Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03




Скачать 465.88 Kb.
НазваниеСанитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03
страница1/3
Дата07.09.2012
Размер465.88 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Утверждаю

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации,

Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г. Г. Онищенко

01.04.2003

Дата введения: 20 июня 2003 года

2,4.4. Гигиенадетей и подростков Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)

Санитарно-эпидемиологические

требования к учреждениям

дополнительного образования детей

(внешкольные учреждения)

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН2.4.4.1251-03


I. Общие положения и область при­менения

1.1. Настоящие санитарно-эпидеми­ологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разра­ботаны в соответствии с Федераль­ным законом «О санитарно-эпиде­миологическом благополучии насе­ления» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собрание законо­дательства Российской Федерации, 2002, № 7, ст. 631), Постановлени­ем Правительства Российской Фе­дерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 22.02.1997) «Об утверждении Ти­пового положения об образователь­ном учреждении дополнительного образования детей» (Собрание за­конодательства Российской Федера­ции, 1995, № 12, ст. 1053).

  1. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреж­дениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ве­домственной принадлежности.

  2. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими ли­цами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строи­тельством, реконструкцией, эксплу­атацией учреждений дополнитель­ного образования, обучением и вос­питанием детей и подростков, а так­же для органов и учреждений, осу­ществляющих государственный са­нитарно-эпидемиологический над­зор.

Настоящие санитарные правила распространяются на действующие, а также проектируемые, строящие­ся, реконструируемые учреждения дополнительного образования де­тей.

1.4. Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых учреждений дополнительного образова­ния, а также функционирование действующих разрешается при наличии санитарно-эпидемиологи­ческого заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Изменение функционального назначения помещений допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

1..5. Учреждения дополнительного образования детей предназначены для обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

Основные виды деятельности: художественное, техническое творчество, занятия музыкой, хореографией, спортом, эколого-биологического профиля и юных натуралистов и другие виды деятельности.

1.6. В учреждениях дополнительно­го образования детей наполня­емость групп не рекомендуется пре­вышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестро­вых и т.п.).

С учетом направленности программ дополнительного образования заня­тия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозраст­ные.

II. Требования к земельному участку

2.1. Расстояния от промышленных, коммунальных, сельскохозяйствен­ных объектов, транспортных дорог и магистралей до учреждений до­полнительного образования прини­мают в соответствии с требования­ми, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов. Размещение учреждений дополни­тельного образования, в том числе включающие зоны отдыха, спортив­ные площадки и спортивные соору­жения для детей и подростков (в т.ч. пляжи), на территориях санитарно-защитных зон не допускается. Через территории учреждений до­полнительного образования не дол­жны проходить магистральные ин­женерные коммуникации городско­го (сельского) назначения (водо­снабжения, канализации). Пешеходная и транспортная дос­тупность данных учреждений для детей не рекомендовано превышать 30 мин. в одну сторону.

2.2. Отдельно стоящие учреждения дополнительного образования де­тей размещают на обособленных участках.

При проектировании и строитель­стве учреждений дополнительного образования площадь участков определяется заданием на проекти­рование.

2.3. Участок должен иметь наружное освещение при норме освещеннос­ти на земле 10 лк.

2.4. Территория участка должна быть огорожена забором высотой 1, 2—1, 5 м или зелеными насаждени­ями.

Не допускается посадка колючих кустарников с ядовитыми плодами, размещение клеток содержания ди­ких животных, опасных для жизни детей и взрослых.

2.5. На участке выделяются функци­ональные зоны: площадки для за­нятий объединений детей различ­ных профилей на открытом возду­хе, спортивные площадки, площадки для тихого отдыха детей, хозяй­ственная зона с постройками, зеле­ная зона. Количество функцио­нальных зон и их размеры опреде­ляются самими учреждениями до­полнительного образования детей в зависимости от направленности ре­ализуемых программ.

Для учреждений дополнительного образования рекомендуется следу­ющее примерное распределение территории на зоны и участки, в за­висимости от их назначения: — спортивная площадка 0,7—1,1 га, включающая легкоатлетическую площадку (0,5 га), футбольное поле (45 х 20 м2), две волейбольные (9 х 18 м2), две баскетбольные (16 х 28 м2) площадки либо по одной волей­больной, баскетбольной и одна ком­бинированная площадка; кордодром, бассейн для судомоделистов, автодром, кордодром;

  • учебно-опытная зона 0,15—0,4 га, включающая участки овощных, по­левых и декоративных культур, сад, зоологическую, метеорологическую и географическую площадки;

  • зона отдыха и аттракционов пло­щадью 0,15—0,5 га, включающая площадки для тихих и подвижных игр;

  • хозяйственная площадка площа­дью 0,05-0,1 га.

Зеленая зона должна составлять не менее 50% территории учреждения дополнительного образования де­тей.

2.6. Зону хозяйственного двора сле­дует предусматривать в глубине уча­стка. На хозяйственном дворе раз­мещают хозяйственные постройки, мусоросборники. Мусоросборники с крышками должны быть установ­лены на расстоянии не менее 25 м от окон и дверей здания на площад­ке с твердым покрытием (бетониро­ванные, асфальтированные) с удоб­ным и асфальтированным подъез­дом со стороны улицы. Размер кон­тейнерной площадки должен пре­вышать площадь мусоросборников на 1,0 м со всех сторон.

III. Требования к зданию и основным помещениям

3.1. Учреждения дополнительного образования детей могут разме­щаться как в отдельно стоящем зда­нии, так и во встроенном или при­строенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утеплен­ными переходами.

3.2. Этажность зданий может быть смешанной, но не более 3-х этажей;
4-этажные здания допускаются в крупных городах.

Лестничные переходы между этажа­ми проектируются с естественным освещением через проемы в наруж­ных стенах. Высота ограждения ле­стниц должна быть не менее 1, 2 м.

3.3. Помещения учреждений допол­нительного образования детей сле­дует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями стро­ительных норм и правил.

3.4. При размещении по этажам помещений для занятий объедине­ний детей необходимо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др.:

  • мастерские скульптуры, керами­ки (связанные с использованием материалов, хранимых в подсобных помещениях на участке) необходи­мо размещать на первых этажах, с выходом на участок;

  • на первых этажах целесообразно располагать помещения для военно-спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, комна­ты для индивидуальных занятий на фортепьяно, залы для проведения зрелищных мероприятий, кабинет врача, столовые, буфеты;

— на последних этажах зданий следует размещать химико-техничес­кие, астрономические (с обсервато­риями) лаборатории, помещения для занятий на духовых инструмен­тах; при организации верхнего освещения на верхних этажах реко­мендуется размещать мастерские живописи.

  1. В зданиях учреждений допол­нительного образования из мастер­ских по обработке древесины и комбинированных мастерских по обработке металла и дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу (че­рез утепленный тамбур) или через
    коридор, прилегающий к мастерс­ким, в который отсутствуют выходы кабинетов другого назначения.

  2. При организации деятельности гуманитарного профиля (исторического, краеведческого, географического, литературного, страноведения и др.) следует дополнительно руководствоваться санитарными правилами для общеобразовательных учреждений.

3.7. При организации компьютер­ных кабинетов необходимо соблюдение гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронновычис­лительным машинам и организации работы.

  1. При организации спортивной деятельности должны быть выпол­нены требования санитарных пра­вил устройства и содержания мест занятий по физической культуре.

3.9. На каждом этаже учреждения дополнительного образования дол­жны размещаться раздельные сани­тарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Ко­личество санитарных приборов дол­жно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 дево­чек; 1 унитаз, 0,5 м лоткового пис­суара и 1 умывальник на 30 мальчи­ков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует прини­мать из расчета не менее 0,1 м2 на 1 человека.

Для персонала должен быть вьделен отдельный санузел. Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в помещения для занятий или в непосредственной близости от них.

  1. Поверхности стен и полов дол­жны быть гладкими, позволяющи­ми проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезин­фицирующих средств, разрешенных к применению в установленном по­рядке.

  2. Используемые отделочные ма­териалы, краски, лаки, применя­емые для внутренней отделки помещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологи­ческого заключения.

  3. Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в соответствии с требо­ваниями строительных норм и пра­вил, утвержденных проектным зада­нием, но не должна быть менее 3,0 м.

Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строи­тельных норм и правил в зависимо­сти от реализации программ допол­нительного образования, единовре­менной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснаще­ния необходимой мебелью. 3.14. При размещении учреждений дополнительного образования де­тей в приспособленных помещени­ях совместно с другими организаци­ями, не имеющими отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.

IV. Требования к водоснабжению и канализации

4.1. Здания учреждений дополни­тельного образования детей долж­ны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противо­пожарного и горячего водоснабже­ния, канализацией и водостоками.

4.2. Водоснабжение и канализация учреждений дополнительного обра­зования должны быть централизо­ванными.

В случаях отсутствия в населенном пункте централизованных систем водоснабжения учреждение допол­нительного образования необходи­мо обеспечить питьевой водой, от­вечающей гигиеническим требова­ниям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем пи­тьевого водоснабжения. В неканализованных районах уч­реждения дополнительного образо­вания оборудуются внутренней ка­нализацией при условии устройства местных очистных сооружений или выгребами с последующим удале­нием стоков на очистные сооруже­ния при согласовании с учреждени­ями Госсанэпиднадзора.

4.3.В учреждениях дополнительно­го образования должен быть организован питьевой режим для детей, обеспечивающий безопасность ка­чества питьевой воды, которая дол­жна отвечать требованиям санитар­ных правил.

  1. В помещениях для занятий изобразительным искусством, скульптурой, техническим творчеством, юных натуралистов, в кино­ фотолабораториях, в лабораториях, помещениях для образовательной деятельности, мастерских, помещениях медицинского назначения, комнате технического персонала, санитарных узлах необходимо уста­навливать раковины с подводкой
    горячей и холодной воды.

  2. В помещениях для проведения занятий спортом и хореографией пре­дусматриваются гардеробные для вер­хней одежды (при отсутствии общей гардеробной). Раздельно для мальчи­ков и девочек необходимо предусмотреть помещения для переодевания, туалеты, душевые, умывальные с ра­ковинами для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной воды, из расчета 1 душевая сетка и 1 раковина на 10 человек.

V. Требования к оборудованию и по­мещениям для организации основных видов деятельности

5.1. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных зданиях следует обеспечить достаточный по площа­ди минимальный набор помещений для занятий детских объединений, а также предусмотреть оборудование, мебель, кладовую, гардероб и сану­зел, соответствующие санитарным нормам.

  1. Минимальную площадь поме­щений для организации различных занятий в учреждениях дополни­тельного образования детей следу­ет принимать из расчета площади на 1 занимающегося в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

  2. Требования к условиям прове­дения занятий художественным творчеством детей.

5.3.1. Для мастерских масляной жи­вописи должны быть выделены поме­щения площадью не менее 4,8 м2 на 1 учащегося, высотой не менее 3,0 м, высотой подоконников не более 1,3 м. Рабочие места учащихся за мольбертами следует размещать пер­пендикулярно и параллельно окнам.

5.3.2. Мастерские для акварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из расчета не менее 4,0 м2 на 1 учащегося, высотой не ниже 3,6 м, высотой подоконников не более 1,1 м. Мольберты в мастерс­ких для акварельной живописи и рисунка следует размещать полукругом около 2 моделей, расположен­ных у боковых стен.

5.3.3. К мастерским живописи и рисунка непосредственно должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м2.

5.3.4. Мастерские скульптуры дол­жны иметь площадь не менее 3,6 м2 на 1 учащегося; мастерские при­кладного искусства и композиции — не менее 4,5 м2 на 1 учаще­гося; высоту помещений — не ниже 3,0 м. При мастерских скульптуры должно быть выделено изолирован­ное отделение обжига, оборудован­ное механической вытяжной вентиляцией. При мастерских при­кладного искусства и композиции должны быть кладовая площадью не менее 9 м3, при мастерской скульптуры — две кладовые для хранения глины и гипса.

5.3.5. Для теоретических занятий может организовываться кабинет истории искусств площадью из рас­чета 2,0 м2 на I учащегося и поме­щение для хранения натюрмортного методического фонда — не менее 18 м2.

5.3.6. Мастерские должны быть обо­рудованы умывальниками с подвод­кой горячей и холодной воды; мас­терские рисования и лепки необхо­димо оборудовать двумя умываль­никами, один из них с раковиной и широким столом.

5.4. Требования к организации му­зыкальных занятий.

5.4.1. Для проведения музыкальных занятий оборудуются:

  • помещения для индивидуаль­ных занятий на фортепьяно и дру­гих инструментах (струнные, духо­вые, народные), площадью не ме­нее 12 м2;

  • помещения для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 учащихся) площадью не менее 36 м2 и высотой не ниже 3,0 м;

  • помещения для занятий хора и оркестра площадью не менее 2 м2 на 1 человека, высотой не ниже 4,0 м.

  1. При музыкальном отделении должны быть помещения для хра­нения музыкальных инструментов, площадью не менее 10 м2.

  2. Помещения для занятий на музыкальных инструментах должны проектироваться вдали от помещений для теоретических занятий. Звуко­изоляция между кабинетами должна отвечать санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов.

5.5. Требования к организации занятий хореографией.

5.5.1. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритми­кой и танцами площадью из расче­та 3—4 м2 на одного учащегося, вы­сотой не менее 4 м. Балетную перекладину в зале сле­дует устанавливать на высоте 0,9—1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.

Одна из стен зала оборудуется зер­калами на высоту 2,1 м. Полы в зале должны быть дощатые некрашеные или покрытые специ­альным линолеумом.

Необходимо предусмотреть разде­вальные и душевые для девочек и мальчиков, оборудуются раковина­ми для мытья рук с подводкой горя­чей и холодной воды.

При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается ко­стюмерная мастерская площадью не менее 18 м2.

5.6. Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений, по­становок спектаклей, кукольного театра, лекций и других мероприятий оборудуются:

  • концертный зал при вместимос­ти 300-500 мест площадью 200—400 м2;

  • 2 костюмерные для мальчиков и девочек (10—18 м2) в удобной связи со сценой;

- комната исполнителей (24—36 м2);

- помещения для драмкружка (50—70 м2);

  • подсобные помещения (для хранения костюмов, декораций и др.).
    5.7. Требования к организации за­нятий техническим творчеством.

  1. Площади помещений для за­нятий техническим творчеством де­тей должны соответствовать строи­тельным нормам и правилам.

  2. Кабинеты и лаборатории для моделирования, универсальная ла­боратория по основам наук обору­дуются столами и стульями в соот­ветствии с требованиями государственных стандартов.
    Помещения для электротехничес­ких и монтажно-сборочных работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированны­ми верстаками.

Мастерские по обработке древеси­ны и металла оборудуются столяр­ными и слесарными верстаками, в соответствии с гигиеническими тре­бованиями для общеобразователь­ных учреждений.

  1. Столы и верстаки, за которы­ми проводится пайка, должны иметь металлическое покрытие и местную вытяжную вентиляцию.

  2. Слесарные и комбинированные верстаки должны иметь за­щитные экраны шириной не менее 390 мм и высотой не менее 325 мм. Они должны располагать­ся перпендикулярно окнам при правостороннем освещении, соблюдая расстояние от тисков до тисков 90—100 см.

5.7.5. Столярные верстаки должны располагаться под углом 45 град, к окнам или перпендикулярно так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см.

5.7.6. Токарные станки должны устанавливаться параллельно окнам или под углом 20—30 град., фрезер­ные — параллельно окнам.

  1. Размеры инструментов долж­ны соответствовать антропометри­ческим параметрам детей (приложение 1).

  2. Все оборудование, являюще­еся источником пылевыделений, должно иметь местную вытяжную вентиляцию при наличии общей вентиляции.

  3. При организации занятий техническим творчеством необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

На занятиях используются матери­алы, безопасность которых подтвер­ждена санитарно-эпидемиологи­ческим заключением.

  1. Все кабинеты и мастерские технического творчества должны быть оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

  2. Занятия с использованием компьютерной техники организу­ются в соответствии с гигиеничес­кими требованиями к видеодисп­лейным терминалам, персональным электронно-вычислительным ма­шинам и организации работы.

5.8. Требования к организации за­нятий эколого-биологического про­филя и юных натуралистов.

5.8.1. Примерный состав и площади помещений для юннатской работы должны соответствовать требовани­ям строительных норм и правил.

  1. Помещения, предназначен­ные для работы детей с животными, растениями, должны быть оборудо­ваны умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.

  2. С детьми, ухаживающими за животными, должен проводиться инструктаж о приемах безопасного обращения с животными и оказа­ния первой медицинской помощи.
    За животными должен быть обеспе­чен постоянный ветеринарный над­зор.

5.9. Требования к организации спортивных занятий.

5.9.1. Гигиенические требования от­носятся ко всем видам учреждений, реализующих программы дополни­тельного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

  1. Набор и состав помещения для спортивных секций определя­ются направленностью образовательной программы, спортивным профилем учреждения и количе­ством занимающихся детей и дол­жен отвечать требованиям сани­тарных и строительных норм и
    правил.

  2. Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 м2 на одного занимающегося. Пол должен быть деревянным или покрыт линолеумом: поверхность пола должна быть ровной, без щелей и изъянов.
    Стены зала не должны иметь высту­пов, карнизов; стены следует окрашивать масляной краской на высо­ту 1,5—2,0 м от пола, а верхнюю часть — клеевой краской. Батареи располагаются в нишах под окнами и закрыты решетками. На окнах должны быть предусмотрены загра­дительные устройства. В детской юношеской спортивной школе на 160—180 человек может быть спортивный манеж (42 х 18 м2) и спортзал (36 х 18 м2).

5.9.4. В спортивных залах должно раз­мещаться только оборудование, необ­ходимое для проведения занятий. Для хранения инвентаря должно быть вы­делено специальное помещение.

  1. В зале для борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен не менее 2 м во избежание травматизма. При невозможности организации тако­го отступа стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м.
    Сверху ковер должен быть покрыт покрывалом, поверх которого на­тянута и закреплена покрышка из прочной и мягкой материи, без грубых швов.

  2. Используемые при прыжках маты должны исключать возможность скольжения по полу, поверхность их не должна быть скользкой, набивка матов — равномерной по плоскости и состоять из материалов, легко под­дающихся очистке от пыли.

Маты должны храниться в зале в вер­тикально подвешенном положении.

5.9.7. Магнезия, используемая спортсменами для рук, должна хра­ниться в ящиках с крышками.

  1. Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе дол­жны содержаться в чистоте и быть ровными, свободными от посторон­них предметов, которые могут быть причиной повреждений и травм.

5.9.9. Футбольное поле, площадки для ручного мяча и массовых под­вижных игр должны иметь травяной покров.

5.9.10. Беговая дорожка должна иметь твердое, хорошо дрениру­ющее покрытие, плотный, непылящий, стойкий к атмосферным осад­кам верхний слой.

5.9. 11. Ямы для прыжков должны за­полняться чистым песком с приме­сью опилок. Перед прыжком содер­жимое следует взрыхлять и вырав­нивать. Борты ям следует обшивать резиной или брезентом, и они дол­жны находиться на одном уровне с землей.

  1. Условия для занятий водными видами спорта должны соответ­ствовать санитарно-гигиеническим требованиям к бассейнам.

  2. Здание детской юношеской спортивной школы должно включать:

—игровые зоны общей физической подготовки;

  • специализированные зоны по видам спорта для технической и так­тической подготовки с группами обслуживающих помещений;

  • административно-хозяйственные и другие помещения, в зависимости от профиля школы.

  1. При работе с детьми должен осуществляться дифференцирован­ный подход с учетом возраста детей и этапов подготовки.

  2. Рекомендуемый возраст де­тей для начала занятий разными видами спорта в детской юношес­кой спортивной школе и спортив­ной детской юношеской школе олимпийского резерва представлен в приложении 2.

  3. Продолжительность одного занятия в группах начальной под­готовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тре­нировочных группах — 4-х часов в день. Продолжительность трениро­вочного занятия картингом должна составлять не более 1 часа.

5.10. Занятия хореографией, спортом и физической культурой должны про­водиться только в спортивной одежде и обуви на исправном оборудова­нии.

5.11. Уровни шума в помещениях учреждений дополнительного об­разования детей должны соответствовать требованиям санитарных норм.

VI. Требования к естественному и ис­кусственному освещению

6.1. Основные помещения учрежде­ний дополнительного образования должны иметь естественное освеще­ние. Без естественного освещения допускается проектировать умы­вальные; снарядные, душевые, убор­ные при гимнастическом зале; ду­шевые и уборные персонала; кладо­вые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); ра­диоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

6.2.В мастерских масляной и аква­рельной живописи должны быть обеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчет­ное значение коэффициента есте­ственного освещения (КЕО) долж­но соответствовать: для I светоклиматического пояса— 5,3%, но не менее 3,8%; для I] — 4,1%, но не менее 3,0%; для III/1 3,6%, но не менее 2,5 %. Такие условия КЕО дол­жны быть созданы с помощью верх­него и бокового естественного осве­щения мастерских. В остальных помещениях учрежде­ний дополнительного образования коэффициент естественного осве­щения зависит от вида деятельнос­ти и должен соответствовать требо­ваниям строительных норм и пра­вил.

6.3. Неравномерность естественно­го освещения помещений для детей и подростков при боковом освеще­нии не должна превышать 3:1.

  1. Светопроемы учебных помеще­ний должны быть оборудованы ре­гулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, ткане­выми шторами светлых тонов, соче­тающихся с цветом стен, мебели.

  2. Направленность светового по­тока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней.
    Не рекомендуется направление светового потока спереди и сзади.
    В слесарных мастерских естествен­ный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с осо­бенностями рабочей позы.

  3. В помещениях, ориентирован­ных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные ма­териалы и краски неярких холодных тонов — бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориенти­рованных на северные румбы, сле­дует использовать светлые, теплые
    тона — бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый и др.

6.7. Для отделки учебных помеще­ний должны использоваться диффузноотражающие отделочные ма­териалы, краски с коэффициентом отражения: для потолка — не менее 0,8, стен и оборудования — не ме­нее 0,7, пола — 0,4.

  1. Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники — 5 м.

  2. На рабочих местах обучающихся должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже:

  • в учебных помещениях для тео­ретических занятий — 300-500 лк;

  • в компьютерных кабинетах —300-500 лк;

  • в мастерских по обработке метал­ла — 600 лк;

  • в мастерских по обработке дере­ва — 500 лк;

  • в швейных мастерских — 600 лк;

  • изостудии, живописи, рисунка, скульптуры — 300-500 лк;

  • концертных залах — 300 лк;

  • звукоаппаратной — 150лк;

  • спортивных залах — 200 лк (на полу);

  • рекреациях — 150 лк;

  • в помещениях для занятий юных натуралистов - не менее 300 лк.
    При использовании ламп накалива­ния уровни освещенности уменьша­ются в 2 раза.

6.10. В помещениях технического творчества при выполнении зри­тельных работ I -IV разрядов, как правило, следует применять систе­му комбинированного освещения (местное и общее).

6.11. В учебных помещениях, спортивных и концертных залах и др. должна применяться система общего освещения, которое долж­но быть равномерным. Светильники следует располагать в виде сплошных или прерывистых ли­ний параллельно линии зрения работающих.

6.12. Чистку светильников общего освещения необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся.

VII. Требования к воздушно-теплово­му режиму

7.1. В основных помещениях учреж­дений дополнительного образова ния детей температура воздуха дол­жна соответствовать параметрам таблицы

  1. Температурный перепад между температурой воздуха внутри помещения и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции должен быть не более 6 град. С.

  2. В помещениях для занятий детей относительная влажность и скорость движения воздуха должны составлять: в теплый период года — относительная влажность воздуха — 60—30%, скорость движения воздуха — 0,2—0,3 м/сек.; в холодный и переходные периоды года — влажность — 45—30%, скорость движения воздуха — не более 0,2 м/сек.

Таблица 7.1 Средние расчетные температуры воздуха в основных помещениях



Основные помещения

Температура воздуха, град. С (X) в разных климатических рай­онах и подрайонах




1а, 16, 1г

1в, 1д, И, III

IV

Комнаты для занятий объединений


учащихся

21

18

17



Лаборатории

21

18

17

Мастерские по обработке металла, дерева, с крупным станочным оборудованием, кружки технического моделирования

17

15

15

Помещения для музыкальных занятий объеди­нений детей, клубные комнаты, занятий вока-пом, актовый зал - лекционная аудитория, зри­тельный зал

20

18

18

Спортивные залы: при отсутствии мест для зрителей при наличии мест для зрителей

18 15

Залы ванн бассейнов

На 1-2 град, выше темпе­ратуры воды в ванне

Залы для подготовительных занятий в бассей­нах; хореографические классы

18



7.4. Воздухообмен в основных по­мещениях учреждений дополнительного образования должен соответствовать строительным нормам и правилам.
  1   2   3

Похожие:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03 iconТребования по безопасности персонала и населения
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. СанПиН 1...
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03 iconСанитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 4 1251-03 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 4 1251-03
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03 iconСанитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 4 2605-10
Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом...
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03 iconСанитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 1 2582 -10
Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03 iconПродукты детского питания для детей раннего возраста
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – Санитарные правила) разработаны в соответствии с федеральными...
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03 iconРоссийской Федерации Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 6 Ионизирующее излучение, радиационная безопасность
Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности оспорб-99 разработаны творческим коллективом специалистов Российской...
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03 iconУтверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18. 05. 2010 n 59
Н 1 2631-10" (вместе с "СанПиН 1 2631-10. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию...
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03 icon5. дезинфектология санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности Санитарно-эпидемиологические правила сп 1378-03
Сеченова Минздрава России (М. Г. Шандала, Н. Ф. Соколова, И. М. Абрамова, Е. Н. Богданова); Центром Госсанэпиднадзора в Республике...
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03 iconСанитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 1 1331-03
Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, n 31, ст. 3295)...
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПи 4 1251-03 icon4 августа 1999 года Дата введения
Настоящие Санитарно эпидемиологические правила (далее Санитарные правила) направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница