Скачать 313.94 Kb.
|
Макарий Глухарев – святой Русской Православной Церкви Методическая разработка занятия в рамках элективного курса «История религий России и Республики Алтай» Изучение религиоведческих вопросов в школе существенно влияет на формирование духовно-мировоззренческой, нравственной культуры учащихся. Сама история Русской Православной Церкви даёт возможность наполнить этот процесс живым содержанием, оптимизировать в ученике созидательные добрые начала. Функция педагога – придать выполнению этой задачи оптимальную форму для развития ума и души своих учеников. Православие пришло в Горный Алтай в результате миссионерской деятельности Церкви. Здесь в 1830 г. была образована Алтайская Духовная Миссия. Миссия стала лучшей среди учреждений подобного рода не только в Сибири, но и России в целом. Самыми знаменательными фигурами являются основатель Алтайской Миссии - учёный архимандрит, приехавший в Горный Алтай из Глинской пустыни Макарий Глухарев (ныне – Преподобный Макарий Алтайский) и митрополит Московский и Коломенский, в течение 35 лет прослуживший в Миссии, - Макарий Невский (Святитель Макарий Алтайский). Им посвящён один из параграфов авторского учебного пособия. В истории Горного Алтая общепризнанна роль Макария Глухарева, благодаря которому получил своё развитие «небольшой улус» - нынешний Горно-Алтайск, появилась алтайская письменность, первые школы. Однако может возникнуть вопрос: - зачем нужно было образованному, востребованному в своих кругах человеку, к тому же со слабым здоровьем, ехать за тысячи километров в Сибирь к людям, языка и обычаев которых он не знал? Не подозрительна ли его самоотверженность, когда свою магистерскую пенсию архимандрит Макарий отдавал нуждающимся и сам жил «в скудости»? Таким образом, задачами урока является не просто хрестоматийное изучение биографии святого, а, в результате анализа его деятельности в Горном Алтае, поиск ответов на эти и многие другие вопросы. Общей же целевой установкой является выявление просветительской гуманной сущности деятельности М.Глухарева с акцентированием духовно-нравственного образа этой незаурядной личности. Задачи занятия:
Оборудование занятия:
После вступительной части урока обозначается круг проблем, необходимых для решения. Класс делится на 3 группы, которым предлагается познакомиться с материалами. Перед первой группой – «историков» - стоит следующая задача: - можно ли назвать Макария Глухарева просветителем Алтая в самом широком смысле слова? Здесь одновременно «всплывает» дискуссионная проблема - не являлось ли приобщение алтайцев к достижениям русской культуры фактором вытеснения, подавления этнического самосознания коренного населения. Ведь, что скрывать, такое мнение среди ряда историков тоже существует.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУППЫ «ИСТОРИКОВ» Михаил Суртаев Макарий Глухарев – основатель Алтайской Духовной Миссии (Материалы ученической научно – практической конференции «Горный Алтай в духовно – религиозном отношении: история и современность», прошедшей в гимназии) До появления Макария Глухарева в Горном Алтае алтайцы не имели письменности. Он изучил алтайские наречия, не имевшие ни грамматики, ни лексикона; составил алфавит и словарь из трёх тысяч слов. За основу алтайской письменности была взята русская графика. Алфавит состоял из 27 букв с добавлением четырёх специфических алтайских знаков.1 Конечно, это делалось в первую очередь для того, чтобы Божье слово стало более доступным для новокрещёных.Затем он занялся переводом на алтайский язык главнейших молитв, избранных мест из Ветхого Завета, краткой Священной истории, катехизиса, другой богослужебной литературы.2 Таким образом, он явился основателем алтайской письменности, на основе которой затем строилась система обучения в школах, которые появились в этом регионе опять же благодаря ему. Первая из них (для мальчиков) была открыта в Улале примерно в 1830 г. Чуть позже в Майме начали работать две школы – для мальчиков (в ней обучались 20 чел.) и девочек (от 7 до12 человек ). В них преподавались славянская и церковная грамота, Закон Божий, церковное пение и элементарные правила арифметики; девочек обучали ещё и ведению домашнего хозяйства. В 1840г. была открыта школа для девочек – сирот. Заведовать ею М. Глухарев пригласил выпускницу Смольного института благородных девиц С.Г. Вальман.3Н ![]() М.Глухарев явился и архитектором, и строителем первых храмов в Горном Алтае. Когда в 1834г. М.Глухарев переселился в Улалу и основал здесь миссионерский стан, он занялся строительством специального здания для походной церкви. Оно было построено на средства бийских мещан Михаила Ащаулова и Афанасия Жирова. Но в ночь с 5 на 6 января 1838г. церковь сгорела «от попортившейся печи». Однако уже 4 августа того же года православные христиане Улалы, - в том числе инородцы,- вновь построили здание церкви.4 Так начала создаваться система православных богослужебных учреждений в Горном Алтае. Мнение учёных Деятельность о.Макария была проникнута духом благотворительности и гуманности. Современные учёные видят в ней прогрессивное значение для региона; например, в приобщении к земледелию и огородничеству, новым условиям быта. М.Глухарев с целью внедрения земледелия в регионе выписывал из Санкт-Петербурга земледельческие журналы, семена овощей, лекарственных трав и цветов, книги об овцеводстве и земледелии. Он оказался одним из первых, кто оказывал медицинскую помощь инородцам Сибири: собственноручно прививал оспу, лекарства из аптечки отпускал бесплатно и «сам во всякое время в качестве врача неотложно являлся к тем, которые его приглашали». Как лечебное средство, Макарий использовал целебные травы Горного Алтая. Его усилиями для больных и бездомных была «заведена» в 1838г. больница, в которую язычники шли «сначала лечиться к отцу Макарию, а потом креститься». А созданием основ алтайской письменности М.Глухарев внёс не только существенный вклад в духовную культуру коренного населения Алтая, но и способствовал облегчению просветительской деятельности своих последователей. (Модоров Н.С. – доктор исторических наук, Носов С.К. – кандидат философских наук.) |
Рассказ учителя, иллюстрируемый компьютерной презентацией, оптимизация имеющихся у учеников знаний из истории Горного Алтая |
Определение задач |
У ![]() | | В чём заключается личностно-мировоззренческий аспект деятельности М.Глухарева? | | В чём святость отца архимандрита Макария Глухарева? |
1-я группа – «историков» | 2-я группа - «философов» | 3-я группа «религиоведов» |
Привлечение имеющихся знаний из истории Горного Алтая; поиск информации и анализ раздаточного материала: статей сборника «Горный Алтай в духовно-религиозном отношении» (материалы ученической конференции, Горно-Алтайск, 2007), фрагмент трудов местных учёных. Жизнеописание преподобного Макария первоапостола Алтая. Третьей группе предлагается текст о святости из Словаря Брокгауза и Эфрона, Тропарь и Кондак преподобному Макарию, текст молитвы, сотавленный архимандритом. |
1 группа. ![]() -распространял православие, что являлось шагом в развитии духовно-мировоззренческой культуры «инородцев» -создал алтайский алфавит -организовал первые школы - приобщал местных жителей к земледелию и новым условиям быта -оказывал им медицинскую помощь - заботился об их «благоустройстве в семейном быту» - Улала (современный Горно-Алтайск) как населённый пункт получила развитие | | 2 группа. Личные качества как качества человека православной духовности -смирение и терпение -бескорыстное служение делу и любовь к «инородцам» - самоотверженность -аскетизм в быту -нестяжательность - доброта, доступность -ум, разносторонняя образованность и способность к изучению языков -целеустремлённость -организаторские способности и личные деловые качества - трудолюбие | | 3 группа. Святость в следующем: - Его святость была замечена в XIX в. светским человеком, известным учёным - путешественником Г.Потаниным. - Православная церковь «почитает праведников как верных слуг, угодников Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию.» Главная цель М.Глухарева – Словом и житием …… наставляя привёл еси многих ко спасению |
Общие выводы: - деятельность Макария Глухарева в регионе – прогрессивна - православная духовность несёт созидание в жизни, высокие нравственные идеалы |
![]() | Методическая разработка Составитель: Штернберг Галина Ивановна, методист Киселёвск 2011 Составитель: Штернберг Г. И., методист мбоу дод «Центр детского творчества» Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, осуществляющих предпрофильную подготовку обучающихся... | ![]() | Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Сибирский федеральный округ Республика Алтай По состоянию на 23. 12. 2011 По состоянию на 23. 12. 2011 в Реестре адвокатов Республики Алтай содержатся сведения о 89 адвокатах Палаты адвокатов Республики... |
![]() | Методическая разработка занятия «Искусство общения» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция Юных Техников | ![]() | Методическая разработка для проведения занятия по дисциплине «Огневая подготовка» Выполнение упражнения 1 Наставления по огневой подготовки в органах внутренних дел |
![]() | Программа элективного курса по информатике: «Обработка фотографий с помощью графических редакторов» Место элективного курса в системе предпрофильной и допрофессиональной подготовки. 9 | ![]() | Конкурс учебно методической продукции Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа |
![]() | Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)» Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса... | ![]() | Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Книга содержит разделы, включающие материалы по истории религий, основным религиозным направлениям, включая классификацию религий.... |
![]() | Элективный курс «История вокруг нас» учителя моу «Красноярская сош №1» Представленная программа элективного курса «История вокруг нас» позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и... | ![]() | «Петровская легенда» Программы Лаврентьева Е. А. Программа элективного курса «Сервировка и этикет» Лаврентьева Е. А. Программа элективного курса «Художественная... |