Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»




НазваниеРабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
страница1/10
Дата06.09.2012
Размер1.25 Mb.
ТипРабочая программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Рабочая программа курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для учащихся 5—9 классов

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе программы основного общего образования по ОБЖ, подготовленной В.Н.Латчуком (руководитель), С.К.Мироновым, С.Н.Вангородским с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, напечатанной в программах для учащихся общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы / под общ. ред. В.Н.Латчука. — М.: Дрофа, 2007

В программе реализованы требования Конститу­ции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопас­ности дорожного движения», «О радиационной бе­зопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпи­демиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безо­пасности Российской Федерации.

В своей предметной ориентации предлагаемая про­грамма нацеливает педагогический процесс на реше­ние следующих задач:

  • • освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и ос­новах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности школьников, необхо­димых для ведения здорового образа жизни, обеспе­чения безопасного поведения в опасных и чрезвычай­ных ситуациях;

  • воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к здоровью и жизни;

  • обучение учащихся умению предвидеть потенци­альные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуаль­ной и коллективной защиты, оказывать первую меди­цинскую помощь.

В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного по­ведения в бытовой (городской) среде», «Правила бе­зопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Прави­ла безопасного поведения в чрезвычайных ситуаци­ях», «Государственная система защиты и обеспече­ния безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорово­го образа жизни» предусматривает изучение тем: «Ос­новы медицинских знаний» и «Основы здорового об­раза жизни».

Предлагаемый в программе объем материала явля­ется достаточным для формирования у учащихся 5—9 классов основных понятий в области безопаснос­ти жизнедеятельности.

Ситуации, связанные с воздействием на личность угроз и опасностей, в психологическом и практиче­ском отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными, предельными и даже за­предельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными по­следствиями. Успех действий человека в таких ситу­ациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией программы основного общего образования явля­ется ее ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путем выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. Ориента­ция курса ОБЖ на личную безопасность отвечает бук­ве и духу Федерального закона РФ «О безопасности», который ставит на первое место обеспечение безопас­ности личности. В связи с этим логика построения программы заключается в том, чтобы школьники на­учились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опас­ность —> причина опасности —> последствие опасности -> действие.

При изучении предмета школьники получают зна­ния об опасных и экстремальных ситуациях в быто­вой (городской), природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и ме­роприятиях, проводимых государством по защите на­селения.

Большое внимание в программе уделено формиро­ванию здорового образа жизни и профилактике вред­ных привычек, изучению приемов оказания первой медицинской помощи.

Программа рассчитана на 35 учебных часов в каж­дом 5-9 классе. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока, который учитель может использовать для закрепления знаний по наиболее сложным темам.

Программа предусмат­ривает формирование у обучающихся умений и навы­ков, универсальных способов деятельности и ключе­вых компетенций по следующим направлениям:

  • формирование способностей к предвидению си­туаций, опасных для человека, общества и окружаю­щей среды, и правильного поведения в случае их воз­никновения;

  • изучение основ здорового образа жизни, обеспе­чивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной жизни;

  • ознакомление с необходимыми индивидуальны­ми мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, со­циального и техногенного характера, с мероприятия­ми, проводимыми государством по защите населения;

  • освоение правил и навыков защиты, позволя­ющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • понимание причин возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;

  • формирование знаний о тесной взаимосвязи со­знания и жизнедеятельности личности и общества;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников ин­формации, включая энциклопедии, словари, интер­нет-ресурсы и др.;

  • самостоятельная организация учебной деятель­ности, оценка своего поведения, черт своего характе­ра, физического и эмоционального состояния;

  • формирование знаний о правах и обязанностях члена общества и учебного коллектива.

Реализация указанной программы предусматрива­ет использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учеб­ные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные наглядные и электронные пособия.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения программы основного об­щего образования по основам безопасности жизнеде­ятельности ученик должен:

а) знать/ понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, ук­репляющие и разрушающие здоровье; вредные при­вычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной сре­де: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

б) уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жили­ще и использовать подручные средства для ликвида­ции очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защи­ты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой по­вязкой, домашней медицинской аптечкой) и средст­вами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в мес­тах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и про­дуктов питания в случае эвакуации населения;

в) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

  • при пользовании бытовыми приборами и инстру­ментами;

  • с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;

  • при обращении в случае необходимости в соот­ветствующие службы экстренной помощи.

Список литературы и УМК.

Основная литература:

1. «ОБЖ 5 кл.» В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук. «Дрофа», «ДИК». 2008г.

2. «ОБЖ 6 кл.» А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов. «Дрофа» 2008г.

3. «ОБЖ 7 кл.» С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. «Дрофа» 2008г.

4. «ОБЖ 8 кл.» С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. «Дрофа», «ДИК» 2008г.

5. «ОБЖ 9 кл.» С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. «Дрофа», «ДИК» 2008г.

Дополнительная литература:

1. Методическое пособие по ОБЖ 5 класс. В.Н.Латчук, В.В.Марков. Дрофа, Москва 2002г.

2. Журнал ОБЖ (периодическое издание).

3.«Самоспасение без снаряжения».Г.С.Чеурин. Москва 2001г. «Русский журнал».

4. Программа занятий по предупреждению наркогенной зависимости. Издательство Саратовского университета 1999г.

5. «Школа выживания». С.В.Беленко приложение к журналу «Зарубежное военное образование» Москва 1992г.

6. Методическое пособие по ОБЖ 7класс. В.Н.Латчук, В.В.Марков. «Дрофа» Москва 2002год.

7.Методическое пособие по ОБЖ 8класс. В.Н.Латчук, В.В.Марков, А.Г.Маслов. «Дрофа» Москва 2002год.

8.Методическое пособие по ОБЖ 9класс. В.Н.Латчук, В.В.Марков, А.Г.Маслов. «Дрофа» Москва 2002год.

Электронные учебно-методические проекты:

1.Библиотека электронных наглядных пособий и Электронные средства учебного назначения разработаны компаниями «Кирилл и Мефодий», «Нью Медиа Дженерейшн» и «Дрофа».

2. .Библиотека электронных наглядных пособий и Электронные средства учебного назначения «Безопасность жизнедеятельности» разработаны корпорацией «Диполь» и Новосибирским государственным педагогическим университетом. 2005г.

Учебно-тематическое планирование
по основам безопасности жизнедеятельности

5 класс


Класс : 5


Учитель: Каширин В.М.


Количество часов


Всего 35 часов; в неделю 1 час


Зачетов – 3, тестов - 1, проектов -1, презентаций - 3.

Административных контрольных уроков 3 ч.

Планирование составлено на основе программы основного общего образования по ОБЖ, подготовленной В.Н.Латчуком (руководитель), С.К.Мироновым, С.Н.Вангородским с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, напечатанной в Программах для учащихся общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы / под общ. ред. В.Н.Латчука. — М.: Дрофа, 2007

Тематическое планирование рассчитано на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 2 часа.

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.


Учебно-методический комплект включает в себя:


Учебник:

.«ОБЖ 5 кл.» В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук. «Дрофа», «ДИК». 2008г.


Дополнительная литература:

1. Методическое пособие по ОБЖ 5 класс. В.Н.Латчук, В.В.Марков. Дрофа, Москва 2002г.

2. Журнал ОБЖ (периодическое издание).

3. Программа занятий по предупреждению наркогенной зависимости. Издательство Саратовского университета 1999г.

4. А.П.Попова «Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности». Москва «ВАКО» 2008г.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЖ

5 КЛАСС




п/п

Тема

урока

Кол-во часов



Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

























план

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I раздел: «Безопасность и защита человека в ч.с.». (28ч.)

1

Безопасное поведение на дороге.

1

Урок изучения

и первично­го закрепления новых знаний

Общие понятия и определения. Дорога проезжая часть. Правила пешехода, пассажира. Травмы получаемые при ДТП и меры по их предупреждению.

Доведение инструктажа по правилам поведения в быту и в школе.

Знать и уметь применять на практике правила дорожного движения.

Знать правила безопасного поведения в быту и школе. Уметь эвакуироваться из здания школы.

фронтальный опрос

Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году

Рабочий конспект







2

Город, как источник опасности..

Особенности города, как среды обитания человека.

1

Урок изучения

и первично­го закрепления новых знаний


Особенности города, как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной опасности в современном городе: городской и общественный транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия. Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности.

Знать особенности среды обитания в городе. Уметь распознавать зоны повышенной опасности в среде обитания человека.

Индивидуальный опрос




§1.1







3

Системы обеспечения безопасности. Правила поведения при террористическом акте.


1

комбинированный

Системы обеспечения безопасности города (полиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы).правила вызова служб безопасности. Государственные, муниципальные (городские) и районные службы обеспечения безопасности.

Знать состав систем безопасности.. Владеть навыками вызова систем безопасности по телефону.

Индивидуальный опрос

Проявления терроризма. Правила поведения при террористическом акте.

§1.2







Чрезвычайная ситуация аварийного характера в жилище.(8ч)

4

Дом в котором мы живем.


1

Комбинированный, презентация

Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристики. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.

Знать характеристики городского и сельского жилища. Уметь распознавать источники опасности.

Тестирование по пройденной теме(15мин)

Индивидуальный опрос




§2.1







5

Пожар в жилище.


1

Комбинированный, презентация

Причины возникновения пожаров в жилых помещениях и их последствия. Меры пожарной безопасности в быту.

Знать правила безопасного поведения в квартире(доме) при пожаре. Уметь эвакуироваться и применять средства пожаротушения.

Индивидуальный опрос




§2.2 с.16-21







6

Пожар в жилище.


1

комбинированный

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, в подъезде, на балконе, в подвале). Что делать, если на человеке загорелась одежда; если в комнате загорелся электроприбор, новогодняя ёлка. Способы эвакуации из горящего здания. Чего не следует делать при пожаре в квартире. Первичные средства пожаротушения в квартире и правила пользования ими..

Знать правила безопасного поведения в квартире(доме) при пожаре. Уметь эвакуироваться и применять средства пожаротушения.

Индивидуальный опрос




§2.2







7

Затопление в квартире.


1

комбинированный

Затопление жилища. Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.

Знать причины затопления жилища. Уметь действовать при затоплении.

Тестирование по пройденной теме (15мин) Индивидуальный опрос




§2.3







8

Электричество в квартире.


1

комбинированный

Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами. Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту; правила их безопасного использования.

Знать опасности, связанные с электроприборами. Уметь безопасно пользоваться электроприборами и действовать в случае их неисправности.

Индивидуальный опрос


Тестирование по пройденной теме (15мин)




§2.4







9

Опасные вещества.

.

1

Урок изучения

и первично­го закрепления новых знаний

Правила безопасности при пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии. Опасные вещества и средства бытовой химии. опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека. Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии.

Знать правила безопасного обращения с опасными веществами и средствами бытовой химии. Уметь оказывать первую помощь при поражении опасными веществами и средствами бытовой химии.

Индивидуальный опрос





§2.5







10

Взрыв и обрушение дома. Захлопнулась дверь.


1

Комбинированный


Правила безопасности при пользовании бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами. Правила пользования взрывчатыми веществами. Профилактика взрывов и обрушения зданий. Комплекс мероприятий в случае, когда захлопнулась дверь.

Знать причины взрывов в жилище. Уметь правильно действовать в случае взрыва и при его последствиях. Знать как себя вести в случае, когда захлопнулась дверь.

Индивидуальный опрос





§2.6







11

Итоговое занятие по теме: «Ч.С. в жилище».


1

зачет







Контрольная работа

.

Повторить главу 2.







12

Опасные ситуации на улице.(1ч)

1

Комбинированный


Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности. Дорожное движение и его участники. Дорога и её составные части. Средства безопасности на дороге. Движение пешехода по улицам и дорогам. Безопасное движение пешехода по дороге. Правила движения колон и групп людей. Правила безопасного поведения велосипедистов на улицах и дорогах.

Знать правила дорожного движения. Уметь применять знания на практике.




Статистика травматизма при ДТП

Гл. 3







Опасные ситуации на транспорте.(6ч)

13

Современный транспорт.

1

Урок изучения

и первично­го закрепления новых знаний

Характеристика современных видов транспорта. Опасные ситуации связанные с транспортом.

Знать классификацию видов транспорта. Уметь распознавать опасности, связанные с тем или иным видом транспорта.

Фронтальный и индивидуальный опрос


История развития транспорта в России.

§4.1






  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности Класс 5, 6, 7, 8, 9
При её разработке использованы материалы Примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы А. Т. Смирнов,...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 7 класс. Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю)
С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (2010-2011 учебный год)
Планирование составлено на основе «Программы курса обж для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений» под общей редакцией...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа среднего (полного) общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПримерная учебная программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Москва 1999
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1
Нность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1
Нность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для 11-х классов (базовый уровень) муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1
Ограмма «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-х классов разработана в соответствии с Государст­венным образовательным...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconКурс "Культура безопасности жизнедеятельности" в общеобразовательных учреждениях (Опубликовано: обж. Основы безопасности жизни. 2006. №10. С. 3 )
Культура безопасности жизнедеятельности, содержание которого охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПособие для учащихся общеобразовательных учреждений москва 2008
Учебное пособие предназначено для дополнения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница