Урок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений»




НазваниеУрок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений»
Дата06.09.2012
Размер48.1 Kb.
ТипУрок
Муниципальное образование

Ленинградский район


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №10

х.Куликовского

муниципального образования

Ленинградский район


Ежегодный Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок» в 2011-2012 учебном году


Урок-игра «Заморочки из бочки»

по теме: «Решение задач, с помощью уравнений»


автор: учитель математики

МБОУ СОШ№10,

х. Куликовского

Колган М.А


2011-2012

Урок - игра: «Заморочки из бочки»

Тема: Решение задач, с помощью уравнений.

Цели:

- способствовать повышению интереса к математике и литературе, истории математики;

- способствовать развитию познавательного интереса;

- развить математические способности учащихся;

- формировать дружественное отношение между учениками.

Тип: применение знаний, умений и навыков.

Оборудование: бочка с бочонками, задачи на слайдах.


Методическая рекомендация.

  1. Длительность урока 80 минут

  2. Урок проводится в форме соревнования, разбить учащихся на команды и за каждое правильное решение своего вопроса присваивать 4 балла, за вопрос соперника - 5 балла, если использовалась при решении задачи подсказка, то 3 балла.

  3. Команда будет считаться победителем, если она наберет наибольшее количество баллов.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

- класс разбивается на 2 команды одинакового уровня;

- выбираются капитаны команд;

- объясняются правила игры.

В бочке находятся 8 бочонков. Каждому бочонку соответствует задача. На обдумывание задачи 5 минут.

  1. Проведение урока-игры.

Учитель: наше сегодняшнее завтра станет вчерашним, а потом и прошлым, т.е. историей. И то, что сделано или не сделано нами в нынешнем, текущем дне, непременно отразится в будущем: добром или злом для наших потомков. Сегодня мы будем решать не просто задачи, а исторические задачи, т.е задачи, которые были записаны учеными-основателями математических знаний, в летописях, на пергаментах.

Уже около 4000 лет назад вавилоняне и египтяне решали разные задачи землемерия, строительства и военного дела с помощью уравнений. Уравнение первой и второй степеней умели решать в древности китайские и индийские ученые.

Бочонок №1

Ученик №1: В Древнем Китае примерно во II в. н. э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах». Эта книга была предназначена для землемеров, техников и счетных работников и содержит изложение правил действий над дробными числами, вычисление площадей, объемов и т. п. Вот одна задача из VI книги этого сочинения:

Учитель: «Дикая утка от южного моря до северного летит 7 дней. Дикий гусь от северного моря до южного летит 9 дней. Теперь дикая утка и дикий гусь вылетают одновременно».

Внимание вопрос: Через сколько дней они встретятся?» ( Через  дня)


Бочонок № 2

Ученик №2: Папирус Ахмеса включает условия и решения 84 задач и является наиболее полным египетским задачником, дошедшим до наших дней. В нем есть задачи, в которых египтяне обозначали неизвестное число словом «куча». Вот одна из таких задач, условие которой изложено для удобства более современным языком:

Учитель: « «Куча» и её четвертая часть дают вместе 15.».

Внимание вопрос: Найдите «кучу» («Куча» равна 12 )


Бочонок № 3

Ученик №3: В 1881 г. была найдена зарытой в земле близ Бахшали (северо-западная Индия) рукопись неизвестного автора, которая, как полагают, относится к VI—VIII вв. В этом памятнике, написанном на березовой коре и известном в настоящее время под названием «Бахшалийской рукописи», содержится такая задача:

Учитель: «Из четырех жертвователей второй дал вдвое больше первого, третий — втрое больше второго, четвертый — вчетверо больше третьего, а все вместе дали 132»

Внимание вопрос: Сколько дал первый?

(4)


Бочонок № 4

Ученик №4: Вот одна задача из сборника Анания Ширакаци–мыслителя VII века, армянского ученого, математика, космографа, астронома, писателя, некоторые работы которого дошли до нас в виде рукописей.

Учитель: « Была у меня морковь в огороде, и вошел туда однажды, под предлогом прогулки, некий грек и съел пятую и пятнадцатую часть всей моркови: убедившись в прожорливости мужчины, я его выгнал и, войдя в огород, сосчитал и нашел сто десять корней»

Внимание вопрос: Узнай, сколько всего было корней моркови.

(150)


Бочонок № 5

Ученик №5: Первый русский печатный учебник математики, «Арифметики» Магницкого К., книга напечатанная в 1689 г. в Амстердаме на русском языке. Задание ученикам. Решить следующую задачу из «Арифметики» Магницкого:

Учитель: «Некий человек нанял работника на год, обещал ему дати 12 рублев и кафтан. Но той, работав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству расчет 5 рублей и кафтан».

Внимание вопрос: Сколько стоит кафтан?

(2 рубля)

Бочонок № 6

Ученик №6: В большинстве русских математических рукописей и печатных книг старого времени встречаются занимательные задачи:

Учитель: «Спросил некто учителя: «Сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «если придет еще учеников столько же, сколько имею и полстолька и четвертая часть и твой сын, тогда будет у меня учеников 100».

Внимание вопрос: «Сколько было у учителя учеников?»

(36)


Бочонок № 7

Учитель: Задачи такого рода можно найти во многих источниках многих народов.

По дороге вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

И вопрос мой к вам таков

Сколько было петухов. (7)


Бочонок № 8

Учитель: 1300 лет назад Анания Ширакаци решал задачи на дроби, которые даже для многих ученых из Европы в то время казались трудными.

«В городе Афинах был водоем, в который проведены 3 трубы. Первая могла наполнить водоем в 1 час, вторая — в 2 часа, третья — в 3 часа. Внимание вопрос: Узнай, в какую часть часа все 3 трубы вместе наполнили водоем».

( часа)



  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание.

Доклады по темам на выбор:

  • Решение уравнений в Древней Греции

  • Решение уравнений в Индии

  • Ал-Хорезми и его «Арифметика»

  • «Арифметика» Магницкого

  • Задачи с дробями у древних армян

  • Папирус Ахмеса

Похожие:

Урок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений» iconУрок алгебры в 11 классе по теме «Решение задач на нахождение площади криволинейной трапеции»

Урок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений» iconТема: Сложение и вычитание десятичных дробей
Научить применять знания по данной теме при решении геометрических задач и уравнений
Урок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений» iconУрок- игра «Учитель- класс» Тема урока: «Обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость»
Эти баллы заносятся в заранее заготовленную таблицу результатов, которая расположена на доске
Урок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений» iconУрок математики в 4 классе по теме «Двойные неравенства»
Данный урок является третьим в теме «Неравенство» и опирается на тему «Решение неравенств». Знакомство с неравенствами имеет важное...
Урок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений» iconСказка бочки ocr, вычитка: A. M. D. F. Оригинал: Jonathan Swift, “a tale of a Tub” Перевод: Адриан Антонович Франковский Аннотация «Сказка бочки»
Но для того, чтобы вполне оценить эту сатиру, надо либо иметь некоторое представление о тех предметах и книгах, которые пародируются,...
Урок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений» iconУрок – игра «Путешествие в город Причастия»
Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, путешествие по городу Причастия. Мы с вами как раз изучили эту...
Урок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений» iconУрок математики в 6 классе. Моу «сош №15» г. Ачинска
Учились складывать смешанные числа и вычитать смешанное число из натурального, представлять единицу в виде неправильной дроби с одинаковыми...
Урок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений» iconУрок-игра по теме “Путешествие в средневековье: ислам и христианство: диалог религий и культур”
Обобщить знания учащихся об истории, литературе, науке, культуре Византии и исламского мира
Урок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений» iconУрок геометрии в 8 классе Тема урока: Теорема Пифагора. Решение задач
Домой ребятам было дано творческое задание : узнать больше о теореме Пифагора из истории, используя разные источники, кроме учебника....
Урок-игра «Заморочки из бочки» по теме: «Решение задач, с помощью уравнений» iconУроке математики в 7 классе
Обучающая цель: отработать навыки решения задач с помощью уравнения, решения логических задач, отработать навыки решения геометрических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница