Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час




НазваниеПоурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час
страница1/7
Дата08.09.2012
Размер0.85 Mb.
ТипПланирование курса
  1   2   3   4   5   6   7
Поурочное планирование курса ОБЖ в 5 классе

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях - 21 час.

Урок 1. Город как источник опасности.

Урок 2. Дом, в котором мы живем.

Уроки 3-5. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.

Урок 6. Затопление квартиры.

Урок 7. Электричество.

Урок 8. Опасные вещества.

Урок 9. Взрыв и обрушение дома.

Уроки 10-11. Опасные ситуации на улице.

Урок 12. Современный транспорт - зона повышенной опасности.

Урок 13. Общественный транспорт.

Урок 14. Железнодорожный и авиационный транспорт.

Урок 15. Морской и речной транспорт.

Урок 16. Психологические основы самозащиты.

Урок 17. Ситуации криминогенного характера в доме, в подъезде.

Урок 18. Ситуации криминогенного характера на, улице.

Урок 19. Изменение среды обитания человека в городе.

Уроки 20-21. Защита населения от последствий; чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени! (фильтрующие противогазы).

Раздел 2. Основы медицинских званий и правила оказания первой медицинской помощи — 3 часа.

Урок 22. Характеристика ранений. Оказание первой помощи пострадавшему при повреждениях некоторых видов.

Уроки 23-24. Общая характеристика кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечениях различных видов.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни — 4 часа.

Урок 25. Движение и здоровье.

Урок 26. Различные виды неправильной осанки и причины ее нарушения.

Уроки 27-28. Охрана репродуктивного здоровья подростков.


Примечание. Из 32 часов учебных занятий, предусмотренных на изучение курса ОБЖ в 5 классе, целесообразно 4 часа запланировать на закрепление практических навыков по пройденным темам и подготовку к проведению «Дня защиты детей».


По урочное планирование


Урок 1. Город как источник опасности

Учебные вопросы.

1. Особенности города как среды обитания.

2. Системы обеспечения безопасности города.

Цель. В конце урока учащиеся должны:

а) знать:

• источники и зоны опасности в современном городе;

• службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове;

б) уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации.

Основное содержание урока.

Отличия в условиях жизни горожанина и сельского жителя. Источники опасности в современном городе.

Для лучшего усвоения учащимися излагаемого материала целесообразно сопровождать его соответствующими примерами из художественной литературы, периодической печати, а также реально имевшими место в регионе.

Рассмотрев источники опасности в современном городе, предложите учащимся назвать службы, которые помогают людям справляться с чрезвычайными ситуациями. Говоря о системе безопасности города, необходимо подчеркнуть, что существуют службы городские и районные.

Телефоны городских служб безопасности надо знать наизусть:

• Служба защиты от пожаров (пожарная охрана) 01

• Служба охраны правопорядка (милиция) 02

• Служба охраны здоровья (скорая помощь) 03

• Служба газа 04

К районным коммунальным службам относятся: водообеспечение, электроснабжение, система газификации, дорожная служба. Кроме того, каждый район делится на микрорайоны, где при эксплуатационных управлениях действуют службы лифтов, службы по электросетям, теплосетям и канализационным сетям.

Очень важно, чтобы учащиеся в случаях аварии или опасной ситуации правильно запомнили порядок вызова соответствующей службы (схема 1).



Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Какие опасные ситуации случаются в городских условиях? Почему в городе жить опаснее, чем в сельской местности? Чем отличается жизнь городского жителя от сельского? Как вы думаете, какие службы безопасности появились в городах первыми? Назовите городские и районные службы, куда необходимо обращаться в опасной ситуации. Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

Домашнее задание. Раздел 1. Глава 1.

Практические задания.

Составьте со взрослыми карту опасностей района, где вы живете, отметив на ней улицы с оживленным движением, станции метро, крупные предприятия, ваши дом и школу, линии электропередач, коммунальные сооружения и пр. Укажите на этой карте путь своего движения из дома в школу и обратно, здания, где живут друзья, места переходов через улицы.

Составьте телефонный справочник с номерами телефонов аварийных служб города, микрорайона и другими необходимыми сведениям.

Рекомендации.

1. Рассматривая источники опасности в современном городе, целесообразно иметь в качестве наглядного пособия карту (схему) города (населенного пункта) с указанием потенциально опасных объектов и мест размещения служб безопасности.

2. Для выработки у школьников навыков по вызову служб безопасности желательно иметь несколько макетов телефонных аппаратов с тем, чтобы школьники могли практически потренироваться.


Урок 2. Дом, в котором мы живем

Учебные вопросы.

1. Причины возникновения опасных ситуаций в жилище.

2. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище и источники их возникновения.

Цель. В конце урока учащиеся должны знать:

• об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире;

• о том, какие опасные ситуации возможны в квартире и каковы их источники.

Основное содержание урока.

Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире:

• небрежность (незакрытый кран, не выключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту);

• неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;

• неосторожное обращение с огнем и химическими препаратами;

• криминальные ситуации ( взлом, ограбление). Причины возникновения опасных ситуаций следует излагать с использованием примеров из жизни.

Какие опасные ситуации случаются дома (в квартире)? Чаще всего - это:

• пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);

• взрыв газа (утечка газа, невыключенная плита);

• затопление (неисправный водопровод или включенная в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина);

• отравление (газом или химическими препаратами);

• поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);

• разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Рассказав об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в доме, попросите учащихся привести примеры.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

По каким причинам могут возникнуть опасные ситуации в квартире? Какие правила безопасности вы будете соблюдать, уходя из дома?

Домашнее задание. Раздел 1. Глава 2. Тема 2.1.

Практическое задание.

Составьте вместе с взрослыми план вашей квартиры, отметив на нем расположение приборов и оборудования, которые могут стать источниками опасности (газовая или электрическая плита, теле- радио- и видеоаппаратура, выключатели и розетки, стиральная машина, настольные лампы, торшеры и т.п.).

Рекомендации. При изучении указанной темы целесообразно иметь схему (план) типовой квартиры с указанием находящихся в ней источников опасных ситуаций.


Уроки 3—5. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

Учебные вопросы.

1. Поражающие факторы, причины и последствия пожаров.

2. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, способы, эвакуации из горящего здания.

3. Первичные средства пожаротушения.

Цель. После изучения темы учащиеся должны:

а) знать:

• об основных причинах и последствиях пожара;

• об основных мерах пожарной безопасности в быту;

• о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;

б) уметь:

• правильно действовать в случае пожара в доме;

• эвакуироваться из горящего здания;

• пользоваться первичными средствами пожаротушения (пенными и углекислотными огнетушителями);

в) иметь представление:

• об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;

• об огнестойкости строительных конструкций.

Основное содержание уроков:

На 3-м уроке целесообразно рассмотреть первый учебный вопрос.

Основные пять поражающих факторов пожара, вредно воздействующих на людей, можно представить в виде схемы (схема 2).

Основные причины пожара в доме:

• неосторожное обращение с огнем;

• нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;

• нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;

• утечка бытового газа;

• беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;


• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

Обратите особое внимание на опасность, которую представляют собой хлопушки, петарды, бенгальские огни и фейерверки.

Объяснив основные причины возникновения пожаров в жилых зданиях, попросите учащихся рассказать о мерах по обеспечению пожарной безопасности в доме. Чем больше учащиеся дадут предложений, тем полнее удастся вместе с ними составить перечень основных правил пожарной безопасности:

• не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т.п.);

• пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием;

• не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг, электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др.);

• не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч.);

• не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;

• соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т.п.);

• устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка .



Контрольные вопросы.

Назовите основные поражающие факторы, воздействующие на людей при пожаре? Перечислите причины пожаров в жилых и общественных зданиях? Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать в доме?



На 4-м уроке целесообразно рассмотреть второй учебный вопрос этой темы.

Используя схему 3, попытайтесь вместе с учениками ответить, как себя должен вести человек, если в его доме (квартире) начался пожар.




Основное правило тушения огня следующее: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.



Особое внимание учащихся необходимо обратить на то, чего нельзя делать при пожаре:

• тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);

• пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен);

• спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков падение почти всегда неизбежно;

• выпрыгивать из окон (по статистике, начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен).

Ситуацию выхода из горящего или задымленного помещения рассмотрите с учащимися, используя схему 4.

Правила безопасного поведения в случае, если нельзя покинуть квартиру (эвакуироваться) во время пожара в доме, обсудите с учащимися, используя схему 5.

Что делать, если загорелся (взорвался) телевизор? Ответить на этот вопрос можно с помощью схемы 6.



Подчеркните при этом, что вода хорошо проводит электрический ток, потому заливать водой даже отключенный от электрической сети телевизор нельзя, так как большое остаточное емкостное напряжение может стать причиной электротравмы.

Излагая материал об огнестойкости зданий и сооружений, обязательно укажите, что распространение пожара в них во многом зависит от того, из какого строительного материала они сделаны. Используя рисунки в учебнике, поясните, в каких случаях огонь может распространяться через строительные конструкции.

Контрольные вопросы.

Что делать, если в вашей квартире начался пожар? Можно ли пытаться потушить огонь самостоятельно? Посмотрите на рисунок и выберите предметы, которые могут быть использованы для защиты при выходе из задымленного помещения. Как поступить, если здание покинуть невозможно? Какую опасность для здоровья человека представляет оставленный без присмотра включенный телевизор?

Домашнее задание. Задачи 1,2.

Практические задания.

Нарисуйте в рабочей тетради план этажа школы, на котором находится ваш класс, и путь эвакуации в случае пожара.

Представьте, что вам приходится выбираться из вашей квартиры в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте путь эвакуации «вслепую», подробно описав все проходы, повороты, двери и т.п., выучите его наизусть.


На 5-м уроке изучите со школьниками первичные средства пожаротушения.

В многоэтажных жилых, административных и производственных зданиях, в школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны, которые состоят из:

• шкафчика;

• крана с вентилем, к которому подключен пожарный рукав;

• пожарного рукава с подсоединенным пожарным стволом;

• пожарного ствола.

При обнаружении пожара следует открыть шкаф, взять ствол, который уже прикреплен к рукаву, и бежать с ним к очагу загорания; затем, положив его, быстро вернуться к крану, открыть вентиль, далее - возвратиться к стволу, взять его и направить струю на очаг пожара. Действовать надо навстречу огню, а не идти за ним следом.

Небольшие пожары (загорания) можно тушить с помощью огнетушителей. Познакомимся с некоторыми из них.

Огнетушители химические, пенные ОХП-10 предназначены для тушения очагов загорания различных веществ и материалов, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением.

Для приведения огнетушителя марки ОХП-10 в действие необходимо:

• поднести огнетушитель к очагу пожара;

• прочистить спрыск шпилькой или иголкой;

• поднять рукоятку и перекинуть до отказа на 180°;

• перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть;

• направить струю на очаг загорания.

Огнетушители углекислотные ОУ-2 используются для тушения загорании различных веществ, горение которых невозможно без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.

Для приведения в действие огнетушителя марки ОУ-2 следует:

• сорвать пломбу, выдернуть чеку;

• направить раструб на пламя;

• нажать рычаг.

При тушении пожара огнетушителем такой марки нельзя:

• держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз;

• прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности может понижаться до -60 - -70°С;

• при тушении электроустановок, находящихся под напряжением, подводить раструб ближе, чем на 1 м к электроустановке и пламени.

Контрольные вопросы.

Какие средства тушения пожара вам известны? Как ими правильно пользоваться? Назовите меры безопасности при применении углекислотного огнетушителя. Перечислите, что можно использовать в качестве подручных средств пожаротушения?

Домашнее задание. Задачи 3,4.

Практические задания.

Проведите дома со взрослыми маленькие учения по тушению загоревшегося (условно) телевизора, новогодней елки. Пусть вам сначала покажут, что надо делать, а потом сделайте это сами.

Есть ли в доме, где вы живете, средства пожаротушения? Какие? Вместе со взрослыми откройте внутренний пожарный кран. Посмотрите, как он укомплектован.

Рекомендации.

На уроках по изучению правил пожарной безопасности больше внимания следует уделить:

Правильному практическому выполнению учащимися мер, обеспечивающих безопасный выход из горящего или задымленного помещения:

• защищать глаза и органы дыхания;

• передвигаться нагнувшись или ползком, накрывшись плотной, по возможности влажной тканью;

• двигаясь по лестничной клетке, держаться за поручни или стены и дышать через влажный платок.

Обучению школьников правильной герметизации дверей с целью защиты от проникновения дыма.

Изучению устройства и правил пользования огнетушителями марок ОХП-10, ОУ-2 и внутренним пожарным краном.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час iconПоурочное планирование курса обж в 5 классе
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях — 21 час
Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час iconПоурочное планирование изучение курса алгебры и началам анализа в 11-в классе при 2уроках в неделю (68 уроков за год)

Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час iconПоурочное планирование курса «Информатика» к учебнику Н. Д. Угриновича 8 класс объем курса 34 часа 1 час в неделю
Инструктаж по технике безопасности и организация рабочего места. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации...
Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час iconПоурочное планирование учебной программы обж

Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час iconГосударственный стандарт российской федерации безопасность в чрезвычайных ситуациях
Разработан всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (внии гочс)...
Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час iconКурс "Культура безопасности жизнедеятельности" в общеобразовательных учреждениях (Опубликовано: обж. Основы безопасности жизни. 2006. №10. С. 3 )
Культура безопасности жизнедеятельности, содержание которого охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов...
Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час iconПоурочное планирование учебной программы обж (11 класс) № раздела
Первая медицинская помощь при острой сердеч­ной недостаточности и инсульте (практические занятия)
Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час iconТематическое планирование уроков обж в 8 классе

Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час iconДокументация об аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества
I. раздел II. Раздел III. Раздел IV. Раздел V. Раздел VI. Раздел VII. Раздел VIII. Раздел IX. Раздел X. Раздел XI. Раздел XII. Раздел...
Поурочное планирование курса обж в 5 классе Раздел Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 21 час iconТематическое планирование обществоведческого г. Ачинск курса «Мой выбор» для учащихся 8 класса
Цель курса: формирование культуры выбора у учащихся в различных социальных ситуациях
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница