Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни»




Скачать 181.08 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни»
Дата08.09.2012
Размер181.08 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный
исследовательский университет
"Высшая
школа экономики"

Факультет истории
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева



Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни»




для направления 030600.68 «История» подготовки магистра


Автор программы: Вишленкова Е.А. д-р ист. н., проф. evishlenkova@mail.ru


Одобрена на заседании ИГИТИ


Директор ИГИТИ, проф. И.М.Савельева «__»____________2011 г.


Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2011 г.

Председатель Н.А. Проскурякова


Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.



  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Исследовательский семинар» (первый год обучения) являются:

    • Овладение первичными навыками академической работы и научной деятельности;

    • Знакомство с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения;

    • Знакомство с основными принципами научной этики;

    • Овладение навыками конспектирования лекций и научной литературы;

    • Овладение навыками работы с образовательными сайтами факультета и университета;

    • Знание принципов создания визуальных репрезентаций

    • Овладение навыками библиографического описания; правилами цитирования;

    • Освоение технологии работы с научной литературой;

    • Обретение опыта структурированного интервьюирования.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    • Знать жанры исторического письма, правила цитирования, оформления библиографических ссылок

    • Понимать значение научной этики в академической деятельности и для поддержании корпоративных отношений

    • Различать жанры исторического письма, составлять библиографические описания, осуществлять поиск библиографической информации

    • Обрести навыки конспектирования и реферирования научной литературы

    • Научиться готовить структурированное интервью


В результате освоения дисциплины студент получает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторического исследования; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию



ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Дает определение жанров исторического письма, обосновывает выбор источников и методики работы с ними, понимает последовательность этапов научного исследования, значение основных принципов научной этики в академической деятельности, создает интервью

Семинарские и практические занятия, дискуссии, написание реферата, проведение интервью.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку.

Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы в рамках исторической профессии.


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Понимать термины и категории исторической науки

  • Умение работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин.


5. Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Лекции Сем.и практич.


Самостоятельная работа

1

Вводное занятие

2

2







2.

Поиски информационных ресурсов по теме «История ГУ-Высшая школа экономики»

6




6

6


3.

Составление библиографии, библиографических аннотаций, историографических обзоров по теме «Университетская корпорация»

6




6

6

4.

Реферирование по теме «Хранение и передача символического капитала»

12




12

12


5.

Реферирование по теме «Университетский этос»

12




12

12

6.

Изготовление визуальных репрезентаций по теме «Университетские ритуалы»

10




10

10

7.

Интервьюирование по теме «Университетская мифология»

8




8

8

8.

Экзаменкруглый стол

2











Итого:

58




54

54



  1. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля




Кафедра

Параметры

Промежуточный

Реферат, презентация, интервью




КСИ




Итоговый

Экзамен




КСИ







    1. Критерии оценки знаний, навыков

Реферат – продемонстрировать владение первичными навыками реферирования научной литературы.

Экзамен – владение базовыми навыками поиска и обработки библиографической информации, понимание значения исторического источника в изучении прошлого; умение работать с научной литературой, знание предмета и задач университетской истории, ее места в системе исторического знания, ее специфики как научного направления, особенностей истории российских университетов.



  1. Содержание дисциплины


Тема 1: Вводная лекция. Тематика и назначение исследовательского семинара. Организация работы в нем. Распределение заданий и консультации по ним. Правила конспектирования и технология ведения записей.


Тема 2: Поиски информационных ресурсов по теме «История ГУ - Высшая школа экономики»

История университетских реформ. Университеты доклассические, классические и модерные. Государственная иерархия университетов в России: университеты городские, региональные, федеральные, научно-исследовательские. Государственный университет – Высшая школа экономики. Сайт ГУ-ВШЭ. Источники изучения истории университетов. Университетские архивы, музеи, сайты.


Задания для практических занятий:

История создания ВШЭ.

Лондонская школа экономики.

Структура и управление ГУ-ВШЭ.

География и пространство ВШЭ в Москве.

Электронные репрезентации ГУ-ВШЭ.

Исторический факультет ГУ-ВШЭ: концепция обучения.


К Теме 2: Обязательная информация



Тема 3: Составление библиографии, библиографических аннотаций, историографических обзоров по теме «Университетская корпорация»

Понятие «университетская корпорация». Признаки корпоративности. Формы корпоративности. Университетская автономия. Историография темы.

Что такое библиография? Российские государственные библиографические стандарты. Международные библиографические стандарты. Международный стандартный номер книги (ISBN). Составление тематических каталогов. Принципы библиографического аннотирования. Составление библиографических обзоров. Правила и методика составления библиографии по теме. Библиографические справочники по историческим наукам.


Составить библиографию по теме:

Церковь и университет.

Университет и город.

Студенческие союзы.

Профессорские советы.

Просопография университетов.

Специфика мужской корпоративности.

Появление женщин в университетах и борьба с ними.


К Теме 3: Вспомогательная литература для составления библиографии темы:

  • Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII- первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009.

  • Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII- первой половины XIX века. М., 2005

  • Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX в. М., 1991.

  • Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX – начала XX века: социально-историческая судьба. М., 1999.

  • Иванов А.Е. Студенческая корпорация России конца XIX – начала XX веков. М., 2004.

  • Козакова В.С.Коллективная биография профессуры – новый путь в социальной истории русских университетов// Клио. Журнал для ученых. 2001, №1 (13). С.254-258.

  • Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998.

  • Марголич Ю.Д., Тишкин Г.А. Единым вдохновением. Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII – первой половине XIX века. СПб, 2000.

  • Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т.1: Российские университеты и устав 1804 года. М., 2002; Т.2: Становление системы университетского образования в первые десятилетия XIX века. М., 2002; Т.3: Университетская профессура и подготовка устава 1835 года. М., 2003; Т.4: Российские университеты и люди 1840-х годов. Ч.1. Профессура, Ч.2. Студенчество. М., 2003.

  • Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884 года. М., 1976

  • Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: от крепостничества к капитализму. М., 1985.

  • Kassow S. Students, Professors and the State in Tsarist Russia. Berkley; Los Angeles, London, 1989

  • Stadt und Universität im Mittelalter und in der Früheren Neuzeit / Hg. Von E.Maschke und J.Sydow. Sigmaringen, 1977.

  • Stadt und Universität / Hg. Von H.Duchhardt. Köln, Weimar, Wien, 1993

  • The University in Society / Ed. by L.Stone. 2 vols. Princeton, 1974.

  • Russia’s Missing Middle Class: The Professionals of Russian History/ Ed. By B.Armonk. N.Y., 1996.


Тема 4: Реферирование по теме «Хранение и передача символического капитала»

Понятие «символический капитал». Формы производства, хранения и трансляции знания.

Выбор литературы для реферирования. Реферирование научной монографии по истории. Работа с текстом монографии: анализ структуры, авторской концепции, источниковой основы, логики производства выводов. Структурирование текста реферата. Понятие «содержание формы». Аналитический язык исторического письма.


Темы для реферирования

Трансляция в режиме «лицо к лицу»: эволюция лекций, семинаров, экзаменов.

Публичные выступления: дебаты, защиты, конференции и научные съезды

Опосредованная передача знаний: конспекты, учебники, научная литература, образовательные форумы, масс медиа.


К Теме 4: Исследования, предлагаемые для реферирования:

  • Уваров П.Ю. Университеты Российской империи глазами медиевиста (в защиту «идола истоков»)// Диалог со временем. Вып.7. М., 2001. С.207-223.

  • Howard Th.A. Protestant Theology and the Making of the Modern German University. Oxford, 2006.

  • Anderson R.D. European Universities From the Enlightenment to 1914. Oxford, 2004.

  • A History of the University in Europe. Vol.1. Universities in the Middle Ages/ Ed. By H. de Ridder-Symoens. Cambridge et al., 1992; Vol.2. Universities in Early Modern Europe (1500-1800). Cambridge, 1996; Vol.3. Universities in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800-1945). Cambridge, 2004


Тема 5: Реферирование по теме «Университетский этос».

Формирование университетской этики. Учебная, научная, корпоративная этика. Требования к рефератам по данной теме.


Темы для реферирования

«Идеальный студент»: эволюция дидактического идеала.

Обучение как принуждение: границы допустимого.

Формы учебной мотивации.

Политическая культура университетского человека.

Профессора и бюрократы.

Университетская автономия.

Восходящая коммуникация.

Специфика университетской риторики.

Механизмы включения-исключения в университет.

Конфликты и способы их разрешения.

Научная этика и профессиональные стандарты.

Власть знания.

Научные идеологии для власти.


К Теме 5: Исследования, предлагаемые для реферирования

  • Университет для России. Взгляд на историю культуры XVIII столетия/ Ред. В.В.Пономарева и Л.Б.Хорошилова. М., 1997.

  • Университет для России. Т.2. Московский университет в Александровскую эпоху/ Ред. В.В.Пономарева и Л.Б.Хорошилова. М., 2001.

  • Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде XVIII века. М., 2006.

  • Вишленкова Е.А. Казанский университет Александровской эпохи. Казань, 2003


Тема 6: Изготовление визуальных репрезентаций по теме «Университетские символы и ритуалы»

Назначение символов. История университетских ритуалов: дни основания, годичные акты, посвящения. Виды репрезентаций. Компьютерные программы для их изготовления. Структурирование материала. Оформление.


Темы для визуальных презентаций

Университетская одежда.

Корпоративные праздники: годичные акты, дни основания.

Ритуалы инаугурации: от футурусов к студентам, дни первокурсника.

«Въезд правителя»: посещения университета «знатными особами».

Университетские знаки отличия.


К Теме 6: Материал для визуальных презентаций

  • Университет и город в России (начало XX века)/ Ред. Т.Маурер и А.Дмитриев. М., 2009.

  • The University and the City. From Medieval Origins to the Present/ Ed. By T.Bender. New York; Oxford. 1988.

  • Всемирная Иллюстрация: Изд. Гоппе. 1869-1898


Тема 7: Интервьюирование по теме «Университетская мифология»

Университетские легенды и мифы. Устная история. Методика проведения структурированного и неструктурированного интервью. Их аналитическая обработка.


Темы для интервьюирования:

Представление о времени

Увековечивание учителей

Портреты в кабинетах

Студенческие легенды

Университетский человек как историческая личность

Университетские агиографии

«Большие» истории университетов


К Теме 7: Примеры исследовательской интерпретации интервью

  • Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани. Казань, 2005.

  • Крылов П. Обретение исторического слуха: парадигмы изучения неофициальной памяти// Новое литературное обозрение. 2005, № 74.

  • Портелли А. Особенности устной истории // Хрестоматия по устной истории/ Ред и сост. М.Лоскутова. СПб, 2003.

  • Baum W.K. Transcribing and editing oral history. Nashville, 1991.

  • Charlton Th.L. Handbook of Oral History. Lanham, 2006.




  1. Образовательные технологии

Данная дисциплина преподается в форме семинарских и практических занятий. В начале каждого занятия студенты прослушивают вводный материал и получают методические рекомендации по теме. Отдельные занятия строятся в виде дискуссии со студентами или выступлений учащихся с выполненными самостоятельными занятиями. В процессе занятий студенты учатся искать необходимую информация в различных ресурсах, знакомятся с подобранной дл них литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют конспекты и рефераты, выполняют задания по библиографическому описанию и реферированию, готовят визуальные репрезентации и создают интервью.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.


9.1. Задания для самостоятельной работы

  1. Сценарий ритуала инаугурации для истфака ГУ-ВШЭ

  2. Разработка символики для ГУ-ВШЭ (медали, значка, атрибутики)

  3. Корпоративный герб исторического факультета

  4. Проект студенческого сайта истфака

  5. Визуальная презентация «Корпорация историков ГУ-ВШЭ»

  6. Сценарий годичного акта для истфака

  7. Ведение фото-архива жизни студентов набора 2010 года



9.2 Перечень вопросов к экзамену по всему курсу:

Правила библиографического описания

Оформление научно-справочного аппарата исследования

Правила реферирования

Технология конспектирования

Нормы и этика цитирования

Логика поиска информации для историка

Построение библиотечных каталогов

Структура сайтов ГУ-ВШЭ

Технология составления визуальной репрезентации

Особенности устной истории

Правила интервьюирования


9.3 Примерный список тем рефератов и курсовых работ

Сущностные признаки университета

Характеристика до-классического университета

Специфика британских высших школ

Российский опыт экспорта университетской идеи

Гумбольдтовский университет

Формы университетской корпоративности

Символика университетской группности

Ритуалы университетской повседневности

Университетская наука

Язык университетского общения

Истории университетов

Ненаписанная история Высшей школы экономики


  1. Порядок формирования оценок по дисциплине.


Результирующая оценка по дисциплине (экзамен) является взвешенной суммой оценки за экзамен (40%) и накопленной  (60%). Накопленная оценка является взвешенной суммой текущего контроля, измеряется от 0 до 10. Оценка за экзамен измеряется от 0 до 10.

Текущая оценка выставляется по следующей формуле:

Отекущая = k1Ореф+ k2Оаудиторная

k1 = 0,6

k2 = 0,4


Результирующая оценка выставляется по следующей формуле:

Оитоговая = k1Oэкзамен + k2Oтекущая

k1 = 0,6

k2 = 0,4


При округлении оценки до целого числа в большую сторону округляется цифра, начиная с набранных 0,6 
(5,6 = 6; 
5,5=5). В случае болезни студента и пропуска им форм текущего контроля,  промежуточные формы аттестации могут быть им  пересданы (по предъявлении соответствующих медицинских документов в учебную часть факультета). Студенту может быть выставлен автомат (8,9,10), если накопленная оценка больше 7. (преподаватель в программе детализирует основания для автомата). Вторая пересдача (с комиссией) не учитывает накопленные баллы.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник

Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. Учебное пособие. СПб., 2008.

11.2 Основная литература

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е.М. Лысенко. 2-е изд., доп. М., 1986.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. Ю.А. Асеева. М., 1980.

Про А. Двенадцать уроков по истории/ Пер. с фр. Ю.В.Ткаченко. М., 2000.

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть ремеслом историка/ Пер. с англ. М., 2000.



Похожие:

Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» iconПрограмма дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» iconРальф Эпперсон Невидимая рука. Введение во Взгляд на Историю как на Заговор
«Невидимая рука (Введение во Взгляд на Историю как на Заговор)»: Образование-Культура; 1996
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» iconРальф Эпперсон Невидимая рука. Введение во Взгляд на Историю как на Заговор
«Невидимая рука (Введение во Взгляд на Историю как на Заговор)»: Образование Культура; 1996
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» iconПрограмма дисциплины Научный семинар «Комплексный социальный анализ»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Практический семинар предназначен для студентов второго, третьего и четвертого курса факультета социологии, научно-исследовательский...
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» iconРабочая программа дисциплины «Управление персоналом» для специальности 100105 «Гостиничный сервис»
...
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» iconНаоми Кэмпбелл «Лебедь»
Я начну эту безумную историю – историю моего кошмара – с прошлогоднего показа осенней коллекции готовой одежды в Париже
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» iconУчебно методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01. 1 Введение в языкознание основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного...
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» iconРабочая учебная программа дисциплины
Успешному освоению дисциплины сопутствует параллельное изучение общей и неорганической химии, физики и математики как базовых естественнонаучных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница