Программа аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки




Скачать 228.86 Kb.
НазваниеПрограмма аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки
Дата08.09.2012
Размер228.86 Kb.
ТипПрограмма

Зав.кафедрой «Философия»


проф. Огородников В. П.

протокол заседания

кафедры №3 от 25.октября.2005


«История и Философия науки»

Программа аспирантского курса (2005/2006 уч.год)


Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии. Эволюция подходов к анализу науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Позитивисткая и постпозитивисткая трактовки феномена научного познания.


Тема 2: Наука в современной цивилизации Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности . Особенности научного познания. Специфика научного, философского и эстетического освоения мира. Наука и обыденное познание. Функции науки в жизни общества.


Тема 3: Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Западная и восточная средневековая наука.


Тема 4: Становление опытной науки в новоевропейской цивилизации Формирование идеалов математизированного и опытного знания (Р.Бэкон, У.Оккам) Борьба эмпиризм и рационализма в научной методологии Нового времени (Г. Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт)..Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук.


Тема 5: Структура научного знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Связь элементов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения. Структура эмпирического знания. Структура теоретического знания.


Тема 6: Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. . Материализм и идеализм в интерпретации фактов науки. Метафизический и диалектический методы научного познания. Философская трактовка пространства-времени

и конкретно-научные концепции Всеобщие законы развития и законы науки. Детерминизма как ведущий принцип научного познания.


Тема 7: Процесс порождения нового знания Чувственное и логическое в познании. Роль языка в познавательном процессе. Проблема субъекта и объекта познания. Научное познание как процесс получения истины. Проблема критерия истины. Реальность как объект научного познания. Типы онтологий.


Тема 8: Онтологические и гносеологические основания науки.. Идеалы и нормы исследования, их историческая и логическая детерминированность. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Научная картина мира и научное мировоззрение. Логика и методология науки. Математика как методология науки


Тема 9: Методы и формы научного познания.Связь философских и общенаучных методов познания и преобразования действитель­ности. Историческое в логическое. Наблюдение в эксперимент. Моделирование и его формы.


Тема 10: Логика как основание и органон науки Логичность и истинность Основные законы логики Типы умозаключений Правила и ошибки в доказательстве


Тема 11: Научные традиции и научные революции.Типы научной рациональности Взаимодействие традиции и нового знания в науке. Основания и сущность научной революции. Научное открытие – диалектика случайности и необходимости.Смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, "постнеклассическая" наука.


Тема 12: Особенности современного этапа развития науки .Перспективы научно-технического прогресса. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания.


Тема 13: Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.Эмпирическая социология и позитивизм. Диалектико-материалистическое понимание социального развития. История общества в интерпретации объективного и субъективного идеализма. Формационный и цивилизационный подходы к социально-историческим исследованиям. П.Сорокин о социальном развитии и социальной динамике.


Тема 14: Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Сциентизм и антисциентизм. Наука и па-ранаука. Научная рациональность и проблема диалога культур.Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.


Тема 15: Философия техники и методология технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Познание и практика, исследование и проектирование


Тема 16: Социальная оценка техники как прикладная философия техники.Проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса;. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды.


Литература:


Тема1: Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.; Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996; Назиров А.Э. Философия науки. СПб., 2004; Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. –М.,2000; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.;Наука в культуре. М., 1998.; Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996; Ильин В.В. Наука.. Философия и методология науки. СПб., 2002; Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005; Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М.,1971.; Конт О. Дух положительной философии. –СПб.,1910.; Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. – М., 1989; Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.


Тема2: Келле ВЖ. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.; Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.; Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. –М.,1998.; . Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.; Принципы историографии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев.

М., 2001.; Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994; Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005; Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии науки. М.: Прогресс, 1990. (См.: Вступительная статья; Раздел I, гл. 1, 3-6, 9, 12; Раздел III, ч.3).; Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.; Д. Бернал. Наука в истории общества. М., 1956. Ильин В.В. Наука. Философия и методология науки. СПб., 2002


Тема3: Ахутин В. А. Понятие «природы» в античности и в новое время. М., 1988; Дильс Г. Античная техника. М.; Л., 1934; Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.; Наука в культуре. М.,1998.; Н.И. Кузнецова. Наука в её истории. М., 1982.; Введение в философию. Учебник для ву­зов. В 2-х ч.Ч.1.М..1989, Гл2,§3.; Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. СПб, 2003 Гл.3; Уитни Ч. Открытие галактики. М.. 1975; Жеребцов А. Тайны алхимиков и секретных обществ. М., 1999 Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005; Антология мировой фи­лософии, В 4-х томах, Т.1.Ч.1.М, 1969.С.267- 437.; Антология мировой фи­лософии, В 4-х томах, Т.1,4.1, М., 1969, с.69-261; Быдагов Р.А. История слов в истории общества. М., 1971; Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989; Лурье С. Архимед. М.-Л, 1940.


Тема4: Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М., 1987.; Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.; Мамчур ЕЛ. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.; Гессен Б. М. Социально-экономические корни механики Ньютона. М.; Л., 1934; Гузевич Д. Ю. Формирование и развитие технических наук в 20-70-е годы XIX века. Очерки истории технических наук. Ч. 4. СПб., 2001; Иванов Б. И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.:Наука, 1977; Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе. ММ., 1934 Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в 2 т. Т. 2. М, 1978; Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 1; Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987; Мандрыка А. П. Очерки развития технических наук. Л., 1984.


Тема5: Огурцов АЛ. Дисциплинарная структура науки. М., 1988; Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.,2000.; Ильин В.В. Наука. Философия и методология науки. СПб., 2002; Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005; Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983.


Тема6: Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988Франк СЛ. Введение в философию в сжатом из­ложении. СПБ., 1993, с. 8-16. ; Философия. ред. Кужекин Н.С., Репях Н.А. СПб, 1998; Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. СПб, 2003 Гл.3. Пригожин И. Преоткрытие времени // Вопросы философии. 1989, №8. Уитроу Дж. Структура и природа времени. М„ 1984. Барашенков B.C. Представления о пространстве и времени в современной физике // Философские науки. 1984, №4; Введение в философию. Учебник для вузов.В 2-х ч. ч.2. М.. 1989, Огородников В.П. Пространство и время – ощущение, концепция, реальность. СПб:, 1997. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М. 1967. Ортега-и-Гассет. Углубление в себя и обращение вовне // Философские науки. 1991, №5. Каире А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985. Иванов В.Г. Принцип детерминизма в философии и физике. Л., 1974; Огородников В.П. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. М., 1985. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. Т20. Отдел пер­вый. Гд.7, 8,12, 13.


Тема7: Введение в философию. Учебник для вузов.

В 2-х ч. 42. М., 1989, Гл.12. Шебаршов П.Т. Познаваемость мира и его законов. Л., ВИКИ, 1985. Философия. ред. Кужекин Н.С., Репях Н.А. СПб, 1998; Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб, 2001; Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2004. Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005; Основы онтологии. СПб., 1997; Диалектика познания. Л.,1988. Лекторский В.А. Субъ­ект. Объект. Познание. М.,1980. Горак А. Истина в кон­тексте социума. // Фи­лософские науки. 1991, №12. Ильин В.В. Критерий научного знания. М., 1989 Ильин В.В. Наука. Философия и методология науки. СПб., 2002


Тема8: Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994; Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М. 2001; Целищев В.В. Логическая истина и эмпиризм. Новосибирск, 1974; Ильин Б.В. Критерии научности знания. М., 1989; Поппер К. Реализм и цель науки \\ Современная философия науки: знание, рациональность, ценность в трудах мыслителей Запада. –М.,1996; П.В. Алексеев. Наука и мировоззрение. М.,1983; Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986; Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983. Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005;


Тема9: Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2. М.. 1989. Гл.13. § 5. Теория познания. М.. 1991.Т.2. Разд.5. Гл.20. Швырев B.C. Научное познание как дея­тельность. М..1984. ; Философия. ред. Кужекин Н.С., Репях Н.А. СПб, 1998; Диалектика, познание, наука. М„ 1990. Загадка человеческого понимания. ; Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб, 2001; Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2004; Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005; Гайденко ПА. Про­блема рациональности на исходе XX века. // Вопросы философии. 1991,№6. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.


Тема10: Гетманова А.Д. Логика. М., 1995 (и др. изд.); Формальная логика. Л., 1977.; Светлов В.А. Практическая логика. СП ., 1995(и др. изд.); Огородников В.П. Наука правильно мыслить. СП б., 1993; Огородников В.П. Основы формальной логики. СП б., 1995; Огородников В.П. Логика. "Питер", 2004. Огородников В.П., Филиппов Г.Г. Логика. Законы и принципы правильного мышления. СЗАГС, 2002; Логика. М., 1995; Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971, 1973 г. г.;Горский Д.Н., Ивин А.А. Краткий словарь по логике. М.,1991


Тема11: Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.; Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995: . Арштов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999; Принципы историографии естествозна-ния. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев.

М., 2001; В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000;

Альтшуллер Г. С. и др. Поиск новых идей: От озарения к технологии. Кишинев, 1989;

Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1997; Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005; Кун Т. Структура научных революций. М., 2001;

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987; Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987; Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Детерминация научного поиска. Л. Наука. 1978;

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983.


Тема12: Арштов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999; Бриллюэн Л. Наука и теория информации.М., 1959; Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., 2001; Чернаеский Д.С. Синергетика и информация. М., 2004; Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002; Тарасов В.Б. От мультиагентных систем к интеллектуальным организациям:философия, психология, информатика. М., 2002. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Бранский В.П., Пожарский С.Т. Глобализация и синергетический историзм. Спб., 2004; Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005;


Тема13: Сорокин П. Человек, цивилизация, обще­ство. М,1992. Макиавелли Н. Государь. М., 1983. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. соб. соч. Т.ЗЗ. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.; Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2. М., 1989, Гл.15, §§ 1-3. Гл.18. Философия. ред. Кужекин Н.С., Репях Н.А. СПб, 1998; Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб, 200; Маркс К. К критике политической эконо­мии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. T.I 3. Шевченко В.Н. Социально-философский анализ развития общества. М., 1984. Чинакова Л.И. Социальный детерминизм. М.. 1985; Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005; Вебер М. Избранные произведения. М, 1990;Ясперс К. Смысл и наз­начение истории. М., 1991;Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы фи­лософии. 1990,№3. Поппер К. Нищета историцизма М,, 1992;0 человеческом в чело­веке. М., 1991; Бердяев Н. Смысл ис­тории. М.. 1990. Губман. Б.Л. Смысл истории. Очерки со­временных западных концепций. М., 1991. Понарин А.С. Возвра­щение в цивилизацию или "формационное одиночество"? // Фи­лософские науки. 1991, №8.


Семинарские занятия


1. История становления науки до европейского средневековья (тема 3)


1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний

2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

3. Западная и восточная средневековая наука.


2. Становление опытной науки в новоевропейской цивилизации (тема 4)


1. Формирование идеалов математизированного и опытного знания (Р.Бэкон, У.Оккам)

2. Борьба эмпиризм и рационализма в научной методологии Нового времени

(Г. Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).

3.Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук.


3-4. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.

(тема 6)


1. Материализм и идеализм в интерпретации фактов науки.

2. Метафизический и диалектический методы научного познания.

3. Философская трактовка пространства-времени

и конкретно-научные концепции

4. Всеобщие законы развития и законы науки.

5. Детерминизм как ведущий принцип научного

познания.


5. Основания науки.

(тема 7)


1. Идеалы и нормы исследования, их историческая и логическая детерминированность.

2. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Научная картина мира и научное мировоззрение.

3. Математика как методология

науки


6. Динамика науки как процесс порождения нового знания

(тема 8)


1. Чувственное и логическое в познании.

2. Роль языка в познавательном процессе. Проблема субъекта и объекта познания.

3. Научное познание как процесс получения истины. Проблема критерия истины.

4. Реальность как объект научного познания. Типы онтологий.


7. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

(тема 9)


1. Взаимодействие традиции и нового знания в науке. Основания и сущность научной революции.

2. Научное открытие – диалектика случайности и необходимости.

3.Смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, "постнеклассическая" наука.


8. Особенности современного этапа развития науки .Перспективы научно-технического прогресса

(тема 12)


1. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

2. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

3. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

4. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания


9. Философия техники и методология технических наук

(тема 14)


1. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники.

2. Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое».

3. Познание и практика, исследование и проектирование.


10. Особенности неклассических научно-технических дисциплин.

(тема 16)


1. Различия современных и классических научно-технических дисциплин

2. Системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез

3. Приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники

4. Системные исследования и системное проектирование


Тематика рефератов и методические указания к их написанию. Литература для подготовки

Работа над РЕФЕРАТОМ начинается с выбора ТЕМЫ. Возможны два варианта выбора темы реферата:

1) выбор из рекомендательного списка «Примерные темы рефератов»;

2) выбор темы, отсутствующей в списке «Примерные темы ре­фератов».

Соискатель должен согласовать тему со своим научным руководителем и кафедрой философии. Тема реферата должна коррелировать с темой предполагаемой диссертации соискателя. Тема утверждается приказом по научной или учебной организации, где выполняется диссертационное исследование. Реферат, написанный по неутвержденной теме, считается недействи­тельным и его автор не допускается к кандидатскому экзамену.

Реферат визируется научным руководителем соискателя.

Реферат представляет собой сжатое логическое изложение содержания:

- НЕСКОЛЬКИХ книг, брошюр по истории и философско-методологических основаниях развития отрасли науки (одной из направлений) с которой связаны научные исследования соискателя и тема его диссертации.

  • изложение истории и философско-методологических оснований становления проблематики собственной научной работы.

Задача реферата - изложение основных идей, содержащихся в конспектируемых книгах или статьях.

РЕФЕРАТ предполагает определенную степень самостоятельности научного ис­следования и требует определения ПОЗИЦИИ АВТОРА или его ОЦЕНКИ излагаемого материала.


Требования, предъявляемые к оформлению реферата


ОБЪЕМ РЕФЕРАТА составляет около 24 машинописных стра­ниц (1 условный "печатный лист"). Если реферат печатается на машинке, то текст печатается через ДВА интервала, на странице содержится 1800 знаков, включая бук­вы, пробелы, знаки препинания. Если реферат набирается на компыотере, то текст лучше набирать через 1,5 или 2 интервала ШРИФТОМ 12 или 14.

Текст печатается или набирается с полями сверху, снизу и слева по 2,5 см, справа 1,0 см.

СТРУКТУРА РЕФЕРАТА выглядит следующим образом:

1. Реферат открывается ТИТУЛЬНЫМ ЛИСТОМ, в котором указывается название учебного заведения, отделение, фамилия, имя и отчество соискателя, кафедра, к которой он прикреплен, НАЗВАНИЕ РЕФЕРАТА, научный руководитель (с его визой).

2. После титульного листа на отдельной странице следует ОГЛАВЛЕНИЕ (план), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и НОМЕРА СТРАНИЦ, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. ПЛАН реферата обязательно должен иметь ВВЕДЕНИЕ. Вве­дение включает обоснование АКТУАЛЬНОСТИ выбранной те­мы, краткое описание используемых литературных источников, обозначение главных рассматриваемых аспектов (вопросов). Во введении обязательно формулируются ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ реферата.

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ реферата состоит обычно из 3-5 пара­графов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в конспектируемой литературе.

В тексте реферата ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ССЫЛКИ на цитаты и на конспектируемую литературу. Внутритекстовое цитирование следует сопровождать ссылками на соответствующую литературу, с указанием автора, издательства, года издания и номера цитируемой страницы. Возможно приведение сквозных ссылок. В таком случае прямо в тексте после цитаты в скобках указываются цифры, первая из которых означает номер цитируемого источника в списке литературы, вторая – номер страницы (в случае ссылки на многотомное произведение вторая цифра будет означать номер тома, третья – номер страницы).


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержит главные выводы и итоги из тек­ста ОСНОВНОЙ ЧАСТИ, в нем отмечается, как выполнены зада­чи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - здесь указывается РЕАЛЬНО использованная для написания реферата литература в АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ, с обозначением выходных данных (город, год издания, издательство).

7. СРОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ реферата – не менее чем за месяц до экзамена. Соискатели, не представившие реферат к этому сроку или получившие по реферату неудовлетворительные оценки, к экза­мену не допускаются.

Неудовлетворительно может быть оценен реферат, содержащий следующие типичные ошибки:

-поверхностное, многословное, нечеткое изложение основ­ных теоретических вопросов избранной темы, когда автор рефе­рата не отделяет главные проблемы от второстепенных;

-дословное переписывание текстов монографий, статей, учебников; заимствование текстов из Интернета;

- использование для реферирования устаревшей литературы;

- подмена научно-аналитического стиля изложения беллетри­стическим;

-подмена изложения теоретических вопросов длинными биогра­фическими справками;

- небрежное оформление реферата (отсутствие плана, ссылок, абзацев, неправильное библиографическое описание используе­мой литературы).


Примерные темы рефератов

соискателей ученых степеней всех научных специальностей, относящихся

к блоку наук технических направлений


1. Место и специфика истории технических наук как направления в ис­тории науки и техники.

2. Основные периоды в истории развития технических знаний.

3. Технико-технологические знания в строительной и ирригационной практике периода Древних царств (Египет, Месопотамия).

4. Развитие античной механики в Александрийском мусейоне.

5. Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда.

6. Техническое наследие Античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре».

7. Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V— XIV вв.).

8. Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи.

9. Горное дело и металлургия в трудах Г. Агриколы и В. Бирингуччо.

10. Фортификация и артиллерия как сферы развития инженерных зна­ний в VI—VII вв.

11. Великие географические открытия и развитие прикладных знаний в навигации и картографии.

12. Фрэнсис Бэкон и идеология «индустриальной науки».

13. Галилео Галилей и инженерная практика его времени.

14. Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.

15. Организационное оформление науки и инженерии Нового времени.

16. Вклад М.В. Ломоносова в горное дело и металлургию

17. Гидротехника, кораблестроение и становление механики жидкости в XVIII в.

18. Научные и практические предпосылки создания универсального теп­лового двигателя.

19. Паровой двигатель и становление термодинамики в XIX в.

20. Возникновение технологии как системы знаний о производстве в конце XVIII—начале XIX в.

21. Парижская политехническая школа и формирование научных основ машиностроения.

22. Развитие теории и практики в архитектуре и строительстве в XVIII—XIX вв.

23. Формирование научных основ металлургии в XIX в.

24. Становление и развитие инженерного образования в XVIII—XIX вв.

25. Научная школа машиноведения МГТУ: история и современность.

26. И.А. Вышнеградский и отечественная школа машиностроения.

27. Классическая теория сопротивления материалов — от Галилея до на­чала XX в.

28. История отечественной теплотехнической школы.

29. А.Н. Крылов — основатель школы отечественного кораблестроения.

30. В.Г. Шухов — универсальный инженер.

31. Создание научных основ космонавтики. Значение идей К.Э. Циол­ковского.

32. Создание теоретических и экспериментальных основ аэродинамики. Вклад отечественных ученых — Н.Е. Жуковского, С.А Чаплыгина и др.

33. Развитие машиноведения и механики машин в трудах отечественных ученых.

34. Становление и развитие технических наук электротехнического цик­ла в XIX — первой половине XX в.

35. Развитие математического аппарата электротехники в конце XIX — первой трети XX в.

36. Создание теоретических основ радиотехники. Идеи и достижения отечественных исследователей.

37. Технические науки в Российской академии наук: история Отделения технических наук.

38. История радиолокации и инженерные предпосылки формирования кибернетики.

39. Создание транзистора и становление научно-технических основ ми­кроэлектроники.

40. Атомный проект СССР и формирование системы новых фундамен­тальных, прикладных и технических дисциплин.

41. Развитие теоретических принципов лазерной техники. Вклад A.M. Прохорова и Н.Г. Басова.

42. Вклад в решение научно-технических проблем освоения космическо­го пространства С.П. Королева, М.В. Келдыша и др.

43. Системное проектирование и развитие системотехнических знаний в XX в.

44. Этапы компьютеризации инженерной деятельности в XX в.

45. Научный статус астрономии и космологии и их место в культуре.

46. История развития астрофизики.

47. История развития космологии.

48. История развития средств и методов исследования Вселенной.

49. Становление идеалов и норм описания и объяснения в астрономии и космологии.

50. Становления метода моделирования в практической космонавтике.

51. Основания и концептуальная структура современных космологических

теорий.

52. Развития представлений о начале и эволюции Метагалактики.

53. Сущность войны как социального явления – историко-философский аспект.

54. История становления концепции безопасности Российского государства.

55.Мир как идеал и реальное состояние общественных отношений.

56.Транспортная деятельность как объект фило­софской рефлексии.

57. Технические революции и их связь с историческим процессом

58.Направление повышения достоверности про­гнозов космической деятельности.

59.Становление ж/д транспорта как отрасли производства, техники и науки.

60.История железнодорожного транспорта и его роль в жизни общества.


Рекомендуемая литература:


см. литературу к темам общей программы аспирантского курса

ВОПРОСЫ

к кандидатскому экзамену по дисциплине

"История и философия науки"

(область науки "техника и технология")


  1. Предмет современной философии науки.

  2. Формы знания. Наука и научное познание.

  3. Объект и предмет научного познания их изменения в процессе развития общества.

  4. Эволюция подходов к анализу науки.

  5. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

  6. Позитивисткая и постпозитивисткая трактовки феномена научного познания.

  7. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности

  8. Развитие научного познания от геоцентризма к онтологическому негеоцентризму.

  9. Особенности научного познания.

  10. Специфика научного, философского и эстетического освоения мира.

  11. Наука и обыденное познание.

  12. Функции науки в жизни общества

  13. Соотношение анимистического, философского и научного мышления в истории познания и сегодня. Анимистическое сознание первобытного человека и человека XXI века, исторические формы анимистического сознания.

  14. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний

  15. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

  16. Западная и восточная средневековая наука.

  17. Формирование идеалов математизированного и опытного знания (Р.Бэкон, У.Оккам)

  18. Борьба эмпиризм и рационализма в научной методологии Нового времени

(Г. Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).

  1. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук.

  2. Научное знание как сложная развивающаяся система. Связь элементов научного знания.

  3. Эмпирический, умозрительный и теоретический уровни научного познания, критерии их различения.

  4. Структура эмпирического знания.

  5. Структура теоретического знания.

  6. Понятия методологии и методологического принципа. Основные уровни методологии науки.

  7. Материализм и идеализм в интерпретации фактов науки.

  8. Метафизический и диалектический методы научного познания.

  9. Философская трактовка пространства-времени и конкретно-научные концепции

  10. Закон как форма объективной общности и предмет научного познания.

  11. Всеобщие законы развития и законы науки.

  12. Детерминизм как ведущий принцип научного познания.

  13. Идеалы и нормы исследования, их историческая и логическая детерминированность.

  14. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.

  15. Научная картина мира и научное мировоззрение.

  16. Логика и методология науки.

  17. Чувственное и логическое в познании.

  18. Эмпиризм и рационализм – судьба старой дилеммы.

  19. Роль языка в познавательном процессе.

  20. Проблема субъекта и объекта познания.

  21. Научное познание как процесс получения истины. Проблема критерия истины.

  22. Реальность как объект научного познания. Типы онтологий.

  23. Связь философских и общенаучных методов познания и преобразования действитель­ности.

  24. Историческое в логическое.

  25. Наблюдение в эксперимент.

  26. Моделирование и его формы.

  27. Логичность и истинность

  28. Гипотеза и теория как основные формы фиксации знания.

  29. Основные законы логики

  30. Типы умозаключений

  31. Правила и ошибки в доказательстве

  32. Взаимодействие традиции и нового знания в науке.

  33. Основания и сущность научной революции.

  34. Научное открытие – диалектика случайности и необходимости.

  35. Смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, "постнеклассическая" наука.

  36. Эмпирическая социология и позитивизм.

  37. Диалектико-материалистическое понимание социального развития.

  38. Проблема субъекта социального действия и гуманитарного познания.

  39. История общества в интерпретации объективного и субъективного идеализма.

  40. Формационный и цивилизационный подходы к социально-историческим исследованиям.

  41. П.Сорокин о социальном развитии и социальной динамике.

  42. Экологическая этика и ее философские основания

  43. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

  44. Сциентизм и антисциентизм..

  45. Наука и паранаука.

  46. Научная рациональность и проблема диалога культур.

  47. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  48. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

  49. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

  50. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

  51. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания.

  52. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники.

  53. Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое».

  54. Познание и практика, исследование и проектирование.

  55. Первые технические науки как прикладное естествознание.

  56. Соотношения теоретического и эмпирического в технических науках.

  57. Особенности идеальных объектов технической теории.

  58. Техника в системе производительных сил общества. Техника и человек.

  59. Соотношении перцептуального, концептуального и объективно-реального в технической теории.

  60. Различия современных и классических научно-технических дисциплин

  61. Системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез

  62. Приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники

  63. Системные исследования и системное проектирование

  64. Проблема управления научно-техническим прогрессом общества.

  65. Научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса;

  66. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды.

  67. Наука и образование.

  68. Наука и нравственность.

  69. Человек и техника.

Похожие:

Программа аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки iconРабочая программа по русскому языку 4 класс на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа разработана к учебной программе С. В. Иванова. «Русский язык» умк «Начальная школа XXI века». 3-е изд., дораб и...
Программа аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки iconПояснительная записка Философская основа курса (значимость, важность, актуальность). Согласно концепции профильного обучения данные курсы призваны поддерживать и углублять базовые и профильные знания,
Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса, желающих совершенствовать свои умения и навыки в области современной русской...
Программа аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки iconПояснительная записка Философская основа курса (значимость, важность, актуальность). Согласно концепции профильного обучения данные курсы призваны поддерживать и углублять базовые и профильные знания,
Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса, желающих совершенствовать свои умения и навыки в области современной русской...
Программа аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки iconСводная аналитическая информация о ходе реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы за 2006 год
Предпринятые меры способствовали улучшению показателей работы правоохранительных органов. Так, по статистическим данным за 12 месяцев...
Программа аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки iconПрограмма курса «акционерное право россии»
Предмет и метод акционерного права. Корпоративное право: подходы к определению, соотношение с акционерным правом. Положения Концепции...
Программа аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки iconБюллетень за 2005 год
Информационно-аналитический бюллетень представляет собой ежегодный сборник официальных статистических документов и аналитических...
Программа аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки iconПрограмма «я гражданин России» Степень обучения (клас с)
Программа разработана на основе программы курса «Я – гражданин России» автор Н. Я. Чутко. Сборник программ для четырёхлетней начальной...
Программа аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки»
В настоящей программе представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания, закономерностям становления науки об искусстве...
Программа аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки iconВопросы к Экзамену по дисциплине «Международное частное право»
Основные черты развития науки мчп в России и за рубежом (ведущие школы, концепции К. Ф. фон Савиньи и П. С. Манчини и др.)
Программа аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки iconВопросы к Экзамену по дисциплине «Международное частное право»
Основные черты развития науки мчп в России и за рубежом (ведущие школы, концепции К. Ф. фон Савиньи и П. С. Манчини и др.)
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница