Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук




НазваниеДиссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
страница1/33
Дата02.09.2012
Размер4.39 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения "Новая

цивилизация" :


13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем уровням образования) по педагогическим наукам

ДИССЕРТАЦИЯ

На соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2002


ОГЛАВЛЕНИЕ Введение

ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

$ 1. История зарождения молодежных объединений.

$ 2. Н.К. Крупская и А.С. Макаренко, как теоретики молодежного

движения в СССР.

$ 3. Современное состояние молодежных объединений в России.

$ 4. Критерии оценки социально-воспитательной деятельности молодежного объединения.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ».

§ 1. Возникновение и развитие молодежного объединения «Новая

цивилизация».

§ 2. Структура и содержание деятельности молодежного

объединения «Новая цивилизация».

§ 3. Технология воспитательной деятельности «Новой цивилизации».

$ 4. Динамика социально-нравственного развития личности

подростков в движении «Новая цивилизация».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение № 1: Молодежные организации мира.

Приложение № 3. Документы, регламентирующие деятельность

«Новой цивилизации» и Программы.

Приложение № 4. Хроника жизни «Новой цивилизации».

Приложение № 5. Отзывы о деятельности «Новой цивилизации».


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема воспитания детей и подготовки их к жизни едва ли не самая важная на современном этапе.

Изменения, происходящие в стране, требуют поиска нового содержания, новых путей формирования личности, способной найти себя в этом мире.

Многие необходимые навыки, знания и умения дети получают в процессе обучения в школе. Однако, этого недостаточно. Дети нуждаются в обществе сверстников и старших товарищей, где они могли бы найти себе дело по душе, взаимодействовать в коллективе.

Глубокие социально-политические и экономические изменения, происходящие на рубеже XX - XXI веков в России, радикально повлияли на развитие общества в экономическом, культурном, правовом и прочих аспектах. Наряду с некоторыми положительными моментами, сегодня налицо ряд негативных результатов этих преобразований. Социальная ситуация усугубилась отсутствием четкой перспективы дальнейшего общественного развития России. На данный момент обозначены лишь основные векторы этого движения: переход к рынку, построение общества свободного предпринимательства, закладка основ правового государства и демократии. Но на практике преобладают стихийные, спонтанные процессы, оказывающие противоречивое воздействие на формирование подрастающего поколения.

Политическая и экономическая нестабильность, отсутствие реального правового государства, безработица, стремительное расслоение общества, привели к кризису образования на материальном, содержательном и идеологическом уровне. Не останавливаясь на всех аспектах этого кризиса, отметим лишь те, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме.

Первый аспект - изменение государственной политики в сфере образования привело к введению новых Программ, в которых из учебного процесса было выведено воспитание1.

' Положение было отчасти исправлено в 1999 соду, когда была принята «Программа развития воспитания в образовательных учреждениях на 1999 - 2001 годы».

Другим существенным уроном, которое понесло образование стало исчезновение комсомольской и пионерской организаций, которые не только выполняли функцию коммунистического и патриотического воспитания молодежи, но также функцию подготовки к жизни в обществе.

Переход части учреждений образования из сферы государственного управления в частную сферу усугубил эту картину.

В этих условиях подрастающее поколение России оказалось в беспрецедентном положении. Молодежь стала менее управляема, исчезли навыки самоорганизации, коллективных взаимодействий, перестало целенаправленно осуществляться патриотическое воспитание. Молодежь вынуждена приобретать жизненный опыт, которым не обладало взрослое население нашей страны, - опыт деятельности в обществе свободного предпринимательства - путем проб и ошибок.

Острая потребность в организации, нацеленной на нравственно-патриотическое воспитание детей и молодежи, привела к созданию новых молодежных организаций, которые пытались взять на себя функции пионерской и комсомольской. В настоящее время существуют экологические движения, движения юных туристов, геологов, появилось движение юных казачат и многие другие (См.: Приложение № 1).

Попытки создания молодежных организаций предпринимались не только в школах. Объединения создавались некоторыми партиями и частными лицами в системе дополнительного образования. Сегодня продолжаются многочисленные попытки возрождения молодежного движения, как в России, так и в постсоветских государствах. Рост числа общественных организаций молодежи показывает потребность в движении, объединяющем молодежь. Тем не менее, о сколько-нибудь успешных опытах говорить пока не приходится. Неудачу объясняют нехваткой денег, отсутствием качественных методик, адекватной ситуации и проч. Главное же - нет объединяющей их идеи.

Не всякое движение несет в себе прогрессивные черты. Оно легко может стать жертвой манипуляций. Следовательно, главное требование к молодежному движению - сохранение важнейших нравственных ценностей, присущих русской культуре.

Наибольшую активность при возрождении молодежного движения проявили скауты. В этом отношении они более всего соответствуют сегодняшним потребностям, так как имеют серьезную методическую базу. Цели и задачи скаутского движения, состоящие в подготовке воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, в содействии их развитию как ответственных граждан и как активных членов местных, национальных и международных сообществ, соответствуют идеалам государственности и не идеологизированы.

Содержание учебно-воспитательных, познавательных и развлекательных программ, разновозрастные проекты, каждое проводимое мероприятие направлены на решение общей задачи -целенаправленного развития физического, интеллектуального, социального и духовного потенциала каждого ребенка.

Однако, в силу ряда исторических причин, скаутское движение имеет много противников в нашей системе образования. Кроме того, некоторые положения скаутского движения, не могут быть перенесены на российскую почву. В связи с этим возникает потребность в таком молодежном движении, которое, вобрав в себя лучшие черты комсомольской, пионерской и скаутской организаций, было бы скорректировано применительно к требованиям российской педагогической школы.

В настоящее время сложились объективные условия, позволяющие создать молодежное объединение, способствующее решению перечисленных проблем, учитывая, что и педагогов, и родителей, и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Ученик стремится реализовать свой личностный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил, а современная социально-экономическая и нравственно-политическая ситуация стимулирует многие негативные явления, в том числе и в среде школьников (отчуждение людей, пренебрежение к знаниям и нормам морали, стремление жить только сегодняшним днем и т. п.).

В этих условиях задача семьи, школы, государства - помочь растущему человеку найти свое достойное место в жизни, создать для этого соответствующую атмосферу и предпосылки, способствовать его успешной адаптации к быстро меняющейся социально-экономической ситуации.

Анализ литературы по указанной проблеме показал, что действующие сегодня молодежные организации пока не могут развиться в широкое движение, объединяющее молодежь страны.

С учетом вышеизложенного и требований педагогической практики, возникла необходимость научной разработки такой воспитательной системы, которая бы отвечала потребностям общества, целям и задачам социально-нравственного воспитания подростков, соответствовала бы интересам, психофизиологическим и возрастным особенностям детей.

Цель исследования - изучить педагогические возможности в развитии молодежного движения и в воспитании детей школьного возраста и разработать научно обоснованные методические рекомендации по организации и содержанию технологии руководства молодежного движения.

Объект исследования - социально-нравственное воспитание подростков.

Предмет исследования - процесс воспитания социально-нравственных качеств личности в молодежном объединении «Новая цивилизация».

Гипотеза. Молодежное объединение «Новая цивилизация» будет способствовать эффективному, социально-нравственному формированию личности, если оно будет основываться на:

А) специально разработанной программе действий объединения, включающей задачи:

• формирование активной гражданской позиции;

• воспитание чувства ответственности за свой выбор;

• освоение участниками основных демократических

процедур гражданского общества;

• формирование культуры нравственных и деловых

отношений;

• изучение экономических законов жизни государства и

общества.

Б) наличии у объединения четкой структуры самоуправления, программ деятельности подростков, отвечающих их интересам и потребностям.

В) выработанных педагогических условиях жизни и деятельности детских организаций в объединении «Новая цивилизация».

Г) использовании как традиционных, так и новых форм внеклассной и внешкольной воспитательной работы с участниками движения, в том числе и компьютерные технологии (политико-экономические игры, моделирующие деятельность государства; конкурсы игровых и социальных проектов, молодежные фестивали).

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:

> определить сущность и структуру учебно-воспитательной

системы молодежного объединения «Новая цивилизация»;

> охарактеризовать ведущие принципы и педагогические

условия, а также состояние и проблемы молодежного движения в

России и за рубежом;

> определить содержание и технологию руководства

деятельностью молодежного объединения «Новая цивилизация» и

опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность;

> разработать на базе проведенных исследований научно-

обоснованные рекомендации для педагогов.

Методологической основой исследования являются положения российских педагогов о ведущей роли деятельности в формировании личности; о роли коллективного творчества и творческой активности личности в ее развитии; о системности и социальном управлении; о единстве теории и практики; о творческой активности личности.

Исходные теоретические позиции базируются на:

> теориях социализации личности, понимаемой как включение

ребенка в систему общественных отношений (Б.М. Бим-Бад, В.Г.

Бочарова, Л.Т. Волчкова, А.Г. Ковалев, Б.Т. Лихачев, В.Н. Минина,

А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Э. Фромм и другие).

> гуманистических идеях воспитания ребенка (Ж.-Ж. Руссо,

И.Г. Песталоцци, СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А.

Сухомлинский и др.);

> личностно-деятельностном подходе к организации

педагогического процесса, который предусматривает сочетание

личных и общественных целей (В.И. Андреева, Н.И. Болдырев, О.С.

Богданова, Л.П. Буева, А.А. Кирсанов, А.Т. Куракин, Е.А. Леванова,

>

Л.И. Маленкова, В.И. Петрова, Э.И. Сокольникова, А.Д. Солдатенков

и др.).

> пониманию воспитательной системы, как целостного, личностно детерминированного целенаправленного управления процессом развития личности (В.А. Караковский, СВ. Мягченков, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).

В исследовании применялся комплекс методов, который

включал в себя: теоретический анализ предмета и проблем

исследования на основе изучения философской, психологической,

педагогической литературы; моделирование педагогической

деятельности. Ведущим методом явилась опытно-

экспериментальная работа, в ходе которой было создано Межрегиональное общественное объединение детей и молодежи «Новая цивилизация».

Теоретическими основами работы с подростками в рамках молодежного объединения «Новая цивилизация» являются положения отечественных психологов и педагогов о роли деятельности в формировании и развитии личности ребенка, о творческой активности личности в процессе деятельности, разумное сочетание личных и общественных мотивов деятельности и др.

Источники исследования

Исследование деятельности молодежных организаций осуществлялись на основе анализа практического опыта национальных скаутских организаций США, Великобритании, Испании, Голландии, Люксембурга, Чили, Марокко, Пакистана, Австралии, ЮАР.

Исследовались также воспитательные системы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Кроме того, изучались труды Н.К. Крупской, посвященные организационным вопросам строительства пионерской организации и комсомола и анализу опыта их деятельности. Изучались современные воспитательные системы, в том числе школы № 825 (директор - В.А. Караковский) и др.

Экспериментальной базой исследования стала детская организация «Кавалергард» (г. Балашиха, Московская область); детский коллектив лицея «Подмосковный» - интерната для детей погибших и служащих в горячих точках офицеров-пограничников; коллектив молодежного движения «Новая цивилизация» (Москва,

Кировск, Мурманск, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Орел, Воронеж и ряд других городов России).

Движение распространилось на 25 регионов, в которых созданы клубы «Новой цивилизации» и объединяет сегодня 250 000 человек.

Данная методика использовалась также во время специализированных образовательных круизов (с 1993 по 1998) и межрегиональных лагерей старшеклассников (г. Балчик, Болгария, 1997; Красная поляна, Сочи, 2000; «Истра», Подмосковье, 2001).

В настоящее время клубы «Новой цивилизации» действуют в городах: Ачинске, Безенчуке, Воронеже, Жигулевске, Кедровом, Кировске, Красноярске, Москве, Новокуйбышевске, Нефтеюганске, Новосибирске, Орле, Пойковском, Пыть-Яхе, Стрежевом, Томске, Тюмени, Ульяновске и др.

По методикам «Новой цивилизации» работают школы, помимо перечисленных, в следующих городах: Ангарске, Барнауле (Алтайский край), Иркутске, Ленинградской области, Московской области, Новгороде Великом, Петербурге, Ростове-на-Дону, Саранске (Мордовия), Туре (Эвенкия), Улан-Удэ (Бурятия).

На лето 2002 года подготовлены лагеря «Ньюландия», как заключительный этап годичного цикла «Новой цивилизации», для городов Ангарска, Ачинска, Барнаула, Безенчука, Воронежа, Жигулевска, Иркутска, Кедрового, Кировска, Красноярска, Москвы, Московской области, Новгорода Великого, Новокуйбышевска, Нефтеюганска, Новосибирска. Орла, Петербурга, Пойковского, Пыть-Яха, Ростова-на-Дону, Саранска, Стрежевого, Томска, Туры, Тюмени, Улан-Удэ, Ульяновска. Обучен педагогический актив для "этих лагерей.

Отдельная смена по технологиям «Новой цивилизации» подготовлена по согласованию с Министерством образования РФ для активистов сельских школ в лагере «Орленок».

Всего летние лагеря «Новой цивилизации» примут около 8 000 подростков.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Опытно-экспериментальная работа имела целью создание молодежного объединения, которое бы увлекло ребят и не позволило бы им пополнить ряды беспризорников. Поэтому главное внимание на первом этапе уделялось задачам формирования приоритетных

для ребят форм работы. На этом же этапе (1993 - 1996) вырабатывались основы концепции исследования и систематизировались представления об объекте и научном аппарате исследования. Проводились первичные апробации педагогических методик в детских организациях. Был создан клуб «Кавалергард».

На этом же этапе соискатель, работая заместителем директора лицея «Подмосковный», создал такие формы и методику работы, которые позволили восполнить пробелы в образовании и воспитании ребят, вызванные длительным отрывом от школы. В соответствии с этими методиками, коллектив лицея шесть учебных дней жил в виде демократической республики, а в воскресенье превращался в отряд, наподобие скаутского, и функционировал именно в этом качестве. Игра «Демократическая республика» позволяла знакомить школьников с содержанием экономических и политических отношений на государственном уровне, формировать культуру деловых отношений, демонстрировать основные демократические процедуры современного гражданского общества. Для осуществления этих целей в ходе игры моделировались экономические и политические процессы, создавались условия для активной самостоятельной деятельности всех участников. Республика имела все необходимые атрибуты государственности (название, герб, флаг, гимн, валюта). Все эти атрибуты разрабатывали сами школьники.

Второй этап исследования (1996 - 1999) был посвящен анализу деятельности детских и молодежных организаций, выявлению их специфики в российских условиях и за рубежом. Основным содержанием данного этапа была опытно-экспериментальная работа по созданию и развитию молодежной организации на вышеуказанных экспериментальных базах.

В это же время соискатель собирал информацию о всемирном молодежном движении, анализировал деятельность молодежных организаций в России и за рубежом. Проведенная исследовательская работа позволила выявить специфику педагогического метода, его трансформацию и переработку в пионерском движении, совершенствование методик работы с молодежью в коммунарском движении, а также наметить пути адаптации этих методов к российским условиям. Промежуточные итоги опытно-экспериментальной работы были представлены на

ю


международных конференциях, посвященных актуальным проблемам современного всемирного молодежного движения (Марокко, 1994; Испания, 1995; Люксембург 1996; Чили, 1997; Женева, 1998).

На третьем этапе - обобщающем (2000 - 2002) была проведена

систематизация и обработка результатов опытно-

экспериментальной деятельности, оформление теоретических положений, а также написание текста диссертации.

Обсуждение предварительных выводов с ведущими специалистами мирового скаутского движения помогло осознать имеющиеся трудности и наметить новые направления проводимого исследования.

Основой опытно-экспериментальной работы стала разработанная диссертантом концепция детского движения «Новая цивилизация», в основе которой лежит идея соединения длительной развивающей игры, первоначально отработанная в Подмосковном лицее. Детский проект "Новая цивилизация" появился в июне 1996 года, а в 1997 г. появились первые молодежные клубы в городах Кировске (Мурманская область), Нефтеюганске (Хантымансийский автономный округ), Новокуйбышевске (Самарская область), в Москве.

На защиту выносятся следующие положения:

Сущность и структура, содержание деятельности молодежного объединения «Новая цивилизация» по социально-нравственному воспитанию старших подростков, технология создания и руководства.

Сущностью «Новой цивилизации» является формирование социально-нравственных качеств подрастающего поколения, включающих: умение учиться, умение творчески мыслить, знать и любить свою Родину, уважать традиции ее народов, учиться у природы, беречь природу, быть в ответе за свою жизнь и свое здоровье, разбираться в экономике, жить по закону, строить демократическую Россию, действовать во благо.

Структура. Основным «строительным» блоком «Новой цивилизации» является клуб.

Клуб подразделяется на отряды по возрастным группам: отряд младших школьников (8-10 лет), отряд школьников среднего звена (11 - 14 лет), отряд старших школьников (15 - 17 лет).

11


Максимальная наполняемость каждого отряда - 30 человек (3 патруля по 10 человек).

В свою очередь отряды состоят из патрулей. Патруль -первичное основное структурное подразделение самого клуба. Именно в патруле организован основной процесс обучения и воспитания членов клуба. Именно патруль и есть та самая «малая группа», на которой строится деятельность «Новой цивилизации». Развивающий эффект от патрульного метода проявляется только тогда, когда сам патруль является небольшой командой, совместно решающей одну общую задачу.

Содержанием целенаправленной деятельности является конкретное дело (проект), реализация которого требует четкого распределения ролей и полномочий внутри команды, поэтапного планирования работы, а также условий необходимых для развития у ребенка социально-нравственных организаторских способностей. Такими условиями являются: реальность поставленных задач; конкретная польза, которую принесет окружающим реализация проекта, правильно разработанная методика организации самого дела, позволяющая ребенку учиться через дело.

Содержание деятельности молодежного объединения осуществляется в соответствии с разработанной программой, включающей формирование следующих качеств личности:

Умение учиться. Но не в смысле зазубривания заданных уроков, а в смысле овладения и активизации нужных в конкретный момент усвоенных ранее знаний и умений. Умение правильно оценить обстановку, понять ситуацию, в которой оказался ребенок, оценить свой потенциал и, если нужно, расширить свои возможности.

Умение творчески мыслить. Чтобы вовремя реагировать на поставленные жизнью задачи, необходимо, обладать очень мобильным сознанием и твердо знать - из любого безнадежного с виду положения есть выход.

Знать и любить свою Родину, уважать традиции ее народов -вот третья составляющая в воспитании гражданина.

Учиться у природы, беречь природу.

Быть в ответе за свою жизнь и свое здоровье - также одно из основных требований, предъявляемых к ребятам.

12


Разбираться в экономике. Гражданский долг подрастающего поколения состоит в выведении России из хронического экономического кризиса, в превращении нашего государства в индустриально развитую державу, вывозящую за рубеж товары, а не дешевое сырье.

Жить по закону, строить демократическую Россию. Уметь отстоять свои интересы и интересы своих близких.

Действовать во благо - один из принципов, на котором строилась деятельность организованных А.С. Макаренко колонии им. A.M. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского - сейчас важнее, чем строить грандиозные планы спасения человечества.

Технология. Формой реализации программы «Новая цивилизация» является комплексная политико-экономическая игра, которая проводится в течение всего года и включает четыре этапа.

1-й школьный этап игры - «Демократическая республика» -моделирует деятельность государства с необходимыми для этого атрибутами. В рамках создания общественных объединений в школах формируется детская организация «Корпус юных спасателей», которая использует в своей деятельности методики выживания и специальные программы Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (МЧС).

2-й городской этап игры - «Новая цивилизация» - моделирует международные отношения по различным направлениям деятельности.

3-й межрегиональный этап игры - «Диалог цивилизаций» -моделирует деятельность международных организаций по разработке важных для человечества проектов: «Голубая планета» (экологический), «Моя история» (культурологический), «Интернет-фестиваль» (коммуникационный) и др.

4-й заключительный этап игры - «Ньюландия» - проводится в летнем лагере и моделирует деятельность цивилизованного государства, которым руководят сами дети. Граждане Ньюландии избирают своего Президента, свой Парламент, формируют Правительство.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

13


> Научно обоснована и экспериментально проверена созданная

внешкольная воспитательная система «Новая цивилизация»,

включающая в сферу своей деятельности воспитание старших

подростков в едином коллективе со взрослыми;

Выделены ведущие принципы молодежного объединения «Новая цивилизация»: жизнедеятельность детей в малой группе, обучение через конкретное дело, жизнь в контакте с природой и активная деятельность по ее сохранению и др,, формирование стержневых качеств личности, прогрессивные программы развития личности, поддержка взрослых.

> Определена структура организации.

> Разработаны педагогические технологии организации

жизнедеятельности внешкольного молодежного объединения,

основанного на достижениях советской и российской педагогики, и

руководства ею. Технология состоит в создании непрерывного

годичного цикла обучающих игр, которые осуществляются в

несколько этапов. Первый этап - «школьный» — под названием

«Демократическая республика»; второй этап - «городской» (или

межшкольный) - собственно «Новая цивилизация»; третий этап -

региональный - «Диалог цивилизаций» и, наконец, летний лагерь

«Ньюландия».

> определены направления дальнейшего развития объединения

«Новая цивилизация». В том числе, проверены возможности

использования педагогических технологий «Новой цивилизации» для

решения иных педагогических задач.

> Каталогизированы существующие в настоящее время

молодежные организации и объединения.

Практическая значимость исследования.

Разработана действующая модель детской организации, основанная на передовых педагогических технологиях, позволяющая повысить эффективность воспитательной работы с молодежью.

Создан комплект документов, учебно-методических пособий, методически обеспечивающих действие и перспективы дальнейшего развития молодежного движения городского, областного или регионального уровня.

Разработана программа подготовки взрослых руководителей молодежных объединений «Новая цивилизация».

14


Апробация и внедрение результатов проведенного исследования осуществлялись в следующих формах:

а) непосредственная педагогическая деятельность соискателя в

качестве руководителя детской молодежной организации

«Кавалергард» (г. Балашиха), заместителя директора Подмосковного

лицея и одновременно взрослого инструктора молодежного отряда,

где отрабатывались первичные варианты методик, проводились

пробные занятия с использованием новых методических приемов,

осуществлялась диагностика их педагогической эффективности;

б) консультирование других детских организаций в различных

регионах страны, где программы и методики адаптировались к

конкретным местным условиям;

в) разработка методических рекомендаций и их внедрение в

педагогическую практику городских и областных отделов

образования и учреждений дополнительного образования.

В 1992 - 1998 г.г. диссертант выступал на научно-методических совещаниях с изложением результатов исследования. В течение 1994 - 1998 г.г. успешность работы была признана в ходе международных и межрегиональных конференций: Марокко (1994), Испания (1995), Москва (1995, 1996, 1997), Кировск (1997), Новокуйбышевск (1997), Нефтеюганск (1997), Люксембург (1997) Женева (1994, 1998) и ряда других.

Материалы исследования используются в практической

деятельности городских молодежных клубов в двадцати пяти

городах России: Ачинске, Барнауле, Воронеже, Кировске, Москве,

Нефтеюганске, Новгороде Великом, Новокуйбышевске,

Новосибирске, Орле, Самаре, Саранске, Ульяновске и других городах России.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, разнообразием методов исследования соответствующих его задачам. Содержащиеся в диссертации научные положения и выводы прошли длительную экспериментальную проверку. Достоверность их подтверждается воспроизводимостью результатов в различных регионах страны (Мурманская и Самарская область, г. Москва и г. Нефтеюганск, Орел и Воронеж). Многие детские организации работают по программам соискателя, успешно используя их содержание и методическое оснащение.

15


Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 200 наименований, и приложений. Во введении раскрываются актуальность задачи, цель, объект, предмет, гипотеза исследования, а также формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава - Молодежное объединение, как психолого-педагогическая проблема. В первой главе рассматриваются истоки, развитие и современное состояние молодежных объединений с точки зрения изменения их форм, структуры и содержания деятельности. Раскрываются психологические и педагогические основы объединения детей и молодежи, направленные на их подготовку к жизни и воспитание, через участие в молодежном объединении. В главе даны научные основы молодежного объединения, рассматриваются социально-педагогические истоки возникновения молодежных движений.

Однако из всех общественных воспитательных движений, возникших на рубеже XIX - XX веков, наиболее массовым стало движение скаутов, зародившееся в Великобритании. Его основатель - Роберт Баден Пауэлл создал программу работы с молодежью, которая базировалась на использовании игровых технологий. Основной целью придуманной им игры было воспитание людей сильных духом, смелых, честных и хороших граждан.

Эксперимент оказался настолько успешным, что Баден Пауэлл опубликовал его результаты в виде особой программы для «бойскаутов».

В России скаутинг тоже получил развитие. Однако, начавшаяся после Октябрьской революции гражданская война расколола скаутское движение, как и все общество. О создании единой скаутской организации после революции речи идти не могло.

Дальнейшее развитие молодежного движения в России связано с именами Надежды Константиновны Крупской и Антона Семеновича Макаренко и с созданием комсомольской и пионерской организаций, которые на длительный период времени значительно опередили скаутское движение по массовости.

Многие формы и общепедагогические принципы работы пионерской организации были заимствованы у скаутов. Тем не менее у скаутинга и пионерии существовало одно коренное

16


различие. Фоновой деятельностью для скаутов 1910 - 1920 были в основном лесные игры. Отряды пионеров, приняв имена революционных и исторических героев (Спартака, Баумана и т. Д.), взяли курс на Общественно-Полезные Дела. Таким образом, деятельность пионерской организации была ориентирована на нравственно-трудовое воспитание [90].

В результате целенаправленной работы советских педагогов были выработаны основные психолого-педагогические требования к содержанию, формам и методам работы пионерской и комсомольской организаций [75]:

• Неразрывная связь процесса воспитания с формированием

нравственности.

• Учет возрастных особенностей и интересов подростков;

• Учет особенностей их личного жизненного опыта;

• Соответствие общественной деятельности активным задачам

партийно-хозяйственного строительства;

• Воздействие в результате общественной деятельности не

только на разум, но и на чувства подростков;

• Коллективный характер общественной деятельности;

• Разнообразие ее видов.

С разрушением комсомольской и пионерской организаций, ниша молодежных объединений оказалась свободной. Эту нишу попытались занять многочисленные молодежные организации. Одним из самых многочисленных движений стало возрожденное скаутское. Однако, в силу ряда причин, это движение не получило сопоставимого с дореволюционным развития.

При создании нового молодежного объединения, мы исходили из необходимости учесть весь положительный опыт скаутинга, пионерского и коммунарского движения. В связи с этим были выявлены основные различия и сходства в трех основных составляющих этих движений; нравственном, образовательном, политическом. Многие положения нравственно-этического характера в тех движениях, которые приняли массовый характер -совпадают.

Вторая глава - Содержание, формы и методы деятельности молодежного объединения «Новая цивилизация» - целиком посвящена созданию этого объединения. В главе дана история

17


возникновения и развития молодежного объединения «Новая цивилизация», рассмотрены этапы создания движения, его цели и задачи.

Организация детей и молодежи основой своей структуры имеет клуб. Сегодня в «Новой цивилизации» 25 клубов.

Не каждый навигатор - подросток, принимающий участие в играх «Новой цивилизации» - является членом клуба. Чтобы стать им, необходимо пройти весь игровой цикл, в том числе летний лагерь «Ньюландия». Здесь, преимущественно, навигаторы имеют возможность пройти «Базовый курс навигатора» и сдать по нему зачеты, а также предложить свой социальный проект. После того, как приняты все зачеты и утвержден проект, навигатор становится членом клуба.

Главное требование к члену клуба - активная работа в качестве менеджера молодежных программ «Новой цивилизации» со своими сверстниками. Независимо от возраста, за пределами клуба каждый из его активистов выступает в роли менеджера, организатора работы с детьми и подростками. Клуб существует не сам для себя, хотя в нем создается свой собственный микромир, он не только готовит школьников к активной взрослой жизни, но уже сегодня, в меру возможностей активно участвует в ней.

Большое значение в организации деятельности детей и молодежи объединения придается отряду детей 10 - 15 человек (патрулю). Именно в составе патруля ребята учатся практическим навыкам сами и учат своих товарищей. Главным критерием эффективности патруля следует считать степень овладения каждым из его членов максимальным набором специальностей «Новой цивилизации» и участие в конкретных проектах клуба. Иными словами, степень практической подготовки к жизни каждого навигатора и коллектива в целом, ответственность за клуб должны стать главной заботой командиров патрулей и отрядов.

Каждый член патруля имеет конкретное поручение. Они могут быть постоянными или временными. Характер поручения может зависеть как от долгосрочных задач патруля (как, например, содействие самообразованию его членов), так и от разовых дел, в которых он участвует. Целесообразно, чтобы каждый патруль имел своего Советника, которым может быть взрослый инструктор клуба, родители или опытные члены клуба старшей группы.

18


Внешние и внутренние проекты клуба неразделимы: внутри клуба подростки готовят себя к активной деятельности, учатся брать на себя ответственность, вне клуба реализуются в конкретных делах, приносящих реальную пользу окружающим людям: шефство над детскими домами; работа с инвалидами детства; помощь обездоленным; шефские концерты; краеведческие и экологические походы; создание творческих коллективов и др..

К внутренним проектам клуба, в первую очередь, следует отнести: выполнение программ прогрессивного роста, обучающие лагеря и сборы для активистов клуба, досуговые мероприятия, клубные вечера и т. п., участие в межрегиональных и общероссийских программах «Новой цивилизации».

К внешним проектам относятся: подготовка и проведение в своих школах начального этапа политико-экономической игры «Новая цивилизация» (игра «Демократическая республика»); подготовка и проведение городских бизнес-фестивалей (второй этап игры «Новая цивилизация»); подготовка и проведение межшкольных конкурсов, викторин, обучающих сборов, летних спортивно-оздоровительных лагерей, ралли выживания, Робинзонад и проч.; создание и обеспечение стабильного функционирования детских кружков для младших школьников, работающих по нашим методикам; создание досуговых площадок для сверстников, оказание помощи социальным службам города, реализация экологических программ и т. п.

Любое общеклубное мероприятие планируется как комплексный проект, который опирается на конкретные патрули. Руководителя этого проекта выбирает Совет клуба. Рядовыми исполнителями становятся командиры патрулей.

Ведущими педагогическими принципами подобного объединения являются: ориентация на идеалы: жизнедеятельность в малой группе, обучение через конкретное дело, жизнь в контакте с природой и активная деятельность по ее сохранению, формирование стержневых качеств личности, прогрессивные программы развития личности, поддержка взрослых.

Руководство Клубом осуществляется через самоуправление. Высшим органом управления является Большой Совет Клуба -коллегиальный орган, объединяющий в своих рядах: директора клуба, лидеров отрядов, членов Суда чести. Решения Большого

19


Совета являются обязательными для всех членов клуба и принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.

Утверждая перечень должностей менеджеров программ Клуба, Большой Совет исходит из правила «Менеджер проекта назначается на свою должность, если: а) такой проект действительно нужен клубу; б) кандидат в менеджеры четко представляет ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ он собирается делать; в) кандидат имеет конкретный план действий, на определенный срок; г) кандидат хорошо представляет какие ресурсы (людские, материальные, финансовые) ему понадобятся и откуда он собирается их брать».

Подробно рассматривается содержание деятельности молодежного объединения «Новая цивилизация», выделяются основные его принципы.

Особое место в главе уделяется технологиям воспитательной деятельности «Новой цивилизации» рассказывается о том, за счет чего обеспечивается развитие воспитательной системы «Новой цивилизации», о достижениях членов движения.

В главе также рассмотрена динамика социально-нравственного развития личности подростков в движении «Новая цивилизация», приводятся данные социологических обследований детей, принимавших участие в объединении.

Движение получает поддержку на местах, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы (См.: Приложение № 5).

В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту. Намечаются перспективы дальнейшей работы.

К диссертации имеются пять приложений:

Приложение № 1: Молодежные организации мира.

Приложение № 2: Библиографический указатель литературы по проблемам молодежного движения.

Приложение № 3. Документы, регламентирующие деятельность «Новой цивилизации» и Программы.

Приложение № 4. Хроника жизни «Новой цивилизации».

Приложение № 5. Отзывы о деятельности «Новой цивилизации».

20


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Похожие:

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук iconСовершенствование системы управления совместным предпринимательством с учетом межкультурных факторов диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Охватывает сферу межличностных отношений между людьми, как в
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук iconОб издательстве и научном журнале мгоу
Вак рф, должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук (см...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук iconОгляд новин / обзор новостей / news наукові форуми / научные форумы / scientific meetings наукова періодика / научная периодика / scientific periodicity бібліографія / библиография / bibliography
Специализированного совета д 002. 064. 01 Института озероведения ран по адресу 196199, г. Санкт-Петербург, ул. Севастьянова, 9 состоится...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук iconМоделирование пространства развития экологической культуры учащихся в условиях школы-интерната
«23» ноября 2011 года в 13. 00 на заседании Диссертационного совета д 212. 136. 04 по защите диссертаций на соискание ученой степени...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 01
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 01 – русский язык состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук iconДиссертация на соискание академической степени магистра по направлению информационные технологии в физико-математическом образовании
Ii разработка структуры школьного сайта и его функционального наполнения
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук iconРекомендации по заполнению файла по расчету показателя результативности научной деятельности (прнд)
Рналах учитываются, если журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации,...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук iconПолностью статью см в журнале
Вак министерства образования и науки РФ включен в “Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук iconНаучный журнал
Вак от 19 февраля 2010 г. №6/6 научный журнал «Вестник чгу» включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук iconПрограмма инвариантный академический модуль /извлечения/ «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики»
Л. В. Алфёрова, кандидат педагогических наук, доцент; Е. А. Башмакова, кандидат педагогических наук, доцент
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница