;

- проблемы дидактической игры, в том числе, используемой в учебной деятельности.

2. Построить систему дидактических игр на уроках русского языка с детьми с умственной отсталостью ( на примере 3-го класса)

3. Провести работу по применению дидактических игр на уроках русского языка.

4. Проанализировать результаты проведенной работы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение iconНа уроках русского языка
Ведь только тогда можно почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка, именно поэтому тема методической...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение iconИспользование дидактических игр в процессе изучения пдд
Методические рекомендации по изучению правил дорожного движения в начальной школе
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение iconМетодическая разработка Алексеева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Практические аспекты дифференцированного обучения на уроках русского языка
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение iconМетодические рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка в связи с егэ
Цель егэ по русскому языку – проверить знания выпускника по всему курсу изучаемого предмета, задания экзамена охватывают все разделы...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение iconМетодические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (икт) на уроках русского языка
Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, лингвокультурология
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение iconЧто особенного в уроках русского языка?
А помогло мне в этом то, что мы учились открывать знания сами, и даже, если я уезжала на соревнования, то я брала учебник русского...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение icon«Дидактические игры природоведческого содержания. Их значение и классификация. Использование дидактических игр в работе с детьми. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах.»
Огие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности,...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение iconДоклад на научно-практической конференции по теме: «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений учащихся»
«Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение iconМетодические рекомендации по использованию на уроках информатики электронных материалов по программе «Информатика в начальных классах»
На современном этапе предмет «информатика» является неотъемлемой частью процесса образования и входит в учебный план наряду с такими...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках русского языка Заключение iconНа уроках русского языка
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «Образование»
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница