Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь»




НазваниеПрограмма внеурочной деятельности «Юный исследователь»
страница1/5
Дата07.09.2012
Размер0.63 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
МБОУ «Большегондырская СОШ»


Сборник программ внеурочной деятельности

(программы кружков, 1 класс)


2012

Сборник программ внеурочной деятельности, реализуемые в МБОУ «Большегондырская СОШ», с.Б-Гондыр, 2012г.


В данный сборник вошли программы кружков, реализуемые во внеурочной деятельности в 1 классе. Прошли экспертизу на школьном ЭМС, три из них принимали участие в конкурсе на лучшую программу внеурочной деятельности. Предназначено для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.


Составитель:Меляхматова С.С


Редактор:Шайкаматова М.В.


Оглавление


Ведение……………………………………………………….4

  1. Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь»…………………………………………..6

  2. Программа внеурочной деятельности «Лего-конструирование»………………………………………11

  3. Программа внеурочной деятельности «Здоровячок»……………………………………………15

  4. Программа внеурочной деятельности «Изо-студия»..…………………………………………………21

  5. Программа внеурочной деятельности «Ритмика»……………………………………………….26

  6. Программа внеурочной деятельности «Театр.Чиполлино.»…………………………………….30

  7. Программа внеурочной деятельности «Народный танец»……………………………………………….…...34



Ведение

Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • снизить учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Общеобразовательное учреждение имеет право самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности

В начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности:

  • Спортивно-оздоровительное направление

  • Духовно-нравственное направление

  • Общеинтеллектуальное направление

  • Общекультурное направление

  • Социальное направление

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

Внеурочная деятельность школьников может быть организована в форме кружков.

Методические рекомендации

по организации внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Внеурочная деятельность в МБОУ «Большегондырская СОШ» организуется по направлениям:

  • спортивно-оздоровительное;

  • общеинтеллектуальное;

  • общекультурное.

Спортивно-оздоровительное направление представлено программами кружка «Здоровячок» и «Ритмика», которые способствуют овладению умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Общекультурное направление представлено тремя программами: театром «Чипполино», «Народный танец» и «ИЗО-студией». Эти программы предполагают развитие творческих способностей учащихся, позволяют овладеть способами художественной деятельности: эмоционально-ценностным восприятием произведений изобразительного искусства, учат выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру, овладевать элементарными умениями в творческой деятельности.

Общеинтеллектуальное направление представлено программами кружков «Юный исследователь» и «Лего-конструирование». Эти программы предусматривают организацию исследовательской, проектной деятельности учащихся. Реализация данных программ предполагает формирование умений самостоятельно ставить перед собой задачи, планировать деятельность, выбирать соответствующие действия для достижения результатов, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы, уметь оценить полученные результаты.

Зам.директора по ВР Меляхматова С.С


1.Программа внеурочной деятельности

«Юный исследователь»

(общеинтеллектуальное направление)

Полякова О.Н.,

учитель начальных классов,

учитель 1 кв.категории

Пояснительная записка

Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира. Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Современный учитель всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Поэтому предлагаемая программа рассчитана на внеклассную и внешкольную работу с детьми.

Программа курса разработана на основе учебного пособия «Методика исследовательского обучения младших школьников», автор А.И.Савенков, рекомендована Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова.

Цель программы

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы

  1. Развитие познавательных потребностей младших школьников.

  2. Развитие познавательных способностей младших школьников.

  3. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

  4. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

  5. Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года первого класса данная работа не проводится (это период адаптации детей к обучению и освоения ряда общеучебных навыков). Результаты первоклассники представляют на собственных классных конференциях. Итого -26 часов


Тематический план.



П/п

Темы занятий

Теория

Практика

Всего часов





Тренинг







12

1.

Что такое исследование?

1




1

2.

Наблюдение и наблюдательность




1

1

3.

Что такое эксперимент

1




1

4.

Учимся вырабатывать гипотезы




1

1

5.

Знакомство с логикой

1




1

6.

Как задавать вопросы




1

1

7.

Учимся выделять главное и второстепенное




1

1

8.

Как делать схемы

1




1

9.

Как работать с книгой




1

1

10.

Что такое парадоксы

1




1

11-12

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

1

2




Исследовательская практика







8

13

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

1




1

14

Экспресс-исследование




1

1

15

Семинар по итогам экскурсии




1

1

16-17

Коллективная игра-исследование




1

1

18

Коллекционирование




1

1

19

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди

1

1

2

20

Сообщения о своих коллекциях




1

1




Мониторинг







6

21-22

Мини-конференция по итогам экспресс- исследования

1

1

2

23-24

Мини конференция по итогам собственных исследований




1

1

25-26

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов




3

3

Итого







26

Содержание программы

Подпрограмма «Тренинг»

Общее число занятий – 12.

1.Тема «Что такое исследование?»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Как человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные это тоже умеют делать? Что такое научные исследования? Где и как используют результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у других, понаблюдать, провести эксперимент).

2.Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (иллюзии). Проверка и тренировка наблюдательности.

3. Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами. (Вода, свет, бумага и др.)

4. Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

5. Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказать суждение. Правильные и ошибочные суждения – практические задания. Что такое классификация и как классифицировать. Практические задания на классификацию. Загадки как определение понятий. Практические задания с использованием приёмов сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Практическое задание – формулирование умозаключений.

6.Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировании вопросов. Как правильно задавать вопросы.

7. Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – что сначала, что потом»

8. Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятием схема, чертёж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «пиктограмма»

9. Тема «Как работать с книгой». Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое справочники, энциклопедии и т.п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текста.

10. Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми парадоксами. Практическая работа по изучению парадоксальных явлений.

11. Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составить план своего доклада. Практическое задание «Как сделать сообщение» Практическое задание на сравнение и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Общее число занятий – 8.

1.Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

2. Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе или перед экскурсией класс делится на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу же в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

3. Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующей неделе. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

4-5. Тема «Коллективная игра-исследование»

6. Тема «Коллекционирование»

Каждый ребёнок выбирает тему своей коллекции и начинает сбор материала.

7. Тема «Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини- семинара., где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

8. Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственные исследовательское задание на летние каникулы.

Подпрограмма «Мониторинг».

Общее число занятий – 6.

1-2. Тема «Мини-конференция по итогам экспресс- исследования»

Дети выступают с коротками сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

3-4. Тема «Мини конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

5-6. Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвёртых классов» - 2 часа

Ожидаемые результаты реализации программы.

1 уровень. Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.

Литература.

  1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправл. и дополн. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.

  2. Савенков А. И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.

  3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3-е изд., перераб. – Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Фёдоров», 2010.

  4. М. К. Господникова, Н. Б. Полянина, Е.И. Самохвалова, Ю. А. Родионова, О. Ю. Эктова, Т. А. Гордиенко, Т. Е. Силаева. Проектная деятельность в начальной школе /авт.-сост. М. К. Господникова (и др.).—2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

  5. Проектируем. Исследуем. Творим: сб. материалов: в 2 ч. /сост. Т. Г. Самойленко, М. П. Шорохова, В. Ю. Щукина; под ред. Т.Г. Самойленко. – Пермь, 2010.



2. Программа внеурочной деятельности

«Лего-конструирование

(общеинтеллектуальное направление)

Тимурова В.Г.,

воспитатель группы продленного дня


Пояснительная записка

Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно - деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.  Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

В 2011 году для учащихся 1 класса был введён в программу внеурочной деятельности кружок «Лего конструирование». Для реализации программы кружка школа приобрела комплект наборов ЛЕГО: «STELLAR», «BRICK», «SLUBAN», «BANBAO», «Самоделкин». Все комплекты полностью соответствуют индивидуальным возможностям каждого учащегося и способствуют успешному обучению. В ходе занятий развивается умение работать в паре, в группе, раскрываются творческие способности, повышается мотивация к обучению. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит, используя свои знания, а учитель лишь консультирует его. Изучая простые механизмы, дети  учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов, экспериментируют. Эти занятия не только увлекательны, но и весьма полезны, познавательны. В процессе игры с конструктором ребенок развивает: Речь (доказана неразрывная связь развития речи с развитием мышления); мышление - умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать; концентрацию внимания; мелкую моторику; пространственное воображение - способность видеть разные способы создания образов и построек. Данная программа делится на блоки: архитектура, техника, проектная деятельность. Программа рассчитана на 1 год, по одному часу в неделю, занятия кружка проводятся в форме бесед, экскурсий, защиты проектов, выставок творческих работ. По запросу детей и родителей работа может быть продолжена в последующие годы учебы.

  Цель программы: развитие творческих способностей учащихся посредством конструкторской и проектной деятельности.

Задачи: - Научить работать по предложенным инструкциям по сборке моделей; - Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;

-Обучать излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

-Воспитывать  самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности за результат своего труда.

-Развивать навыки взаимодействия в группе.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» iconЕлена
Педагогом разработана программа дополнительного образования «Юный художник», которая используется учителями школы, работающими в...
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» iconПрограмма внеурочной деятельности «Школа олимпиоников»
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной...
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» iconПрограмма внеурочной деятельности
Реализация программы внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Целью программы внеурочной...
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» iconПрограмма предпрофильного курса по физике для 9 классов «Юный исследователь»
Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов, он является межпредметным и рассчитан на 15 часов
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса на 2011 2012 учебный год
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса на 2011 2012 учебный год
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» iconПрограмма внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок»
Интегрированная программа внеурочной деятельности «Здоровячок» создана на основе двух программ
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева
Т. а ладыженкой и обеспечена умк (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской....
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» iconПрограмма внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов, срок реализации 4 года
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных...
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса
Программа интегрированного историко-экологического курса внеурочной деятельности «Моя Москва» соответствует федеральному компоненту...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница