Федеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений»




НазваниеФедеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений»
страница1/14
Дата26.08.2012
Размер1.88 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»


Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2010 года по русскому языку


Часть 1. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. Русский язык./ Цыбулько И.П., Александров В.Н., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Геймбух Е.Ю., Капинос, И.Б., Пучкова Л.И., Соколова Н.В..

Часть 2. Материалы для самостоятельной работы экспертов ЕГЭ по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В.

Часть 3. Материалы для проведения зачета. Русский язык. /Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В..


Москва
2010



Научный руководитель: Ковалева Г.С.


Авторы: Цыбулько И.П. (руководитель), Александров В.Н., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Геймбух Е.Ю., Капинос, И.Б., Пучкова Л.И.,

Соколова Н.В..


Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2010 года по русскому языку подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2010 году в целях научно-методического обеспечения мероприятий общероссийской системы оценки качества образования. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку.

Пособие состоит из трех частей.

В первой части («Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. Русский язык») приведено краткое описание структуры КИМ 2010 года по русскому языку, характеризуются критерии оценивания выполнения задания с развернутым ответом, комментируются работы экзаменуемых по каждому из заявленных критериев оценки выполнения третьей части экзаменационной работы.

Во второй части («Материалы для самостоятельной работы экспертов ЕГЭ по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык») в целях организации самостоятельной и групповой работы экспертов приводятся многочисленные примеры сочинений экзаменуемых и комментарии к оцениванию этих работ.

В третьей части пособия («Материалы для проведения зачета. Русский язык.») даны материалы, предназначенные для аттестации экспертов. В приложении к этой части пособия приводятся ответы к заданиям, предложенным в зачетах.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.


© Цыбулько И.П., Александров В.Н., Александров В.Н., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Геймбух Е.Ю., Капинос, И.Б., Пучкова Л.И.,

Соколова Н.В..

© Федеральный институт педагогических измерений, 2010.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»


Часть 1.


Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. Русский язык.


Авторы: Цыбулько И.П. (руководитель), Александров В.Н., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Геймбух Е.Ю., Капинос, И.Б., Пучкова Л.И.,

Соколова Н.В..


ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛОВ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке - осознают и ос­мысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.

Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трех компетенций - языковая, лингвистическая и коммуникативная.

Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразователь­ных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаме­национной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются зада­ния повышенного и высокого уровня сложности, обладающие большой дифференцирующей силой, способные выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных.

В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компе­тенцию экзаменуемых: умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении, а также способность выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвисти­ческую компетенцию – способность опознавать языковые единицы и класси­фицировать их – и коммуникативную компетенцию – способность понимать высказывание, связно, а также логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.

Задания открытого типа с кратким ответом ориентированы главным об­разом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях с выбо­ром ответа, языковой материал, причем предъявляется он не в виде изолиро­ванных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на мате­риале текста.

В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, язы­ковой) и являются заданиями повышенного уровня сложности.

Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  1.  анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

  2.  комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

  3.  выражать и аргументировать собственное мнение;

  4.  последовательно и логично излагать мысли;

  5.  использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  6.  практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практиче­ских речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли вы­пускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для ус­пешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.


ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


В период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена были заложены нормативно-правовые, содержательные и методические основы для создания стандартизированной подготовки региональных экспертов-предметников по русскому языку.

Эксперту региональной предметной комиссии по русскому языку необходимо

знать:


1) цели единого государственного экзамена;

2) структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку:

  • кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных материалов  единого государственного экзамена;

  • спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы;

  • число заданий в тесте и отдельных его частях;

  • порядок расположения заданий в тесте;

  • типы заданий;

  • общие требования  задания с развернутым ответом;

3) принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность; надежность; объективность проверки; пропорциональная представленность в работе всех разделов школьного курса; соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта;

4) общие научно-методические подходы к оценке выполнения задания с развернутым ответом;

5) специфические подходы к  системе оценки выполнения задания  с развернутым ответом по русскому языку: при проверке 3-ей части работы следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а тот комплекс умений и навыков, который проверяется с ее помощью;   

6) специально разработанную на основе действующих норм шкалу для проверки  задания с развёрнутым ответом, максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый  за выполнение этой части работы;

7) классификацию ошибок и недочётов в письменной речи, критерии разграничения ошибок;

8) процедуру проверки и перепроверки экзаменационных работ.


понимать:

  1. значение педагогического контроля в современном учебном процессе;

  2. специфику тестовой формы контроля; отличие тестирования от других видов контроля уровня сформированности знаний, умений  и навыков  по предмету;

  3. сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку;

  4. ответственность за соблюдение информационной безопасности при проверке части С.



уметь:

  1. проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки сочинений:

  • следовать инструкциям, регламентирующими процедуру проверки и оценки развёрнутых ответов;

  • правильно оформлять протоколы проверки и оценки развёрнутых ответов  экзаменуемых;

  1. проверять сочинение по следующим составляющим коммуникативной компетенции:

  • умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

  • умение анализировать содержание читаемого текста;

  • умение выражать собственное мнение;

  • умение аргументировать свою точку зрения;

  • умение точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли;

  • орфографические и пунктуационные умения;

  • владение нормами современного русского литературного языка;

  1. применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных  в системе оценивания речевых умений;

  2. уметь разграничивать ошибки и недочёты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки,

  3. правильно квалифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;

  4. обобщать результаты проверки работ.


Документация эксперта региональной предметной комиссии по русскому языку

(См. Приложение 1)

При проверке экзаменационных сочинений ЕГЭ эксперт работает со следующими документами:

  1. формулировкой задания с развёрнутым ответом;

  2. текстом, на основе которого создаётся экзаменационное сочинение;

  3. текстом рецензии задания В8;

  4. информацией о тексте;

  5. общими критериями оценивания ответа на задание С1;

  6. протоколом проверки ответов на задания бланка № 2;

  7. памятка для эксперта, проверяющего ответ на задание С1 по русскому языку;

  8. работой экзаменуемого.

В качестве справочного материала эксперту желательно иметь под рукой различные словари и справочники, таблицы с перечнем грамматических и речевых ошибок, а также таблицу пошагового оценивания ответа на задание третьей части экзаменационной работы (см.Приложение 2).


ОБЩАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С1 (СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ)


Для оценки сочинения применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной подготовки учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа (сочинения) и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию.

При разработке критериев оценивания задания с развернутым ответом учитывались достижения психологов и методистов в области преподавания родного и неродного языков; основу нормативов оценки составили действующие нормы. При проверке сочинения следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а умения и навыки, составляющие коммуникативную компетенцию.

Система оценивания сочинения включает критерии, отражающие требования к различным составляющим коммуникативной компетенции учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3–0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, – 21.

В системе выделены аспекты проверки, сформулированы критерии и обозначены нормативы оценки различных составляющих коммуникативной компетенции выпускников средней школы. Такой подход к оценке сочинения нов для методики русского языка и представляет определенную трудность для экспертов, пока еще не вполне владеющих новой технологией проверки и оценивания письменных работ.


~EndLATTest


КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ


Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».




Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

I

Содержание сочинения




К 1

Формулировка проблем исходного текста







Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста







Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

2

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,

но

допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или

допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0




К 3

Отражение позиции автора исходного текста







Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

К 4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме







Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

3




Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (жанры фольклора (пословицы, загадки, поговорки и др.), литературные сказки, песни).

1

Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,

или

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или

вообще не отражено в работе.

0

II

Речевое оформление сочинения




К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения







Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2




Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1




В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

К 6

Точность и выразительность речи







Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли.

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0

III

Грамотность




К 7

Соблюдение орфографических норм







орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущена 1 ошибка

1

допущено более 1 ошибки

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм







пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущены 1 – 2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм







грамматических ошибок нет

2

допущены 1 – 2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

К 10

Соблюдение речевых норм







допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущены 2 – 3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

0

К 11

Соблюдение этических норм







этические ошибки в работе отсутствуют

1




допущены этические ошибки (1 и более)

0

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале







фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1




допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу
(К1 – К12)

21



При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов.*

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7 – К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка);

К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7 – К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1  К12) оценивается нулём баллов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Федеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений» iconРеферат Дистанционное образование в высшем образовании
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет»...
Федеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений» iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений»
Федеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений» iconГосударственное научное учреждение всероссийский научно-исследовательский институт
Ученого совета гну всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им профессора Б. М. Житкова...
Федеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений» iconПравила приема в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правила приема в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский...
Федеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений» iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений» iconРггу историко-архивный институт факультет архивного дела
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений» iconЗаконодательное регулирование
Федеральное государственное учреждение «Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества» Министерства...
Федеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений» iconПеречень позиций анкеты молодого ученого/специалиста
«Воронежский государственный университет» или Учреждение Российской академии наук Институт белка ран или Федеральное государственное...
Федеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений» iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Федеральное государственное научное учреждение «федеральный институт педагогических измерений» iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница