Междисциплинарная академия наук украины




Скачать 466.5 Kb.
НазваниеМеждисциплинарная академия наук украины
страница1/3
Дата03.09.2012
Размер466.5 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3




____________________________________________________________________________________

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВИТИ НТУУ “КПИ”

Научно-исследовательская лаборатория МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Кафедра “Применения средств радиосвязи” ВИТИ НТУУ “КПИ”

Кафедра “Применения средств специальных телекоммуникационных систем”

ИССЗИ НТУУ “КПИ”

_____________________________________________________________________________________________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия» (ФГБОУ ВПО «АлтГПА») Кафедра социальной педагогики и педагогических технологий

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Благовещенский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы» (НОУ ВПО БФ МосАП) Кафедра мировой и региональной экономики

Кафедра Менеджмента, маркетинга, торгового дела и предпринимательства


СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

Первого Международного научно-практического симпозиума

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ





посвящен

7 мая День Радио


Секция:

Политические науки


Киев, 7 мая 2012


Уважаемые коллеги!

Оргкомитет благодарит всех студентов, бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, докторантов, научных, педагогических и научно-педагогических работников, которые активно приняли участие в организованном Первом Международном научно-практическом симпозиуме «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ», посвящен 7 мая День Радио, организованный авторским коллективом учебных и научных заведений НТУУ «КПИ», г. Киев, Украина.


Голова оргкомитету

Козубцов Игорь Николаевич, к.т.н., профессор РАЕ, заслуженный работник науки и образовании РАЕ, ведущий научный сотрудник НИЛ №43 НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ», Украина, г. Киев

Заместители головы оргкомитету

Ильинов Михаил Дмитриевич, к.т.н., доцент, Преподаватель кафедры «Применения средств радиосвязи» ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Мазор Сергей Юрьевич, к.т.н., Доцент кафедры «Применения средств специальных телекоммуникационных систем» ИССЗИ НТУУ “КПИ”, (Украина, г. Киев).

Мараховский Леонид Федорович, д.т.н., профессор, Профессор кафедры Государственного экономико-технологического университета транспорта, Украина, (Украина, г. Киев).

Масесов Николай Александрович, к.т.н., Слушатель Национального университета обороны Украины, (Украина, г. Киев).

Раевский Вячеслав Николаевич, к.т.н., с.н.с., Доцент кафедры «Применения средств радиосвязи» ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Президиум организационного комитета:

Ананьин Валерий Афанасьевич, д.ф.н., профессор, Профессор кафедры ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Беззубко Лариса Владимировна, доктор наук по государственному управлению, профессор, Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, (Украина, г. Макеевка).

Бершадский Александр Моисеевич, д.т.н., профессор, Профессор кафедры, Пензенский государственный университет (Российская Федерация)

Васильев Константин Александрович, к.т.н., Старший преподаватель кафедры №33 ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Полтава).

Гиенко Любовь Николаевна, к.п.н., доцент, Доцент кафедры социальной педагогики и педагогических технологий, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» институт психологии и педагогики, (Российская Федерация).

Длугопольский Александр Владимирович, к.е.н., доцент, Доцент кафедры Экономической теории, Тернопольский Национальный экономический университет, (Украина, г. Тернополь).

Кайдаш Иван Никифорович, к.т.н., с.н.с., Ведущий научный сотрудник НИО №13 НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Кочетова Жанна Юрьевна, к.х.н., Старший преподаватель, Военный авиационный инженерный университет (Российская Федерация г. Воронеж);

Латышева Инна Валентиновна к.геогр.н., доцент, Доцент ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет, (Российская Федерация)

Макухин Владимир Леонидович, к.т.н., Старший научный сотрудник, ФГБУН Лимнологический институт СО РАН, (Российская Федерация)

Мельников Александр Григорович, к.гос.упр-я, Директор Международно-правового департамента Администрации Государственной пограничной службы Украины, (Украина, г. Киев).

Москалева Людмила Юрьевна, д.п.н., доцент, Заведующий кафедры социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогичного университету им. Богдана Хмельницкого, (Украина, г. Мелитополь).

Новикова Ирина Викторовна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой мировой и региональной экономики Благовещенского филиала Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы (Российская Федерация).

Потемкин Владимир Львович, к.геогр.н., доцент, Старший научный сот рудник, ФГБУН Лимнологический институт СО РАН, (Российская Федерация)

Стахов Алексей Петрович, д.т.н., профессор, академик Академии инженерных наук Украины, (Канада).

Стеценко Ирина Александровна, д.п.н., доцент, Декан факультета информатики и управления ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» (Российская Федерация).

Сухорукова Людмила Николаевна, д.п.н., профессор (Российская Федерация).

Таршилова Людмила Сергеевна, к.э.н, доцент, Руководитель отдела системы менеджмента качества и инноваций. Западно-Казахстанский аграрно-технический университета имени Жангир хана (Казахстан).

Тен Евгения Петровна, к.п.н., Доцент кафедры профессиональной педагогики и инженерной графики Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно-педагогический университет» (Украина, г. Симферополь).

Черномаз Павел Алексеевич, к.геогр.н, доц, Доцент кафедры международных экономических отношений, ХНУ имени В.Н. Каразина, (Украина, г. Харьков).

Чупров Леонид Федорович, к.псих.н, профессор РАЕ, Главный редактор Электронного научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», (Российская Федерация, Хакасия, г. Черногорск).

Шептенко Полина Андреевна – к. пед. н., профессор кафедры социальной педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» институт психологии и педагогики, (Российская Федерация).


Міждисциплінарні дослідження в науці та освіті: Політичні науки [Текст] / Збірник праць Першого Міжнародного науково-практичного симпозіума (7 травня 2012 р.): [Електронний ресурс]. Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – №1 Sp. – Режим доступа URL: http://www.es.rae.ru/mino/157 (дата звернення: 7.05.2012).


Междисциплинарные исследования в науке и образовании: Политические науки [Текст] / Сборник трудов Первого Международного научно-практического симпозиума (7 мая 2012 г.): [Электронный ресурс]. Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – №1 Sp. – Режим доступа URL: http://www.es.rae.ru/mino/157 (дата обращения: 7.05.2012).


В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 20 Июня 2011 г. N 475 к опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, ПРИРАВНИВАЮТСЯ работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов, в электронных научных изданиях  http://правительство.рф/gov/results/15694/ См. п.10 Постановления 


© НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ»

© МАН

© РАЕ

© Авторский коллектив


Содержание

П
9
олитические
науки


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАВКАЗ СКВОЗЬ ПРИЗМУ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭТОМ РЕГИОНЕ


Масимов А.А.

Магистр, Georg-August-Universität Göttingen,

г. Гёттинген, Германия


Центральный Кавказ как географический термин стал достаточно недавно использоваться в академической среде. Этот регион, который охватывает три независимые Кавказские республики, а также часть территории Российской Федерации, можно рассмотреть через призму региональной системы безопасности, в появлении которого стало образование самостоятельных субъектов и взаимосвязь с другими главными внешними акторами Кавказского региона. Автор этой работы фокусирует свое внимание на формировании региональной сферы безопасности Кавказского региона, которое в первую очередь определяется вмешательством и влиянием великих держав, и внутренним региональным противоборством. Оценивая возможности обеспечения безопасности Центрального Кавказа, возникает вопрос, который не потерял свою актуальность и по сей день: на сколько реально сотрудничество государств региона для обеспечения общей безопасности? И реально ли это? Так с распадом СССР в регионе возникли проблемы, которые не нашли своего разрешения до сегодняшнего дня. Одной из таких проблем можно назвать армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский, а также кофликты в Грузии - Южной Осетии и Абхазии. Необходимо отметить, что безопасность подразделяется на несколько категорий. Рассматривая обеспечение безопасности Центрального Кавказа, надо подробно разобрать её такие сферы как:

  • военно-политическая;

  • энергетическая;

  • сфера транснациональных угроз.




  1. Особенности военно-политической сферы безопасности в регионе


Уровень безопасности в регионе в первую очередь определяется тем, что он привлекает к себе внимание многих стран мира своим геополитическим и геостратегическим положением, а также обладанием богатых природных ресурсов. Здесь правильно было бы показать геополитическую- и стратегическую позицию Зб. Бжезинского: «А коль скоро надежный доступ к энергоносителям по разумным ценам жизненно важен для трех наиболее динамичных в экономическом отношении регионов Северной Америки, Европы и Восточной Азии, стратегическое господство над этой зоной, пусть даже замаскированное соглашениями о сотрудничестве, было бы определяющим с точки зрения мировой гегемонии преимуществом»[3; 102] Так называемые «соглашения о сотрудничесве» после распада СССР стало актуальным, когда во всем постсоветском пространстве существовал «силовой вакуум», который стал заполняться новыми игроками в данном регионе. В этот период «третьи страны» старались навязать свои «услуги» новообразованным государствам Кавказского региона. При этом не надо забывать, что безопасность зависит от успехов или неудач сотрудничества всех государств в экономическом и политическом развитии более широкого региона, и обеспечении его стабильности. «Кавказ — это регион, однако прежде всего это комплекс безопасности: национальная безопасность ни одного из кавказских государств не может реально рассматриваться изолированно от национальной безопасности двух других. Что же касается региональных держав (России, Турции и Ирана. — Дж.Э.), безопасность Кавказа непосредственно влияет на их национальную безопасность, что свидетельствует об их включенности в комплекс безопасности.» [12] Россия, Турция и Иран как естественные внешние акторы Центрального Кавказа преследуют определенные интересы в безопасности в регионе, а точнее взаимозависимость с государствами Кавказа[12]

Здесь было бы правильно дать оценку позиции внутренних игроков по отношению к региональным державам. Азербайджан вместе с Грузией и Турцией стараются координировать прозападную внешнюю политику. [14; 5] Но если в случае Азербайджана мы можем заметить сбалансированную внешнюю политику между Западом и Россией, то Грузия однозначно проводит прозападную политику. Война в 2008 году между Россией и Грузией еще более ускорило проникновение внешнего нерегионального игрока в лице США, но это не значит, что Россия потеряла статус как доминирующей региональной державы, наоборот это событие стало сигналом для Запада, который последние годы активировал свою деятельность на пути проникновения в военно-политическую сферу. Армения, хотя и старается проводить сбалансированную внешнюю политику, но все же склонна координировать свое сотрудничество с Россией и Ираном. Немаловажную роль в этом направлении играет географическое положение страны, где у Армении не остаётся выбора, как сотрудничать с вышеупомянутыми региональными державами.

Разнобой внутренних игроков Центрального Кавказа в координации своей внешней политики становится одним из решающих в формировании военно-политической сферы безопасности рассматриваемого региона и служит проникновению как региональных, так и нерегиональных держав, которые преследуют свои интересы в обеспечении региональной безопасности. Но к сожалению, вмешательство «третьих стран» и навязывание «соглашения о сотрудничестве» не всегда имеют успех и порой могут служить дестабилизирующим фактором в региональной сфере безопасности. Как отмечает А. Гушер «…часто, в спорные и неурегулированные зоны и сферы двухсторонних отношений вторгаются третьи страны, и это нередко приводит к интернационализации этих межгосударственных разногласий и к еще большему усложнению задач по их урегулированию».[6] В действительности - это оправдало себя на практике и посредничество государств или же третьих субъектов международного характера практически ведет к неразрешенности спорных вопросов.

Рассматривая особенность развития сфер безопасности в Каспийском регионе можно выделить следующие аспекты: «1.Внутренние структурные социально-экономические проблемы, например: этнические и религиозные конфликты, экономические, экологические кризисы и слабая политическая стабильность в каждой из этих стран; 2. стратегическое соревнование между региональными, западными и транснациональными силами; и 3. слабая технология и инфраструктура.» [13] Исходя из этого военно-политическая сфера безопасности Кавказского региона, в целом характеризуется нестабильностью. В её нестабильности немаловажную роль играет вмешательство сил извне, что дестабилизирует положение всего региона. Центральный Кавказ, который представляет собой территорию трех межэтнических конфликтов, является одним из наиболее проблемных регионов мира. «[…]Кавказский регион — один из самых милитаризованных регионов в современном мире. Расположенные здесь независимые государства обладают военным потенциалом, сравнимым с потенциалом средней европейской страны. Помимо военного потенциала трех признанных международным сообществом государств существуют военные машины трех непризнанных образований. Помимо непризнанных государств на территории Кавказа существовали и существуют ныне неконтролируемые территории, не имеющие даже непризнанных государственных институтов. К таковым можно отнести Кодорское ущелье ("Абхазская Сванетия").»[9] Существующая неравномерность в распределении силовых потенциалов и существующая борьба за сохранения своей безопасности посредсвом увеличения силы, является основополагающим структурным симулятором угроз в рассматриваемом регионе.[10; 23] При этом неспособность прийти к консенсусу государств Центральгого Кавказа, делает невозможным разрешения выше поставленных целей и задач. Это наоборот упрощает проникновения третьей стороны, что в свою очередь усугубляет положение и военно-политический сектор безопасности становится более уязвимым. Если рассмотреть хотя бы два пункта, которые были выше указаны Ч. Бленди, станет ясно, насколько эффективно происходит сотрудничество в этой сфере безопасности.

В качестве нерегиональных держав, которые очень активно принимают участие в военно-политической сфере безопасности Кавказского региона, можно назвать США и ЕС. Западные игроки стремятся укрепить свою позицию в военно-политичексой сфере безопасности этого региона, после чего открывается доступ к транспортно-энергетическим проектам, который затрагивает энергетическую сферу безопасности обеих сторон.


    1. Вопросы энергетической безопасности


Нужно отметить, что энергетическая безопасность напрямую взаимозависима от развития в военно-политическом секторе. Поэтому государства Центрального Кавказа стремятся проводить сбалансированную политику по отношению к основным игрокам региона. Эта сфера играет немаловажную роль в обеспечении безопасности других сфер. А. Дрождинина, и В.В. Гетманов рассматривают взаимосвязанность энергетики и сферы безопасности и её зависимости от различных факторов, а также случаев, когда национальные государства не в состоянии контролировать эту сферу: «Во-первых, энергетическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности страны вместе с такими составляющими как обеспечение обороноспособности, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий и т.д.. Во-вторых, без энергетической безопасности не может быть ни устойчивого производства, ни гарантированного потребления энергии, что является непременным условием выживания, функционирования и развития экономики любой страны. Поэтому отставание в темпах экономического развития государства ведет к подрыву, в том числе, и энергетической безопасности».[ 8; 344]

Как видно энергетическая безопасность занимает важную позицию в сфере безопасности всего региона. Но ее обеспечение наталкивается на ряд нерешенных проблем в Центральном Кавказе. В качестве примера можно привести военные конфликты. Эти конфликты ограничивают регион от ряда привлекательных проектов, а также становится камнем преткновения в обеспечении как энергетической, так и экологической безопасности. В результате существующих проблем в военно-политической сфере безопасности, энергетический сектор стран Кавказского региона находится под угрозой. Несотрудничество Армении с другим внутренним актором этого региона (Азербайджаном) в военно-политическом секторе безопасности, послужило отстранения первого от ряда привлекательных транспортно-энергетических проектов. Война в Грузии в 2008 году еще более усугубила данную проблему. Как отмечает Р. Гилпин: «Неравномерное экономическое развитие, способствует тому, что безопасность одних государств увеличивается, тогда как безопасность других уменьшается» [11; 24]

Энергетическая политика в Кавказском регионе определяется спросом и заинтересованностью Запада, в целях обеспечения своей безопасности. Как уже выше было отмечено со стороны Amineh, «слабая инфраструктура и технология, а также конфликтогенность»[13] региона могут служить тормозящим фактором на пути реализации ряда транспортно-энергетических проектов, которые в свою очередь затрагивают экономическую безопасность Центрального Кавказа, главным образом Азербайджан.

Образование новых региональных субсистем на примере Центрального Кавказа (Азербайджан, Армения и Грузия) и Центральной Азии (Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан), которые хотя и стали функционировать автономно друг от друга, но все же сохранили свою зависимость от России. [12] Рассматриваемые региональные субкомплексы, для обеспечения своей энергетической безопасности должны прийти к консенсусу о транспортировки энергоресурсов. Центральный Кавказ является оптимальным транспортным коридором, как для Центральной Азии, так и для Западных игроков. «Благодаря своему географическому положению Кавказ постепенно превращается в связующий узел, через который будет проходить трансконтинентальная система коммуникаций, в частности планируемый трубопровод "Набукко" и ряд других. В целом же проекты эффективной системы трансъевразийских коммуникаций не представляются возможными в обход Кавказа. Наличие больших запасов энергоносителей крайне актуализирует создание эффективной системы коммуникаций для транспортировки углеводородов Каспийского региона на мировые рынки.» [7] Но необходимо учитывать, что Россия осталась единственным геополитическим игроком в регионе, который в состоянии влиять в региональном масштабе и является основным фактором безопасности в рассматриваемых субкомплексах. [12] В таком случае, каждые проекты касательно энергетических вопросов, должны найти своё одобрение со стороны Москвы. Но активная деятельность США и ЕС в военно-политической сфере безопасности Центрального Кавказа, послужило ослаблению позиции России. Как уже было отмечено ранее, Западные акторы стремятся укрепить свою позицию в военно-политическом секторе, после чего появляется возможность контроля над энергоресурсами Каспийского региона. «В целом, США явно заинтересованы не только в разработке природных ресурсов Каспийского региона, но и в недопущении доминирования РФ на данном геополитическом пространстве. Первоочередной интерес США состоит в том, чтобы не дать России приобрести здесь стабильные позиции. Вашингтон заинтересован прежде всего в том, чтобы обеспечить ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространство, а Запад имел бы к нему беспрепятственный финансово-экономический доступ.»[7] Рассматривая энергетическую безопасность Центрального Кавказа можно придти к следующему выводу:

  1. На сегодняшний день в Кавказском регионе осуществлены различные транспортно-энергетические проекты. Но отсутствие безопасной атмосферы в регионе, может поставить крест на все эти проекты.

  2. Формирование транспортно-энергетических проектов и безопасности в Центральном Кавказе, будет сопровождаться взаимным давлением и зависимостью. Одним словом хрупкость одного из этих аспектов может послужить причиной, провала другого.

Как уже было выше отмечено, Центральный Кавказ служит в качестве альтернативы в поставке энергоресурсов Центральной Азии, что и должно в какой-то степени определять степень формирования энергетической сферы безопасности этого региона. Но существующие военно-политические конфликты, ставят под вопрос гарантию безопасной доставки энергоресурсов. В тоже время военно-политические столкновения в Кавказском регионе, позволяют великим державам очень легко проникать в регион и устанавливать здесь своё влияние.


1.2 Транснациональные угрозы


Необходимо отметить, что особую актуальность в Кавказском регионе приобретают транснациональные угрозы. Распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, торговля наркотиками, религиозный экстремизм, сепаратизм, вопрос экологии — все эти проблемы остаются актуальными для прикаспийских государств. Как видно данные «новые» угрозы носят глобальный характер, и наверняка для их предотвращения должны быть выработаны общие подходы. Но прежде чем рассматривать эту сферу безопасности Центрального Кавказа, нужно отметить, что она напрямую, как и энергетический сектор зависима от военно-политической сферы.

Рассматривая транснациональную сферу безопасности Кавказского региона, Чарльз Бленди выделяет следующие насущные проблемы:


  • Нагорный Карабах

  • Самцхе-Джавахети

  • Продолжающийся второй российско-чеченский конфликт

  • Приграничная связь Грузии с Чечней – Кодорское ущелье

  • Панкиcское ущелье. [1; 52]


Как видно Бленди главный акцент делает на экстремистские объединения Кавказского региона, в дополнение можно заметить, что международный терроризм, торговля наркотиками и передача незаконного оружия, а также другие виды транснациональных угроз, в неконтролируемых территориях широко распространены, и в большинстве случаев региональные державы стремятся использовать этот фактор, как решающий, в целях удовлетворения своих интересов.

Страны Кавказского региона стремятся внести свой вклад в формирования стабильности и безопасности всего региона. После обретения независимости, страны региона начали проводить реформы в политической и экономической сфере. Политическая и экономическая стабильность того или иного региона может служить основой предотвращения транснациональных угроз.

В тоже время реализация нетрадиционных угроз маловероятна в странах, где присутствуют стабильные и эффективные политические режимы. На сегодняшний день в борьбе с организованной преступностью и другими видами транснациональных угроз, важную роль играет международное сотрудничество. Учитывая то, что почти все кавказские государства имеют дело с таким видом угроз, то сотрудничество государств помогло бы устранить выше поставленные задачи. Но по объективным и субъективным причинам это сотрудничество становится невозможным. «Возникновении и распространении терроризма и экстремизма определенную значимость играют государственно-политический и геополитический факторы. Существующие противоречия и конфликты между некоторыми странами способствуют повышению интереса государств к использованию терроризма и экстремизма с целью ослабления противоборствующей стороны […] ».[2]

Если рассмотреть на примерах угрозы транснационального характера, то можно заметить, что некоторые из них присутствуют в независимых государствах и находят оплот или со стороны центральной власти или же извне. (Нагорный Карабах, Абхазия и Южная Осетия и т.д.). Такого рода незаконные образования могут быть центром развития международного терроризма, формирования организованной преступности, развития сепаратизма в близлежащих территориях и распространения наркотиков. «Это зона молодых динамично развивающихся социумов. Да и ислам как доминирующая в регионе религия находится в поре своей юности с присущим ей максимализмом, разношерстностью и экстремизмом. Это зона активного соприкосновения двух великих цивилизаций — православно-славянской и исламской. В сочетании это порождает “гремучую этно-религиозно-политическую смесь”, которая во многом и представляет этот регион на политической карте мира».[4]

Другой значительной проблемой в этой сфере можно назвать экологическую проблему всего региона. Здесь, как и в других секторах безопасности, целесообразно было бы сотрудничество между странами региона. В тоже время необходимо отметить, что осуществление ряда региональных транспортно-энергетических проектов напрямую зависит от экологической безопасности. Как отмечает Вагиф Гусейнов : «….без решения экологических проблем защиты и сохранения морской среды, имея в виду ресурсный аспект и значение бассейна для экологической безопасности региона, осуществление промышленной разработки нефтегазовых месторождений Каспия было бы крайне безответственным шагом.» [5; 283]

С распадом СССР многие независимые государства столкнулись с этническими и политическими конфликтами, которые не нашли своё разрешение до сегодняшнего дня. Сепаратизм, поддерживаемый со стороны центральной власти или извне, влечет к кровавым конфликтам и ведёт в тупик. В таком случае разрешение такого рода конфликтов затягивается на длительный период, где роль посредничества теряет свою силу. В тоже время сепаратизм и конфликтогенность региона ставит под вопрос реализованные и планируемые транспортно-энергетические проекты в Каспийском регионе, который органически связан с Центральным Кавказом. Если учитывать, что развитие международного терроризма, а также торговля наркотиками и незаконным оружием в большинстве случаев широко распространяется в слабо контролируемых или же неконтролируемых территориях, тогда Кавказский регион может считаться очагом такого вида угрозы. При всём этом устранение транснациональных угроз в Каспийском регионе напрямую зависит от сотрудничества всех государств, в рассматриваемом регионе. Но отсутствие принципов уважения взаимных интересов и внутреннее региональное противоборство становится главным препятствующим фактором на пути устранения транснациональных угроз.

Таким образом, международный терроризм и другие виды нетрадиционных угроз могут быть катализатором для кавказских и прикаспийских государств на пути сотрудничества, и это позволит выработать единую структуру борьбы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


С распадом СССР в Кавказском регионе произошел ряд геополитических изменений, которые привели к возникновению новых независимых государств. Новые независимые государства стремились проводить суверенную политику и распространить свои права на природные богатства. Но проведения полной независимой политики стран Центрального Кавказа наталкивался на ряд неразрешенных вопросов, которые актуальны и на сегодняшний день. Здесь может идти речь об уязвимости в военно-политическом и экологическом секторе безопасности, что в свою очередь может поставить под угрозу и энергетический сектор.

Как было уже отмечено, распад СССР послужил причиной изменения геополитического расклада в Кавказском регионе. «Вакуум» созданный в этот период фактически стал заполняться Западными странами, в особенности США, которые и на сегодняшний день имеют в этом регионе свои национальные интересы. Но образование новых независимых государств, сопровождалось возникновением рядом проблем, которые сразу же дали о себе знать.

На сегодняшний день страны Центрального Кавказа активно принимают участие в интеграции в мировую экономику. Эта инициатива тепло приветствуется со стороны Западных государств, которые сами заинтересованы в обеспечении своей энергетической безопасности. В тоже время в Кавказском регионе сталкиваются геополитические интересы великих держав. Хотя Западные государства не являются игроками в Каспийском регионе, всё же они стремятся укрепиться здесь, чтобы противодействовать амбициям России, а также сдерживать иранский режим. США прекрасно понимают, что Россия все еще имеет свои амбиции и в любой удобный момент, будет стремиться вернуть утраченные экономические и военно-политические позиции в Кавказском регионе. США предпринимают всякие меры, чтобы полностью ослабить экономическое присутствие России в регионе и перетянуть государства Центрально Кавказа на свою сторону. Судя по проектам, которые осуществлены и планируются в ближайшем будущем реализоваться, то можно говорить о целенаправленной политики Запада. Таким образом, каждая страна заинтересованная в Кавказском регионе, стремится удовлетворить свои как экономические интересы, так и укрепиться в военно-политической сфере. Но при реализации своих политических интересов, Западные страны сталкиваются с жизненными интересами России, Ирана, Турции, Китая, что в свою очередь затрудняет реализацию интересов первых.

Оценивая формирование безопасности в Кавказском регионе, можно прийти к следующему выводу:

Военно-политический, энергетический и транснациональный сектора безопасности Каспийского региона взаимозависимы и каждый из них на сегодняшний день уязвим. Ряд неразрешенных военно-политических конфликтов, вопрос определения статуса Каспийского моря, сепаратизм, экологическая проблема и т.д. могут служить наглядными примерами.

В общем геополитическое значение Кавказского региона, как одного из важных геостратегических и геоэкономических неуклонно будет возрастать, и здесь постоянно будут сталкиваться жизненные интересы великих держав, что в свою очередь будет препятствием на пути консолидации и сотрудничества всех стран региона.


Список использованной литературы

  1. Бленди Ч. Кавказский регион. Новые вызовы безопасности, Исследовательский центр по изучению конфликтов Великобритания, ISBN 1-904423-13-2 2002 С. 52

  2. В.Божко; Актуальные проблемы борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма в центрально-азиатском регионе 2004, http://www.nomad.su/?a=5-200404140025

  3. Бжезинский З. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М: Международные отношения, 2004. С. 102

  4. Анатолий Гурцал; Кавказский узел "Зеркало недели" № 43 (264) 30 ноября 1999

  5. Гусейнов В.О Каспийская нефть. Экономика и геополитика, Олма-Пресс, 2002 С.283

  6. Гушер А.И. Геостратегическое измерение Каспийского региона. Аналитическая записка, 2003 http://www.centrasia.ru

  7. Дарабади П. Каспийский регион в международно-геополитической систе начала ХХI века, Общественно-политический журнал Центра политических исследований в Швеции, 2011, Том 4, Выпуск 1-2 http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-1-2/01.shtml

  8. А.И. Дрождинина/В.В Гетманов Роль России в обеспечении глобальной энергетической Безопасности Вестник МГТУ, том 11, №2, 2008 г. C. 344

  9. Маркедонов С. Южный Кавказ: многоугольник интересов, Агентство политических новостей, 2005-05-23

  10. Эйвазов Д. Безопасность Кавказа и стабильность развития Азербайджанской Республики. «Нурлан» 2004 С. 23

  11. Эйвазов Д. Безопасность Кавказа и стабильность развития Азербайджанской Республики. «Нурлан» 2004 С. 24

  12. Эйвазов Д. Центральная Евразия сквозь призму безопасности: региональная система или подсистема? Общественно-политический журнал Центра политических исследований в Швеции, 2011, Том 5, Выпуск 1-2 http://www.ca-c.org/c-g/2011/journal_rus/c-g-1-2/00.shtml

  13. Parvizi A.M. Konflikt und Zusammenarbeit um die Kontrolle der Erdölressourcen im post-sowjetischen Eurasien: Rußland, Türkei und Iran, Jahrbuch für internationale Sicherheitspolitik Verlag E.S. Mittler & Sohn GmbH 2000

  14. Tchirakadze N. Der Kaspische Raum; Die geopolitische Interessenpolitik im Kaspischen Raum: Die Rolle interner und externer Akteure; Bamberg, 2007. S. 5


УДК 323.283; 330.43

ТЕРРОРИЗМ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖСТРАНОВЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ1

  1   2   3

Похожие:

Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...
Междисциплинарная академия наук украины iconНациональная сибирское отделение академия наук российской академии украины наук
Национальная академия наук Украины (нан украины) и Сибирское отделение Российской академии наук (со ран) в соответствии с заключенным...
Междисциплинарная академия наук украины iconОбращение Украинской зерновой ассоциации к Верховной Раде Украины
Украины отклонить законопроект №8053 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины»...
Междисциплинарная академия наук украины iconУкраины
В. Соколов (руководитель разработки), Г. Стрижельчик, канд геол мин наук (ответственный исполнитель), Н. Джваршеишвили, А. Дроздов,...
Междисциплинарная академия наук украины iconПравила определения стоимости проектно-изыскательских работ для строительства, осуществляемого на территории Украины дбн д 1-7-2000
Приказом Госстроя Украины от 17. 06. 2003 №85; Приказом Госстроя Украины от 10. 11. 2005 №189; Приказом Минстроя Украины от 28. 12....
Междисциплинарная академия наук украины iconРоссия в обсе: что дальше?
Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации фс рф;Аляев Андрей Викторович, кандидат политических наук, старший научный...
Междисциплинарная академия наук украины iconПарадигма
Редакционная коллегия: д–р филос наук Н. В. Голик; д–р филос наук П. М. Колычев; д–р филос наук Н. Х. Орлова (зам отв редактора);...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница