Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей




Скачать 257.22 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Этика» для 7-9 классов для детей
Дата07.09.2012
Размер257.22 Kb.
ТипПрограмма курса
Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей

с умеренной степенью умственной отсталости специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида


Пояснительная записка

Специальные коррекционные занятия по этике ставят перед собой цель - помочь ребенку с умеренной умственной отсталостью понять окружающий мир, сформировать у него представление о себе, о своих возможностях и отношениях с окружающим социумом. Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он - человек, постепенное осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, что обеспечивает возможность формировать нравственные мотивы поведения, которыми ребенок будет руководствоваться в своих поступках.

Настоящая программа составлена на основе образовательной программы для дошкольников "Этика", автор Казанджан Т.А. и учитывает возрастные и психофизические особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Программа направлена на решение следующих задач:

– формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

– развитие умения адаптироваться к людям, взаимодействовать с ними;

– воспитание основных коммуникативных качеств и навыков;

– развитие умения сочувствовать людям, сопереживать людям, животным, окружающим предметам, растениям;

– закрепление навыков поведения в общественных местах,

– обогащение и активизация словаря детей;

– поиск путей сотрудничества с родителями воспитанников для достижения результатов работы по данной программе.

Программа рассчитана на 102 часа (34 часа для каждого года обучения с 7 по 9 классы) и включает в себя девять тематических разделов:

Тема I. Вводные занятия.

Раскрытие значения вежливых слов, формирование представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими.

Тема II. Я и моя семья.

Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого, заботливого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.

Тема III. Я и мое тело.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью. Понимание индивидуальных особенностей других людей.

Тема IV. Я и мои эмоции.

Познание внутреннего мира чувств и состояний, их анализ и управление ими. Развитие самоощущений.

Тема V. Я и другие люди.

Познание себя через отношения с другими. Построение отношений с другими людьми. Понимание, оценка чувств и поступков других, мотивирование, объяснение своих суждения. Поиск выхода из конфликтных ситуаций. Права человека.

Тема VI. Школа вежливости.

Правила поведения в общественных местах Воспитание вежливости, уступчивости, сострадания. Общение с незнакомыми людьми.

Тема VII. Все, что есть на этой Земле - нужно!

Осмысление отношений человек – природа. Формирование осознанного, бережного, сочувственного отношения к миру природы.

Тема VII. Уроки красоты.

На различных примерах показ красоты окружающего мира, красоты души. Формирование умения давать моральную оценку происходящему. Подведение детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми.

Тема IХ. Нам хорошо вместе!

Серия занятий, на которых присутствуют родители, участвуют вместе с детьми.

Условия реализации программы. Развитие ребенка возможно только в деятельности, поэтому неотъемлемой частью этических занятий являются игра, инсценировка, драматизация, изодеятельность. В этических занятиях превалируют методики, дающие ребенку возможность действовать и решать самому. Также большое место занимает чтение и анализ небольших художественных произведений в основе которых лежит воспитание нравственных качеств личности ребенка.

Основная черта педагогического процесса - психологически бережное отношение к личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личное мнение, личный взгляд. Работая по предлагаемой программе, педагог не должен сдерживать мыслительную активность детей. Следует терпеливо выслушивать все их догадки и суждения, находить подходящие примеры из жизни, а когда надо - сообщить дополнительную информацию. Главное, чтобы дети думали и сами (хотя и с помощью педагога) делали правильные выводы.

Важным компонентом системы воспитания этической культуры является методика этического заряда - своеобразная психологическая установка, ориентирующая на доброжелательность, уважение к окружающим и друг другу, на добрый эмоциональный климат отношений в коллективе.

Структура занятий может быть представлена в виде последовательных этапов:

1. Ритуал начала занятия. Этический заряд.

2. Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки либо Истории.

3. Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где педагог является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, т.е. к решению проблемы.

4. Игры и упражнения, направленные на развитие общения, самовосприятия, самоощущений, самопознания.

5. Итог занятия.

6. Этический заряд. Ритуал прощания.

Особое значение имеет совместная работа педагога и родителей, установление между ними тесного контакта. Только тогда можно говорить об успешности реализации программы, в противном случае все рассуждения, размышления детей останутся только словами, не закрепленными в жизнь в реальных ситуациях. В рамках программы предусмотрена серия занятий, на которых присутствуют родители и участвуют вместе с детьми.

Техническое, предметное обеспечении программы. Использование на занятии картин, музыки, видео- и аудиотехники повышают эффективность занятия.

Предполагаемый результат зависит от индивидуальных психофизических возможностей воспитанников, а также уровня сформированности нравственно-этических представлений и норм, который наблюдался на начало программы.

Предполагается, что по окончанию первого учебного года обучающиеся:

– получат представление о том, что можно, что нельзя делать,

– получат представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек,

– научатся видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок;

– научатся правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;

– овладеют приемами вежливого поведения, обращения с окружающими, употребляя в речи "волшебные" слова.

По завершению работы по программе у детей будут сформированы:

– способность представлять свои действия в воображаемой ситуации;

– правильное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали;

– положительное представление о себе, в которое входят наличие определенных моральных качеств и общая положительная самооценка;

– доброжелательное отношений к сверстникам, родителям, другим взрослым, уважение их прав и интересов.

Промежуточный и итоговый результаты работы по программе отслеживаются в повседневной деятельности и в специально созданных ситуациях (занятия, перерыв между занятиями, праздники, выходы на экскурсию, в театр, на выставки, беседы с родителями и их анкетирование), через проведение и анализ специальных методик в логике этических занятий с детьми, педагогические срезы с использованием комплекса методик.

Направление наблюдений

– отношения с другими членами своей группы (доброжелательные, напряженные, невыраженные);

– нравственная самооценка своих действий, поступков (+, -, неопределенно);

– проявление в конфликтных ситуациях (агрессивное, пассивно-зависимое, адекватное).

Методики оценки эффективности использования программы

– Продолжи предложение;

– Волшебный магазин;

– Цветик-семицветик;

– Золотая рыбка;

– Если бы я был волшебником.

Критерии определения уровня усвоения программы

А - неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах;

В - четкое и правильное представление о нравственных нормах, активно-положительное отношение к ним, но недостаточно устойчивое проявление нравственных качеств в поведении;

С - устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемых нравственных качеств.

Карта определения уровня усвоения программы заполняется 3 раза в год:

1 раз - на начало учебного года определяется исходный уровень представлений о нравственных нормах;

2 раз - во время промежуточной диагностики;

3 раз - в конце учебного года.


Примерное учебно-тематическое планирование

курса «Этика»





7 класс

8 класс

9 класс

Вводные занятия.

1

1

1

Я и моя семья.

4

3

3

Я и мое тело.

3

5

4

Я и мои эмоции.

5

5

5

Я и другие люди.

8

8

9

Школа вежливости.

6

5

5

Все, что есть на этой Земле - нужно!

2

2

2

Уроки красоты.

2

2

2

Нам хорошо вместе!

3

3

3

ИТОГО:

34

34

34


Содержание программы


7 класс (34 часа)


Тема I. Вводные занятия.

Знакомство. Зачем нужна вежливость? Кого называют вежливым? "Волшебные", "добрые", "злые" слова. Секрет «волшебных» слов.

Игры: "Музыкальная шкатулка", «Собираем "волшебные" слова», "Вежливые жмурки", "Дождь", "Шарик летит".

Произведения для чтения: "Простите" В.Юсупова.

Зачем нужно здороваться? С кем и как здороваться? С другом, со взрослыми? Утром, днем, вечером? Разнообразные виды приветствий.

Игры: «Привет», «Передай добро по кругу», «Животные здороваются».

Мультфильм из серии «38 попугаев» - «Привет мартышке».


Тема II. Я и моя семья.

Моя семья. Почему всегда так радостно идти домой? Мама и папа. Бабушка и дедушка. Братья и сестры. Занятия в семье (кто в семье, что любит делать). Домашние обязанности. Чем я могу помочь по дому. Забота о родных.

Игра "Наседка и цыплята". Упражнение "У кого какая мама". Этюд "Мама спит".

Произведения для чтения: "Посидим в тишине" Е. Благининой.


Тема III. Я и мое тело.

Что такое здоровье? Здоровье зависит от самого человека.

Мои помощники: руки, ноги, голова, язык, глаза, уши, рот, нос. С их помощью я узнаю все о мире, в котором живу. Я вижу, слышу, чувствую.

Здоровые глаза. Как сохранить зрение. Гимнастика для глаз.

Здоровые зубы. Уход за зубами. Мои друзья - зубная паста и зубная щетка.

Игры: "Угадай, кто позвал?", "Подбери по цвету", "На что это похоже?", «Запомни движение».

Произведения для чтения: "Про нос и язык" Е.Пермяка.

Аппликация "Цвета радуги" по стихотворению А.Вегнера.


Тема IV. Я и мои эмоции.

Настроение. Знакомство с эмоциями человека. Чувства и переживания, когда: больно ударили, получил подарок, громко загудела машина, гремит гром, играет веселая музыка. Учимся расслабляться.

Игры: "Музыка и эмоции", "Рисуем эмоции пальцами", "Определи настроение", "Барометр настроения", "Музыка и эмоции". Упражнения "Свеча", "Разноцветный букет", "Передача чувства", "Волшебный мешок", "На что похоже настроение".

Мультфильм "Просто так!".


Тема V. Я и другие люди.

Я дома и в гостях. Дома - я хозяин. Правила гостеприимства. Учусь развлекать гостей. Учусь делать и принимать подарки. Меня позвали в гости. Культура поведения в гостях.

Игры: "Подбери рифму", "Нарисуй с закрытыми глазами", "Колечко", "Садовник", "Замри" и др.

Произведения для чтения: стихотворение "Гостеприимство" О.Григорьева, "Свинья в гостях" Г.Юдина, отрывки из книги Б.В.Бушелевой "Поговорим о воспитанности". "Я приду к тебе в гости", "Гостеприимство" О.Григорьева.

Дружба. Кого можно назвать другом? Пять правил дружбы. Почему друзья ссорятся? Кто виноват в ссоре? Как можно помириться. Игры с друзьями.

Игры: "Жмурки", "Загадай рифму", "Слово на ладошке", "Нарисуй с закрытыми глазами", «Вспомни имена своих друзей».

Произведения для чтения: стихотворение "Как светлячок друга искал" С.Юцзунь, «Подруги» Л.Фоминой, «Два товарища» Л.Толстого, «Два друга» Л.Квитко.


Тема VI. Школа вежливости.

Мы живем среди людей. Кто такой воспитанный человек. Хорошие манеры помогают нам жить в согласии.

Правила поведения в школе: в столовой, в спальне, на уроке, на перемене, на празднике.

Игры: «В столовой», «Моя спаленка», «В школе», «Веселая перемена».

Культура внешнего вида. Наша прическа. Что такое элегантность?


Тема VII. Все, что есть на этой Земле - нужно!

Общение с природой. Взаимосвязь человека с животным и растительным миром. Чем человек отличается от животных и растений. Забота об окружающем мире.

Наши друзья - домашние питомцы. Мы в ответе за тех, кого приручили. Уход за домашними питомцами.

Игры: «Мой ласковый и нежный зверь», «Кот Васька», «Чей голос», «Кто как разговаривает». Этюд «Кот и сметана», «Котенок».

Произведения для чтения: «Чижик», «Золотая клетка», отрывки «Дядя Федор, пес и кот», стихи, загадки о домашних животных.


Тема VIII. Уроки красоты.

Что такое красота? Красота окружающего мира: цветы, облака, животные. Учимся видеть красоту.

Экскурсия в лес.

Рисование на тему «Мир вокруг нас».

Красота, созданная человеком (изделия народных мастеров: Гжель, Жостово, дымковские изделия, шали, кружева, картины). Музыка. Стихи. Цветы.

Сами творим красоту. Изготовление маленьких подарков для тех, кто нам нравится (другу, родителям, педагогам).


Тема IХ. Нам хорошо вместе!

Серия занятий, на которых присутствуют родители, участвуют вместе с детьми. День матери. Встречаем Новый год! Праздник 8 Марта.




8 класс (34 часа)


Тема I. Вводные занятия.

Значение вежливых слов. Для чего нужны вежливые, добрые слова? Что значит быть вежливым? Вежливые слова на каждый день.

Игры: "Вежливые жмурки", "Слово на ладошке", "Волшебная шкатулка", "Словарь добрых слов и выражений", "Запрещенное движение".

Произведения для чтения: стихи С.Погореловского, И.Пивоварова ("Доброй ночи", "Ослик"), "Волшебное слово" В.Осеевой, "Простите" В.Юсупова.


Тема II. Я и моя семья.

Понятие "семья". Состав семьи. Отношения в семье. У всех ли людей есть родители, семьи? Хорошо или плохо, что у человека есть семья? Зачем человеку семья? Как относятся к своим детям родители? А дети к родителям? Забота о близких.

Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо».

Этюд "Бабушка заболела". Инсценировка "Бабушка и внук". Игра "Бабушкины ладони".

Произведения для чтения: "Разбитая ваза", "Лег Сережа на кровать...", "Сыновья" В.Осеевой.


Тема III. Я и мое тело.

Здоровое тело. Чистота - залог здоровья. Опрятность, внешний вид, уход за одеждой и обувью. Игра "Зеркало".

Произведения для чтения: "Две неряхи" Л. Киселевой, "Лягушка в зеркале" Д. Биссет, «50 уроков здоровья для больших и маленьких» Н.Коростелева.

Здоровый образ жизни. Движение – жизнь. Надо ли делать зарядку? Занятия физкультурой и спортом - основа хорошего здоровья.

Подвижные игры: «Добрый зонтик», «Воробьи и машина», «Поезд», «Самолеты», «Птички летают».

Мультфильм из серии «38 попугаев» - «Зарядка для хвоста».


Если ты заболел? Бой с простудой. Травма. Как ее избежать? Береги ноги и руки.

Произведения для чтения: «50 уроков здоровья для больших и маленьких» Н.Коростелева.


Тема IV. Я и мои эмоции.

Где мы сталкиваемся с эмоциями? «Полезные и вредные» чувства. Способы выражения чувств.

Умеют ли руки разговаривать? Выразительные жесты - помощники общения. Уместность использования движений и жестов при общении. Жест и его значение. Многозначность жеста.

Игры "Где мы были, вам не скажем, а что делали, - покажем", "Расскажи стихи руками", этюды "Кузнечик", "Вкусные конфеты". Игра-инсценировка "Мишка и зайка".


Тема V. Я и другие люди.

Я и другой. Мы - разные. Все люди разные, но права у всех одинаковые.

Игры "Поварята", "Волшебный цветок", "Волшебники", "Мы - разные". Упражнение "Спиной к друг другу". Игра-драматизация "Сказка наоборот".

Произведения для чтения: "Маленький великан" Э.Мошковской, "Цветик-семицветик" В.Катаева, "Рыжий город" Г.Юдина.

Взаимоотношения. Доброжелательное отношение к людям и друг к другу. Почему со мной не играют другие дети? Что такое дружба. Кого можно назвать другом? Пословицы, поговорки о дружбе.

Игры: "Я и мои друзья". Игра-драматизация "Три товарища" А.Осеевой. Этюд "Котята".

Рисование "Мой лучший друг", "Кого из сказочных героев ты выбрал бы в друзья", "Подарок моему другу".

Произведения для чтения: стихотворение Л.Кузьминой "Дом с колокольчиком", "Жадина" Я.Акима.

Комплименты. Дразнилки. Словесный бой с теми, кто дразнится, обзывается. Что такое комплимент? Учимся делать комплименты.

Игры: "Позови соседа ласково", "Скажи ласковое слово соседу".

Про слово "надо". Выделение норм взаимодействия человека с человеком. Соблюдение правил, договоренностей. «Надо» в школе:

- поведение на уроке перемене,

- подготовка уроков;

- порядок в тетради и портфеле и др.

- отношения с учителем и другими людьми.


Тема VI. Школа вежливости.

Мы живем среди людей. Хорошие манеры помогают нам жить в согласии. Учимся общаться с незнакомыми людьми.

Я - пешеход. Части улицы (тротуар, проезжая часть). Светофор, кому он нужен. Правила поведения на улице. Поездка в автобусе, правила поведения.

Поведение в общественных местах (магазин, аптека, почта, поликлиника, парикмахерская).

Игры: «Помоги Буратино» (ориентация на улице), «Мы едем, едем, едем…».

Правила общения по телефону. Правила обращения за помощью к службам «01», «02», «03».

Упражнения "Беседа по телефону", «Ошиблись номером».

Произведения для чтения: «Телефон» К.И.Чуковский.

Экскурсии: поездка в транспорте, посещение поликлиники, почты, парикмахерской.


Тема VII. Все, что есть на этой Земле - нужно!

Кто живет рядом с нами. Домашние животные и птицы. Взрослые животные и их детеныши. Бережное отношение к животным, уход за ними.

Игры: "Расскажи о животных, которые живут в твоем доме", "Чудесный мешочек", "Найди и назови", "Кто где живет", "Кто как кричит" «На бабушкином дворе», «На птичьем дворе».

Произведения для чтения: загадки о домашних животных и птицах, «Петушок с семьей», «Коровка» К.Ушинского, сказки о домашних животных.


Тема VIII. Уроки красоты.

Красота в человеке. Культура внешнего вида. Красота души. Доброта, честность, смелость - проявление красоты души. Человек узнается по его делам.

Игры: "Ступеньки доброты", "Хрустальный башмачок". Упражнения "Передача тепла", "Цепочка доброты", "Пирамида любви". Игра-драматизация "Узнай себя".

Сами творим красоту. Изготовление поделок для друзей.


Тема IХ. Нам хорошо вместе!

Серия занятий, на которых присутствуют родители, участвуют вместе с детьми. День матери. Встречаем Новый год! Праздник 8 Марта.


9 класс (34 часа)


Тема I. Вводные занятия.

Традиции знакомства и приветствия в разные времена, у разных народов.

Кто я. Как меня зовут. Бывают ли люди, у которых нет имени? Для чего нужны имена? А кто еще имеет имена? Что означает мое имя. Что такое имя, отчество, фамилия. Правила обращения по имени отчеству.

Игры "Давай познакомимся", "Назови себя", "Позови ласково". Упражнение "Имена", "Зеркало", "Ласковое имя". Рисунок "Я и мое имя". Мультфильмы "Привет", "Просто так".


Тема II. Я и моя семья.

Понятие родословной. Мои предки. Древо рода моего. Традиции семьи. Семейные фотографии.

Этюд "Любящие родители". Игра "Верно - не верно!".

Дом, в котором я живу. Как вести себя в собственном доме? Обязанности членов семьи. Каждой вещи свое место. Правила поведения: чистить обувь у подъезда, не рисовать на стенах, не кричать в подъезде, беречь то, что создано другими, здороваться с соседями.

Произведения для чтения: "Волк и семеро козлят", "Печенье" В.Осеевой.


Тема III. Я и мое тело. 9 класс

Бережное отношение к своему здоровью. Забота об организме: гигиена тела, закаливание, физические упражнения, режим труда и отдыха, питание.

Вредные привычки. Последствия для здоровья. Не пробовать, не начинать.

Произведения для чтения: «50 уроков здоровья для больших и маленьких» Н.Коростелева.


Тема IV. Я и мои эмоции.

Эмоциональное состояние человека: радость, злость, гнев, страх, печаль, обида. Умение владеть собой. Умей расслабиться, будь внимателен, умей контролировать свои поступки.

Игры: "Определи настроение", "Барометр настроения", "Музыка и эмоции". Упражнения "Свеча", "Разноцветный букет", "Передача чувства", "Волшебный мешок", "На что похоже настроение".

Выражение настроения мимикой и жестами.

Игры: "Отгадай, кого изображаю", "Расскажи стихи руками", этюды "Раздумье", "Круглые глаза", "Золотой дождь". Игра-инсценировка "Спрятанная котлета".


Тема V. Я и другие люди.

Как относиться к людям. Хорошие и плохие поступки, нормы и правила поведения и общения друг с другом. Качества личности: щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям; чувство взаимопомощи.

Игра "Два жадных медвежонка", этюды "Хвастливый зайка", "Упрямый козлик".

Произведения для чтения: "Рубль" П.Дудочкина.

Десять жизненных важностей. Что в жизни самое важное? Что нужно для жизни человеку, а что животному? Без чего нельзя обойтись? Право людей на жизнь, на защиту, на семью, на учебу и др.

Игры: "Согрей птенца", "Комплимент", "Компот".

Чужие секреты. Право каждого на личную тайну, свой секрет. Почему люди имеют секреты? (готовят сюрприз, боятся показаться смешными или др. причины). Можно ли читать чужие письма, слушать телефонный разговор, входить без разрешения?

Инсценировка "Встретились два слоненка".


Тема VI. Школа вежливости.

Адекватность поведения в обществе. Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке).

Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.

Если вы заблудились. Правила обращения за помощью, умение сообщить о себе информацию.

Экскурсии: в кинотеатр, библиотеку, музей, выставочный зал.

Правила поведения при торжественных событиях. Поздравления и пожелания.

Правила расставания. Прощание с близкими перед отъездом.


Тема VII. Все, что есть на этой Земле - нужно!

Дикие животные и птицы. Знакомство с Красной книгой. Почему появилась эта книга? Что может каждый человек сделать для спасения природы?

Рисование "Сказочная птица", "Мое любимое животное", "Человек дружит с природой".

Игры: «Чей голос?», «Кто как разговаривает?», «Повстречались», «Кто что любит?», «Кто где живет?», «Кто чей?». Игры-имитации «Заяц», «Медведь», «Лиса», «Волк».

Произведения для чтения: пословицы, загадки и сказки о диких животных и птицах, "Про всех на свете" Б.Заходера.

Секреты природы. Зачем кошка умывается? Куда летят гуси? Почему тигр полосатый? Что видит стрекоза? Экскурсия в парк.

Произведения для чтения: рассказы В.Бианки.


Тема VIII. Уроки красоты и доброты.

Культура. Культурная среда - то, что создано другими, что нас окружает (песни, музыка, одежда, машины). Культура духовная и материальная.

Чтение "Кто оборвал телефонную трубку", "Нарциссьо. Операция "Доставь радость другому".

Пословица не зря молвится. Кладезь народной мудрости (о дружбе, трудолюбии, правдивости) На все случаи жизни есть поговорки, пословицы. Игры "Продолжай!", "Закончи пословицу!".


Тема IХ. Нам хорошо вместе!


Серия занятий, на которых присутствуют родители, участвуют вместе с детьми. День матери. Встречаем Новый год! Праздник 8 Марта.



Методики оценки эффективности использования программы


"Волшебный магазин" - детям предлагается ситуация, когда они могут купить любую волшебную вещь (волшебную палочку, скатерть-самобранку, сапоги-скороходы, шапку-невидимку) взамен на подробное объяснение, зачем им эта вещь нужна. При этом особенно поощряются ответы, в которых волшебной вещью ребенок хотел воспользоваться не в собственных интересах, а в интересах других.


"Золотая рыбка" - если бы ребенок встретил золотую рыбку, какие три желания он бы попросил ее выполнить (обратить внимание, для кого эти желания: для ребенка, для других людей).


"Цветик-семицветик" - На исполнение каких семи желаний потратили бы дети лепестки волшебного цветка (играет вся группа детей, обсуждаются все желания, желания направлены на других людей, личные желания (для себя) не исполняются).


"Я превращаюсь…" - что могло бы случиться, если бы каждый из детей мог вдруг превратиться в кого-то (что-то) (бабочку, муравья, кота и др.). Что бы ты стал делать, каким бы ты был?


"Волшебные дома" - упражнения на самооценку (разработано И. Вачковым. Упоминается в книге: Вачков И.В. Психология для малышей. М., Педагогика - Пресс, 1996).

- В волшебной стране живет замечательный маг и чародей - Старый Волшебник. У него есть три замечательных дома: Дом Доброты, Дом Ума и Дом Силы. (Показать домик из пяти этажей).

- Представьте, что это - Дом Доброты. На верхнем этаже живут самые добрые люди, на нижнем - те, у кого доброты меньше всех. Расселением в этом доме ведает Старый Волшебник. Подумайте, на какой этаж он поселит тебя? А твоих друзей?

По ходе выполнения заданий ведущий договаривается с детьми, как ребенок будет изображать себя и своих друзей.

- А теперь нарисуйте в других частях листа еще два таких же дома. Это будут у нас Дом Ума и Дом Силы. Куда бы поселил вас Старый Волшебник в этих домах? Нарисуйте свой знак на нужном этаже. А куда бы поселил ваших друзей? Нарисуйте нужные знаки.

Литература



  1. Детские праздники. Ярославль, "Академия развития", 1997.

  2. Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике, "Родина", М., 1997.

  3. Казанджан Т.А. Образовательная программа для дошкольников "Этика"

  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению Ярославль, "Академия развития", 1997.

  5. Корчинова О.В. Детский этикет. Ростов н/Д, «Феникс», 2002.

  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, "Академия развития", 1997.

  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., УРАО, 1997.

  8. Куриленко Т.М., Петроченко Г.П. Задачи и упражнения по дошкольной педагогике - М., "Просвещение", 1970.

  9. Ладыженская Т.А. Речевые уроки М., "Просвещение", 1995.

  10. Петерина СВ. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., "Просвещение", 1986.

  11. Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье. Материалы конференции. М., "Мир книги", 1995.

  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., "Владос", 1996.

  13. Симановский А.Э Развитие творческого мышления детей. Ярославль, "Академия развития", 1997.

  14. Чистякова М. Психогимнастика. М., 1990.

  15. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения (Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство-Пресс», СПб, 1998.

Литература для детей:

  1. Богуславская Н.Б., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.

  2. Васильева-Гангус А. Азбука вежливости. М., "Педагогика", 1988.

  3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. М., "Просвещение", 1982.

  4. Пикулева Н. Слово на ладошке. М., "Новая школа", 1994.

  5. Синицына Е. Умные сказки. М., "Лист", 1997.

  6. Синицына Е. Умные стихи. М., "Лист", 1997.

  7. Уроки Мойдодыра. Под ред. Колбанова В.В., С-Петербург, "Акцидент", 1997

  8. Хорошие манеры для самых маленьких. "Белфакс", 1997.

  9. Школа вежливости. Палитра. 1992.

  10. Этикет от А до Я "ACT", 1997.

  11. Юдин Г. Букваренок. М., "Детская литература", 1988.

Похожие:

Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей iconПрограмма предпрофильного курса по физике для 9 классов «Юный исследователь»
Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов, он является межпредметным и рассчитан на 15 часов
Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей iconРабочая учебная программа курса информатики и вт для общеобразовательных учреждений
Т. К. Смыковская-М.: Глобус, 2008/ программы курса информатики для 2-9 классов/ Т. А. Бурмистрова-М.: Просвещение, 2009
Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей iconПрограмма курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень
Настоящая программа составлена для учащихся химии 10—11 классов общеобразовательных учреждений на базовом уровне 140 ч/год (2 ч/нед.)....
Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей icon«Петровская легенда»
Программы Лаврентьева Е. А. Программа элективного курса «Сервировка и этикет» Лаврентьева Е. А. Программа элективного курса «Художественная...
Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 1-4 классов
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2007 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей iconПрограмма курса «Основы экономики»
Программа предназначена для учащихся 10-11 классов, выбравших социально-экономический профиль обучения
Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей iconПрограмма элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов; рассчитан на 17 часов и реализуется за счёт времени, отводимого на компонент...
Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей iconПрограмма элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, готовящихся к успешной сдаче...
Программа курса «Этика» для 7-9 классов для детей iconПрограмма и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов «Теория и практика построения информационных систем и баз данных» 5 Пояснительная записка 5
Программа и материалы элективного курса для учащихся 10-11 классов «Теория и практика построения информационных систем и баз данных»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница