Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1




Скачать 10.18 Mb.
НазваниеЭти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1
страница1/33
Дата05.09.2012
Размер10.18 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
Астраханский государственный университет

Российская ассоциация исследователей,

преподавателей и учителей риторики


Материалы

XIV Международной научной конференции

«Риторика и культура речи: наука, образование, практика»

1-3 февраля 2010 года


г. Астрахань


М33


Материалы XIV Международной научной конференции «Риторика и культура речи: наука, образование, практика», 1-3 февраля 2010 года / Под. ред. Г.Г. Глинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010.


Настоящий сборник представляет собой публикации более 70 докладов и выступлений участников XIV Международной научной конференции по риторике, проведенной 1-3 февраля 2010 года Российской ассоциацией исследователей, преподавателей и учителей риторики.

Конференция посвящена проблемам теории и практики риторики как науки и искусства речевого взаимодействия в современной информационном обществе. В статьях и докладах её участников анализируется состояние современных учений об эффективной и целесообразной речи, ставятся актуальные вопросы повышения культуры русской речи, анализируются языковые ситуации в России, обобщается преподавания риторики, стилистики, культуры речи и других речеведческих дисциплин в вузе и школе.

Сборник адресован ученым-русистам, преподавателям русского языка и культуры речи, школьным учителям-словесникам, специалистам в области риторики, культуры и искусства общения, ораторского мастерства, всем, кого волнуют судьбы русского языка и русской речевой культуры.


ББК81.2 Рус

ISBN 978-5-98269-092-0


© Астраханский государственный университет, 2010.





СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Аннушкин В.И. (г. Москва, vladannushkin@mail.ru)


Методологическая проблематика современного риторического образования может быть сформулирована в виде вопросов, относительно которых среди современных ученых идут споры и высказываются разноречивые мнения. Ниже попробуем разрешить имеющиеся противоречия, давая вполне определенные ответы на поставленные вопросы.

Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы:

1. Является ли риторика частной наукой, частным знанием, или ее проблематика распространяется на многие науки и является всеобщей? Всеобщность риторики как науки/искусства речевого мастерства и речи как средства общения для постижения и выражения специальных знаний доказывается всеобщностью Слова как инструмента, применяемого для освоения всех областей знания. Эта классическая идея исходит от Платона и Аристотеля (риторика – «всеобщее знание», необходимое любому человеку, вступающему в речевой контакт и желающему «найти способы убеждения относительно каждого данного предмета» [3, с. 19]. Эти мысли были неоднократно проговорены в отечественной филологическо-педагогической литературе (кстати, при изучении всякого подобного исторического материала существенно его стилистическое изящество, которое становится важным подспорьем в риторическом обучении): «Материя риторическая есть все, о чем говорить можно, то есть все известные вещи в свете» (М.В. Ломоносов); «Все науки и знания ... токмо чрез элоквенцию говорят» (В.К. Тредиаковский); «Риторика есть наука говорить обо всем без изъятия. Все прочие знания имеют предмет ограниченный, но сия ограничивается токмо пределами единого естества, и всякая вещь принадлежит к ее области» (Детская риторика, или Благоразумный вития 1787 г., цит. по: [1, с. 149, 161, 193]).

Подобная универсалия распространяется и на современное информационное обществе, ибо владение эффективной речью требуется во всех областях деятельности. Особенно же востребованы наука и искусство убедительной и целесообразной речи в области гуманитарного знания, поскольку всякая интеллектуальная профессия связана с речевым мастерством. Распространяется данное положение и на школьное преподавание риторики, где риторика также является общеметодологической дисциплиной, обращение к которой или владение которой требуется любому специалисту-предметнику или школьнику (особенно гуманитарию) для того чтобы эффективно постигать и выражать изучаемые знания.

2. Существуют ли постулаты речевой (риторической) педагогики как теории и искусства обучения эффективной речи? Если да, то каковы они? Именно в риторике разрабатывались правила и рекомендации речевой педагогики как теории речевого воспитания и образования личности от младенчества до зрелого мастерства. К сожалению, это знание отсутствует в современной школьно-вузовской филологии. Классические рекомендации к методологии риторического обучения выглядят следующим образом: 1) развитие природных дарований (давалась классификация внешних и внутренних качеств человека, требующих развития); 2) знание теории, правил и рекомендаций к ведению речи; 3) подражание как способ обучения, освоение литературных и ораторских образцов; 4) развитие речевых способностей, чтение и комментарий текстов, декламационное чтение, занятия техникой речи. Наша практика обучения речи на основе писания сочинений и высказывания собственного мнения, к сожалению, оставила без внимания многие классические формы обучения речи, например, организацию публичных диспутов, дебатов, не готовила к критической оценке того реального и многообразного мира коммуникаций, в котором живет современный человек. Увлечение американской системой организации дебатов в начале перестройки исходит как раз из недостатков нашего риторического воспитания, где не хватало именно таких или подобных форм. Между тем попросту заполняются лакуны в нашей системе обучения речи, где недостает игр, серьезных речевых конкурсов, умений организовать дискуссии, споры, корректную полемику.

3. Каков объем предмета современной школьной риторики? Нередко занятия риторикой не идут дальше занятий словесной стилистикой (метафорикой, фигурами речи, т.е. работой над выразительностью речи) или элоквенцией (навыками произношения). Однако классическая и современная риторика распространяет свои проблемы на всю совокупность условий речевой коммуникации: этос речи (условия ситуации речевых контактов, фактура речи); пафос речи (создание смысла речи, разработка содержания через знание общих мест, способов аргументации); логос речи (словесные средства, к которым риторика распространяет требования стилистической выразительности, зафиксированной в теории фигур речи и построения периодов, теории вкуса, благопристойности – всего, о чем так ревновала «консервативная» педагогика середины XIX века и что разрушали различные «революции» под видом упрощения стиля).

4. Чем отличается традиционный курс «развитие речи» от риторики? Этот вопрос связан с тем, что многие педагоги считают достаточным изучение в школе «развития речи» или «культуры речи», не доверяя риторике (см. об этом полемическую и, на наш взгляд, во многом ошибочную статью замечательного педагога, автора многих школьных учебников М.Т. Баранова, утверждавшего приоритет «развития речи» над риторикой [4]). В «развитии речи», к сожалению, отсутствуют очень многие разделы классической и современной риторики. Один из таких разделов – общие правила ведения речи, разработкой которых занимается именно современная риторика. Вычленение правил ведения речи на основе практической морали, зафиксированной в текстах фольклора, впервые выполнено Ю.В. Рождественским (отношения мысльсловодело, правила речевых отношений, правила для слушающего и говорящего; см. подр.: [7, с. 211–229]). Есть еще и группа важнейших правил
духовной этики речи, которая вычленяется из «главных книг» человечества: Библии, сочинений святых отцов, религиозной литературы, например, православного молитвослова. Частично они изложены в «Педагогической риторике» А.К. Михальской [6], кратко описаны в «Теории риторики» Ю.В. Рождественского [7], нами в «Риторике» [2, с. 208-217] и соответствующей статье [3, с. 24-42]. Понимание языка, слова, речи как важнейшего средства духовного благоустройства человека («от плодов уст своих человек вкусит добро...») могло бы чрезвычайно обогатить современный учебный процесс, причем не только «славословиями Слову», но и предупреждениями о «гибельности языка», безответственности и пустословии, нередко сопровождающими риторическое обучение.

5. Как школьная и вузовская риторика способствуют формированию языковой личности учащегося? Именно в риторике традиционно ставится проблема образа ритора как уместного и целесообразного представления себя в речи. Для устной речи – это проблема образа оратора (говорящего), для письменной речи – проблема образа автора (пишущего). Совокупно проблема образа ритора связана с воспитанием целой личности, восприятием и проявлением личности человека в мысли и слове, поэтому основывается на понятии ораторских нравов – требований к личности оратора. Эти требования начинаются с этических качеств, которые всегда описываются в учебниках риторики (честность, мудрость или знание, справедливость, доброта, скромность и т.п. – разные эпохи и этико-философские системы выдвигают различные требования к образу формируемой личности), а затем продолжаются речевыми качествами, или качествами речи (в настоящее время их чаще называют коммуникативными качествами речи). Раздел «качества речи» имеется в каждом учебнике стилистики, но обычно он ограничен десятком качеств, идущих из старинных учебников риторики (правильность, ясность, точность, чистота, логичность, образность, выразительность и т.д.). Современное риторическое знание должно восстановить описываемые качества речи во всем их богатстве и разнообразии, которые касаются как количественного состава, так и глубины толкования.

6. Ошибается ли большинство современных ученых и школьных методистов объясняя риторику как «науку об ораторском искусстве»? Исторически риторика возникает как ораторское искусство, однако неверно ограничивать современную риторику только областью ораторики – теории устной публичной монологической речи. Античные риторики действительно касались в основном ораторской речи, хотя предлагали также и общую теорию речи, основанную на философском фундаменте. Но уже в Древней Руси речевая культура включала книжные и письменные формы, чрезвычайно важные для понимания разных форм и видов слова, в которых жил человек. Русская теория риторики имеет то несомненное преимущество в сравнении с античными и некоторыми западными теориями, что тяготеет к освоению всех возможных видов речевого общения (устных, письменных, книжных, а сегодня и массовой информации). Современная теория речи, основываясь на идеях русской частной риторики, требует изучать не только художественную литературу и фольклор (виды словесности, которыми ограничено сегодняшнее школьное обучение), но начав с разговорно-бытовой дописьменной речи как основы речевого воспитания, показать разные виды письменной речи (собственно писем, деловой документации), виды литературы (не только художественной, но научной и журнальной), обучать реальному общению в групповом взаимодействии, ораторской речи в разных ее видах, наконец, показать специфику (достоинства и опасность) речи средств массовой информации. Последняя задача стоит особенно остро, поскольку далеко не разработана самими учеными-филологами. Однако именно школьный учитель-словесник (в нашем понимании ритор, а не литератор) может показать природу речевых манипуляций, которыми переполнена массовая информация, объяснить природу компьютерного диалога человек-машина. Ведь именно риторика учит оценивать речь, тем самым предупреждает современного человека об опасности словесного манипулирования, что нередко делается против него в современных общественных диалогах.

7. Выходит ли современная школьная риторика за рамки монологической речи? Если проблема ораторского искусства связана с теорией монолога, то совершенно по-новому выглядит в современной риторической науке и педагогике теория диалога. Диалог осваивается как с точки зрения общей риторики, так и с позиции рассмотрения разных видов диалога, которые могут включаться в школьные занятия на разных этапах обучения. К этим видам диалогов следует отнести, по крайней мере: а) разговорно-бытовой диалог в разных ситуациях (семейно-бытовой, требующий обучения на литературных примерах и корректного соотнесения с практикой, медицинский, торговый, дружеский и др.); б) основы профессионального диалога, требующие разработки школьных деловых игр. При этом важными становятся все этапы речевого акта: условия речи, замысел, содержание, аргументация, композиция, исполнение в словах и произношении. Именно здесь вызревает проблема речевого этикета.

8. Следует ли восстановить в современной школьной и вузовской риторике традиционное построение предмета, например, основные разделы общей и частной риторики? На наш взгляд, несомненно стоит, что доказано многими современными учебниками, о которых шла речь выше. Традиционная структура риторического канона (изобретение, расположение, слововыражение, память, произношение и телодвижение) начинает играть в современном преподавании риторики новыми красками. Теоретико-риторическими исследованиями и учебниками риторики последнего времени достаточно ясно показано, как проблема изобретения речи (классическая проблема, восстановленная по старинным образцам и никак не осмысленная в «развитии речи») способна дать модель порождения замысла и содержания речи по новым творческим образцам. Критика, которую предлагают на изобретение по общим местам как классические авторы (В.Г. Белинский, Ф.И. Буслаев), так и современные (М.Т. Баранов), не считается с тем, что общие места как ценностные категории, в которых сходятся создатель речи и аудитория, всегда существуют. Найти их – творческая задача ритора, которому всегда советовалось: «Размышляй!» (см. у Н.Ф. Кошанского).

Новая риторика по-новому осваивает и опыт хрии, критикованной В.Г.Белинским. Ведь хрия – это общая схема построения речи, незнание которой попросту выбивает почву из-под ног говорящего. Элементарное неумение современными ораторами построить простое поздравление, либо же создать композицию речи происходит оттого, что необученные современной школой ораторы не подозревают о существовании общих мест и хрии как традиционных моделей, которым можно творчески следовать при построении речи. Когда же речь у такого горе-импровизатора получается как бы сама собой, он и не подозревает, что использовал смысловые модели риторики, называемые топосами или общими местами. Иначе говоря, современные профессиональные творцы речи строят свои доказательства не сознательно, а по наитию, уподобляясь мольеровскому герою Журдену, удивлявшемуся, что он говорит прозой.

Наконец, в современном вузовском и школьном речевом обучении, какими бы словами ни назывался этот аспект или предмет, нет ясных и творческих разработок или рекомендаций к риторическому (действенному и уместному) произношению. Между тем, студента и школьника необходимо учить «звучать»: делать паузы (не пора ли, наконец, сказать «нет!» бездумному скорочтению и «пулеметной» бездумности?), быть выразительным, развивать динамику голоса, учить ритму и темпу, давать понятие о тембре голоса и обучать многим азам техники речи, традиционно заложенным в риторике как искусстве речи. К сожалению, в современном преподавании начинают забываться многие достижения в обучении выразительному чтению – то, чем могла гордиться как старая школа словесности XIX века, так и советская педагогика.

9. Надо ли обращаться к истории риторики? Если да, то в чем смысл такого обращения? В обращении к истории родной филологии лежат глубокие перспективы мыслительного и словесного обогащения нашего педагогического процесса. Ведь история русской риторики и словесности только начинает открываться нашему взору. Слишком скорые и приблизительные суждения относительно того, что «риторика – это логика...» или «риторика – это стилистика...», а «словесность – это художественная литература», не просто «затуманивают» дело, но способствуют прохладному и равнодушному взгляду на подлинное своеобразие мыслительного богатства родной филологической культуры.

Это богатство вполне доступно современному знанию и будет непростительно, если школьные и вузовские преобразования пройдут мимо гигантских открывающихся возможностей, заложенных в классической и современной риторике. Данная проблематика важна для подготовки любых специалистов, поскольку гуманитарная подготовка предполагает освоение языкаречислова как эффективного инструмента постижения знания и последующего использования в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие для студ. гуманитарных вузов. – М., 2002. 416 с.

  2. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс. Учебное пособие. 2-е изд., М., Флинта: Наука, 2008. 224 с.

  3. Аннушкин В.И. Язык и жизнь. Книга о русском языке – речи – слове. М., Русская школа, 2009. 320 с.

  4. Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. – М., 1978.

  5. Баранов М.Т. От риторики к развитию речи в школах России // Русский язык в школе. – 1998. – № 4. – С. 50–57.

  6. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. Учебное пособие для студ. пед. университетов и институтов. – М., 1998.

  7. Рождественский Ю.В. О правилах ведения речи по данным пословиц и поговорок. // Паремиологический сборник. Пословица, загадка. – М., 1978. – С. 211–229.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Похожие:

Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1 iconИтоги деятельности таможенных органов юту в первом квартале 2009 года «Молот» от 11. 08. 09г
Южного таможенного управления. Что изменилось в юту? Над решением каких проблем сейчас работают наши таможенники? На эти и другие...
Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1 iconСчастье и горе в их представлении? На эти и многие другие вопросы этимология старается дать ответы
Почему мы называем себя славянами? Как понимали славяне время? Кто такой черт с точки зрения наших предков? Что такое счастье и горе...
Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1 iconПоиск работы с чего начать?
Эти вопросы стоит ли сотрудничать с этим агентством
Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1 iconНеотслеживаемый интернет «технология освобождения» или новая угроза?
Эти вопросы только предстоит найти
Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1 iconДоклад к родительскому собранию на тему: «Здоровое питание»
«Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами» Гиппократ
Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1 iconЕспублике
Вспомогательная государственная символика – государственные знаки различия, утверждаемые органами государственной власти Республики...
Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1 iconТаковы были предпосылки, которые привели к тому, что конференция, созванная Организацией Объединенных Наций в 1948 году, приняла Конвенцию, учреждающую Международную морскую организацию (имо) 1 в качестве первого международного органа,
Таковы были предпосылки, которые привели к тому, что конференция, созванная Организацией Объединенных Наций в 1948 году, приняла...
Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1 iconСобранные Иваном Петровичем Сахаровым
История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней...
Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1 iconИз чего же сделаны наши школьники?
Наверняка многие родители испытали на себе последствия «кусочной» юности: анемия, хроническая усталость, невозможность сконцентрироваться...
Эти вопросы и наши утверждаемые постулаты таковы: 1 iconНаша церковь и наши дети
Оглавление к книге: С. С. Куломзина. Наша Церковь и наши Дети. М.: "Мартис", 1994г
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница