Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы




НазваниеВиды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы
страница1/6
Дата02.09.2012
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
Содержание


Предисловие…………………………………………………………….…2

Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы……………………………………………………………………..5

«Найдется всё. Если уметь искать». Стратегии эффективного поиска информации в Интернет……………………………………………...…15

Краткий путеводитель по ресурсам Интернет……………………...…29

Рекомендуемая литература…………………………………………...…46


Предисловие



Сейчас уже ни для кого не секрет, что искать информацию в Интернете удобнее, быстрее и проще. Такие понятия, как библиотека, уже отошли на второй план. Поиск информации - второй по востребованности из сервисов Интернета. Первый - это электронная почта.

Из аннотации к одной из книг
о поиске в Интернет


Современные тенденции в справочно-библиографической работе библиотек, диктуемые условиями цифровой среды, рассматриваются во многих статьях, публикуемых на страницах библиотечных периодических изданий как в нашей стране, так и за рубежом. При этом многие авторы отмечают изменение под влиянием Интернет стереотипа поведения потребителей информации в процессе информационного поиска. Прежде чем обратиться за помощью в библиотеку (по телефону или лично), исчерпав другие более доступные источники информации (друзей, коллег и др.), сейчас многие люди, располагающие доступом Интернет, начинают, прежде всего, с поиска во всемирной сети. В некоторых случаях Интернет, действительно, может быть более удобным источником информации, оперативно предоставляя самые последние сведения по интересующим вопросам. Но известно также, что по Интернет можно получить и неполную, вводящую в заблуждение или даже неверную информацию. Тем не менее, как показывает практика, многие потенциальные пользователи библиотек обращаются в первую очередь к информационным ресурсам Интернет и лишь затем, не удовлетворившись полученными результатами, прибегают к услугам библиотек как к «последней надежде».

Библиотекари же, в свою очередь, тоже прибегают к помощи Интернет, зачастую пренебрегая традиционными видами поиска. Но в этом квалифицированный библиограф, как дипломированный специалист по работе с информацией, должен быть на голову выше любого читателя или, по другому – пользователя библиотеки! Он должен не только правильно сформулировать поисковый запрос, но и точно знать, где и с помощью каких инструментов искать нужную посетителю информацию. Ведь главная заповедь библиографа звучит примерно так: «Не обязательно знать все, главное знать, где это можно узнать».


Для библиографов новые информационные технологии, и в особенности Интернет, неоценимые помощники. Поскольку Сеть представляет из себя огромный энциклопедический справочник, в ней можно найти массу информации и выполнить практически все виды библиографических справок: фактографические, тематические, уточняющие. Вы можете найти годы жизни какого-либо политического деятеля, информация о котором еще не опубликована на страницах печатных изданий, можете уточнить, в какой именно библиотеке страны или мира находится интересующая посетителя библиотеки книга. Можете также найти кулинарные рецепты, стихи к праздникам и юбилеям, разъяснение к постановлению Правительства, прогноз погоды, результаты тиража лотереи и т.п., т.е. те сведения, на собирании которых обычно библиотека не заостряла свое внимание, уделяя больше сил описанию более серьезных материалов. Но при этом такого рода информация постоянно пользовалась спросом у посетителей, а у сотрудников библиотек вызывала только раздражение.

Простота в сочетании с масштабностью и глубиной поиска в этих ресурсах приводит к тому, что Интернет превращается в приоритетный источник для выполнения запросов любых типов, а также обеспечивает выполнение большинства запросов с высокой степенью качества и гораздо меньшими трудозатратами. Хотя, вопросы качества и достоверности представленной в Интернет информации до сих пор дискутируются и иногда не стоит доверия информация, представленная на даже на сайтах весьма солидных учреждений. Что касается трудозатрат, то иногда на поиск необходимой информации в Интернет ходит гораздо больше времени, чем на тот же поиск с использованием традиционных способов и источников. Все дело в том, как искать и что искать. Трудности при поиске информации в Интернет испытывают даже такие профессионалы в области информационного поиска, как библиографы. Подробнее об особенностях поиска см. в разделе «Найдется все. Если уметь искать». Стратегии эффективного поиска информации в Интернет».


Доступ к Интернет меняет не только инструментарий библиографа, но и методы его работы. Помимо самостоятельного разыскания сведений, стандартными приемами работы становятся размещение особо сложных запросов в соответствующих Интернет-форумах и списках рассылки или опрос экспертов по электронной почте. Возможности поисковых систем, позволяющие регулярно получать сведения о новых ресурсах Сети по заданной тематике, являются фундаментом для системы удаленного библиографического информирования. Огромный по трудозатратам процесс индивидуального информационного обслуживания с использованием традиционных ресурсов, с применением цифровых технологий, превращается в стандартную услугу для всех желающих. Сочетание этого вида сервиса с умением оперативно осуществлять поиск в электронных каталогах и базах данных позволяет обеспечить персонализированную информационную поддержку фактически для каждого постоянного читателя библиотеки.

Сами процессы библиографического обслуживания также постепенно перемещаются в Интернет. Все большее распространение получают виртуальные справочные службы, которые в последнее время становятся неотъемлемым элементом web-сайтов многих библиотек. Американская статистика свидетельствует, что число запросов, поступающих в библиотеку в электронной форме, уже превышает число запросов, поступивших от читателей лично посетивших библиотеку. Подробнее см. раздел «Виртуальные справочные службы»

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы iconОтдел информационно-библиографического обслуживания новые документы по культуре и библиотечному делу
Библиографический список книг, статей из книг, периодических изданий. Включено 86 документов
Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы iconИнформационно-библиографический отдел Посвящается 200-летию
...
Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы iconИнтернет-аукционах?
Торговля на Интернет- аукционе отличается простотой и понятностью, за это ее любят новички Интернет-бизнеса. Вот основные виды Интернет-...
Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы iconСборник научных трудов
Оптимизация информационно-библиографического обслу- живания ученых и специалистов: Сб науч тр. — Новосибирск, 2000. — 199 с
Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы iconИнформационно-поисковой системе библиотеки университета
Одной из главных составляющих справочно-библиографического аппарата является система библиотечных каталогов
Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы iconОсновные задачи информационно-технической службы
Информационно-техническое обеспечение деятельности сту и таможенных органов региона
Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы iconИнструкция по подготовке Заявок на участие в конкурсе 12
Контракта на предоставление канала связи для доступа в сеть Интернет фгу "Информационно-методический центр по экспертизе, учету и...
Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы icon1. Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы iconО внедрении регионального сегмента Единой информационно-аналитической системы Федеральной службы по тарифам на территории Республики Саха (Якутия)
Ии межведомственного взаимодействия с использованием программно-технических средств регионального сегмента Единой информационно-аналитической...
Виды информационно-библиографического обслуживания и их реализация с помощью Интернет. Виртуальные справочные службы iconТокарева Диана Продвижение малого бизнеса в социальных сетях (на примере интернет-магазинов) (2011)
К 2010 году Интернет стал самым динамично растущим информационным средством в истории человечества: число его пользователей достигло...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница