Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований




НазваниеПсихология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований
страница1/26
Дата04.09.2012
Размер4.65 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»


ПСИХОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: АКТУАЛЬНЫЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ


Материалы ежегодной научно-практической конференции

студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы


Тверь 2008


Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. – 261 с.


Редакционная коллегия:

Т.А. Жалагина, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии труда, декан факультета психологии и социальной работы

И.Д. Лельчицкий, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и социальной работы

Н.В. Борисова, председатель совета студенческого научного общества факультета психологии и социальной работы, зав. лабораторией психодиагностики


В сборнике содержатся материалы ежегодной научно-практической конференции аспирантов и студентов, состоявшейся 25 апреля 2008 г. на факультете психологии и социальной работы Тверского государственного университета.

Представленные материалы могут быть полезны специалистам в области психологии, педагогики, социальной работы.


Печатается с авторских оригиналов


© Тверской государственный университет, 2008


С о д е р ж а н и е


Жалагина Т.А. О психологии – значит о нас с вами и о мире, в котором мы живем 7


I. Актуальные проблемы социальной психологии


Пелевина И.М. Командообразование в режиме реального времени: обоснование модульной программы 9

Сучкова О.В. Социально-безопасное поведение религиозной молодежи 11

Андреева Т.А. Специфика представлений российской и чеченской студенческой молодежи о женском образе в печатной рекламе 16

Вариводский А.С. Образ политического лидера в средствах массовой информации 18

Воложинова Д.В. Кросскультурные аспекты отношения личности к деньгам (на примере таджикской, узбекской, русской и татарской этногрупп) 21

Гайко А.И. Представления о лживом и правдивом человеке у современных студентов 24

Ершова М.В. Особенности стиля юмора как показатель защитных механизмов личности 26

Ижгулина О.О. Особенности представлений о моде как социально-психологическом явлении 28

Карева Н.М. Социально-психологическая адаптация людей, занимающихся экстремальными видами спорта 30

Макарова А.В. Роль представлений о дружбе при выборе референтной группы у подростков 32

Макеева Н.Ю. Межпоколенная толерантность 35

Пирожкова Ю.Ю. Особенности представлений о критериях выбора брачного партнера во взаимосвязи с акцентуациями характера 37

Саламахина В.Ю. Исследование особенностей коммуникативности у пользователей ICQ 40

Соколова А.С. Социальные представления о супружеской измене в контексте гендерной социализации в семье 42

Соловьева И.В. Взаимосвязь типа акцентуации личности подростка со стилем поведения в конфликтной ситуации 45

Федорова Н.В. Толерантность во взаимосвязи с типом этнической идентичности у русских и представителей чеченской национальности 48

Черняк П.В. Представления о будущем у студентов с разным уровнем перфекционизма 53

Шепёлкина Е.И. Социальные представления о жизненном успехе в молодежной среде 54

Якорева О.А. К вопросу социокультурной адаптации иностранных курсантов при обучении в военном вузе России 57

II. Современные направления исследований по организационной психологии

Ребрилова Е.С. Сравнительный анализ особенностей психологического контракта сотрудников муниципального и частного предприятий 59

Чечурова Ю.Ю. Психологические критерии оценки деятельности эффективных бизнес-организаций 62

Кузьмина Е.В. Отношение ко времени и его ценность в организационной культуре 67

Голубева Е.А. Особенности проявления доверия личности к другим в ходе командного взаимодействия 70

Итальянцева И.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций сотрудников и образа организации 73

Климашина Е.Ю. Феноменологический план понятия психологический контракт 75

Козлова А.В. Особенности профессиональной карьеры женщины-руководителя в контексте организационной культуры 77

Маслова Ю.А. Взаимосвязь приверженности организации и удовлетворенности работой 79

Нощенко О.М. Психологический контракт в организации 82

Орлова И.А. Особенности взаимосвязи образа организации и преданности сотрудников компании 85

Пономарева Ю.В. Социальные представления о богатстве и бедности у представителей сферы образования 86

Соколов А.А. Образы мужских и женских профессий у современных подростков 88


III. Будущее клинической психологии


Акопова М.М. Особенности проявления пищевых аномалий в старшем подростковом периоде 90

Баранова Е.Б. Проблема детского аутизма в семейной практике (на примере детей младшего школьного возраста 7-10 лет) 92

Васильев С.В. Проблемы проведения судебно-психологической экспертизы 95

Генералова Ю.С. Особенности эмоционально-волевой сферы и когнитивных процессов у больных умственной отсталостью, страдающих патологическими привычными действиями (ППД) 97

Егорова Е.В. Применение методики исследования нейрокогнитивного дефицита для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития 98

Махновец А.С. Особенности нарушений психической деятельности учащихся с задержкой психического развития при переходе из начальной в основную школу (эмоциональный аспект) 101

Редина Е.А. Особенности восприятия семейных отношений подростками, страдающими кожными заболеваниями 104

Сиротюк А.С. Применение коррекционно-развивающей программы в развитии высших психических функций младших школьников 107

Соколенко А.С. Социально-психологические факторы суицидального поведения у подростков 109

Соловьёва М. К. Феномен гиперактивности и его проявления в детском возрасте 113

Хазова И.А. Особенности восприятия межличностных взаимодействий при депрессивных расстройствах 115

Юнусова А.Р. Особенности материнского отношения к детям, страдающим психическими расстройствами: олигофренией и аутизмом 117


IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы


Алленов А.С. Идея ненасилия – идея нравственного преодоления девиации 120

Артющик Ю.В. Формы психосоциальной реабилитации психически больных в Тверском областном клиническом психоневрологическом диспансере 123

Барышникова М.А. Арт-терапия в психосоциальной работе с женщинами – жертвами сексуального насилия 126

Беляев Д.И. Типология принципов социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в германии 129

Володина Е.В. Превенция социального сиротства как направление психосоциальной поддержки женщин 133

Исаева Н.В. Социальная поддержка семей в тверской области 136

Кудрявцева Т. А. Опыт деятельности учреждений социальной защиты населения Бежецкого района 140

Кудрявцева Т.А., Сигова И.С., Соколова А.О. Исследование уровня и качества жизни студенческой молодежи Тверского государственного университета 142

Охота К.В., Виноградова М.Н. Исследование и анализ проблем семейных студентов в Тверском государственном университете 146

Охота К.В., Виноградова М.Н. Социальные проблемы студенческой семьи 150

Рулёва О.С. Основные направления и этапы работы социальной службы по оказанию помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями 155

Сошникова Т.И. Превенция насилия над детьми в социальной работе 157

Тимошкевич А.М. Студенчество как особая социальная группа 159

Уколова ИП. Психологическое сопровождение родительства 163


V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения


Борисова Н.В. Детерминация интеллектуального и личностного развития специалиста как условие становления профессионализма 167

Авдеева А.Н. Стресс и его влияние на развитие личности 171

Александрова В.С. Агрессивность детей младшего школьного возраста 171

Амелина Л.А. Мышление и проблема искусственного интеллекта 173

Анцибор Ю. А. Психологические аспекты одиночества в пожилом возрасте 175

Бабич Д.В. Психологическая готовность к школе 178

Беляева Г.Ю. Роль эмоций в психической организации человека 180

Бирюков К.Г. Психологическая готовность ребенка к школе 181

Бойцова О.В. Формирование личности старшеклассника 182

Болдовкина Н.С. Тревожность дошкольников и стиль семейного воспитания 184

Велижанина М.В. Психологические особенности осознания семьи старшими подростками с девиантным поведением 185

Велижанина М.В. Анализ теорий выбора брачного партнера 188

Волинова Н.А. Подростковый возраст - этап формирования личности 192

Воронова С.А. Агрессивность детей младшего школьного возраста 192

Ганина Л.А. Роль дошкольного детства в жизни человека 194

Голубева И.Д. Взаимосвязь интеллекта, креативности, мотивационно - ценностных ориентации и профессионального самоопределения старших подростков 196

Голубкова Е.Г. Мотивы выбора брачного партнёра и представления о будущем супруге у юношей и девушек 198

Жукова А.В. Психологические особенности старших подростков с первичным отклоняющимся поведением 200

Зайцева М.А. Психологическая помощь воспитанникам социальных приютов 202

Иголкина Н.Ю. Развитие творческого мышления 203

Константинова О.А. Ценностные ориентации современных подростков 204

Крылова О.В. Личность и её формирование в дошкольником возрасте 205

Кынчева И.В. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте 206

Лазарь В.А. Особенности смысложизненных ориентаций и показателей толерантного поведения в юношеском возрасте 207

Матвеева М.В. Психология мужского и женского одиночества (на примере подростков) 209

Михайлова О. Е. Психологическая готовность выпускника вуза к профессиональной деятельности 211

Молодцова И.С. Кризис семи лет как кризис мировоззрения 213

Морозова Н.А. Работа с одаренными детьми в начальной школе 215

Панасенкова Л.А. Влияние компьютерных игр на психическое развитие старших подростков 217

Попова Е.П. Воображение как познавательный психический процесс 219

Приходько А.Ю. Проявление агрессии и тревожности у детей дошкольного – младшего школьного возраста (6-7 лет) при различных типах детско-родительских отношений 221

Резниченко Т.А. Склонность к риску и самооценка подростка 223

Родькина О.А. Особенности психологической защиты у подростков с разным уровнем тревожности 224

Ростунова Н. В. Кризис трёх лет 225

Рыжанкова Е.М. Проблема подросткового кризиса 226

Савина А.С. Кризисы детского развития и их анализ в современной психологии 227

Симонова С.А. Экономическая социализация детей дошкольного возраста 229

Смирнов С.В. Изучение значения механизма подражания в развитии психики ребенка 231

Солдатенко Д.Д. Неформальная структура класса и уровень его развития 233

Трунова С.М. Особенности психологических факторов, влияющих на девиантное поведение подростков 234

Фокина К. М. Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте 236

Фомина С. В. Исследование типов взаимодействия со сверстниками популярных и отвергаемых младших школьников 238

Фомина С.В. Проблемы семьи в современной России 240

Хомякова Н.В. Место внимания в системе психических процессов 241

Челюканов С.А. Стрессоустойчивость людей с разным уровнем тревожности 242

Швец М.А. Особенности адаптационного процесса детей и младших подростков в общеобразовательной школе 243

Швец М.А. Проблема детской одаренности 245

Шустрова С. А. Этапы развития теории Жана Пиаже 249


VI. Актуальные проблемы психологии труда


Варелджян К.Р. Психологические факторы ресоциализации заключенных в процессе профессионального становления 251

Гаврилова Е.А. Исследование техник переноса семейных ролей на неформальные взаимоотношения в женском производственном коллективе 254

Ильчищева Т.С., Чивчян Я.Р. Образ психолога глазами жителей г. Твери 257

Соколов А.А. Диагностика готовности подростков к профессиональному самоопределению 259


О ПСИХОЛОГИИ – ЗНАЧИТ О НАС С ВАМИ И О МИРЕ,

В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ


При некотором знакомстве с методологией (и историей) науки наука начинает представляться не в виде мертвого, законченного, неподвижного целого, состоящего из готовых положений, а в виде живой, постоянно развивающейся и идущей вперед системы.

Л.С. Выготский


Современная психология – это одна из наиболее интенсивно развивающую область науки. Сегодня мы гораздо больше знаем о психических процессах, свойствах и состояниях, чем много лет назад. В психологии постоянно появляются и совершенствуются новые приемы исследования, методики и процедуры, усиливается роль и значение математического анализа данных. Расширяется область явлений, которые становятся предметом изучения психологии.

Однако, многое в психологии остается на сегодняшний день не совсем изученным. Это касается, в первую очередь, нахождения каких-либо общих принципов, способных объединить отдельные области психологии, разделы, понятия, факты и закономерности. Поэтому научно-исследовательская деятельность, прежде всего студентов и молодых ученых, – это, конечно же, попытка реализации научного поиска, способствующего исчезновению белых пятен на всемирной карте психологической науки.

Подобные конференции – это своего рода перекидной мостик, путь к исследованию и открытию новых социально-психологических реалий, являющихся отражением нашего с вами увлекательного и трудного путешествия под названием «жизнь». В результате могут появиться новые модели того, как отдельные люди структурируют свой уникальный жизненный опыт, новые способы понимания и организации фантастически сложной, и тем не менее прекрасной системы человеческих мыслей и отношений.

Вы можете продемонстрировать ваши умения и навыки, предложить новые технологии и паттерны, способствующие тому, чтобы мыслить и действовать эффективно, представить новый теоретический и практический инструментарий, готовый для использования в научном мире и изменяющемся социуме.

Социальные изменения начинаются с индивидуальных изменений. Мы сталкиваемся со множеством общественных, психологических и экологических проблем. Если мы хотим построить общество, способное эффективно справляться с этими проблемами, мы должны действовать здесь и сейчас. По мере того как идет время и растет количество знаний, два вопроса становятся все более и более актуальными: «Кто виноват?» и «Что делать?». Ответить на эти вопросы можно, используя психологическое знание.

В психологии, как и в любой другой науке, есть две стороны знания - теория и практика. Соединение теории с практикой, с прикладной психологией – это то, что мы с вами делаем сегодня в рамках нашей конференции. Новые исследования – как теоретические, так и практические, помогут изменить систему взглядов на природу человека и весь мир. Имея представления о сложности внешнего мира, и зная о влиянии, оказываемом на внешний мир, мы олицетворяем явление обратной связи.

Вселенная является совершенным механизмом обратной связи. Что мы думаем, то и получаем. Если мы хотим изменить мир, то должны вначале изменить самих себя. Мы обязаны исследовать и изменить свой внутренний опыт, если собираемся как психологи, оказывать влияние и формировать психологическую культуру общества.

Говоря о совершенствовании внутреннего опыта, мы имеем в виду личностное развитие - самовоспитание, самоактуализацию, духовное развитие, предполагающее всестороннюю реализацию собственного потенциала и психическую реальностью в точке совершенства. Подводя небольшой итог, можно говорить о том, что психология – это одна из наук о психической реальности, использующая свои специфические методы исследования. В более широком смысле – это обширная область знания обо всей психической реальности как таковой, являющейся результатом интеграции данных многих разных наук [1].

Таким образом, нам очень хочется, чтобы вы продолжили ваши исследования в области психологии и использовали ваши мысли и идеи для создания счастливой психологической реальности на планете Земля.



С уважением и пожеланиями успеха,

декан факультета психологии и

социальной работы, профессор

Татьяна Анатольевна Жалагина



  1. Чуприкова Н.И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука // Методология и история психологии. М., 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 174-192.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» Социологический факультет Кафедра теории и технологии социальной работы
В сборнике представлены доклады участников международной заочной научно-практической конференции «Социальные реформы и социальная...
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований iconРоссийская Академия Наук институт международных экономических и политических исследований центр азиатских исследований
Работа включена в план приоритетных исследований имэпи ран на 2004-2006 гг. (Тема 2)
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований iconКонтрольная работа по специальности 030301 Психология дисциплина Организационная психология
Организационная культура в Вооруженных силах по материалам сми за последние 5 лет
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований iconКонтрольная работа по дисциплине «Социальная психология и этика делового общения» предполагает самостоятельное изложение вопросов темы.
«Экономика труда» выполняют контрольную работу по какой-либо теме социальной психологии и этики делового общения. Тематика контрольных...
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований iconКвалификационные требования
Зование экономического направления, либо высшее профессиональное образование иного направления подготовки по специальностям, соответствующим...
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований iconОбразовательная программа мбудод «детская школа искусств г. Югорска»
Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива определены следующими нормативными документами
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факульет педагогики и психологии кафедра психологии
Психология: Программа вступительного экзамена: для абитуриентов направления подготовки 030300. 68 Психология /профиль Психологическое...
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №11»
Цели, планируемые результаты, задачи и приоритетные направления работы образовательного учреждения
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований iconИнформационный бюллетень №24 приоритетный национальный проект «образование»
«Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование"»
Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований iconПрограмма дисциплины «Трудовое право. Актуальные проблемы регулирования трудовых отношений»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030500....
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница