Уроков Для специальности 050202 «Информатика»




Скачать 266.33 Kb.
НазваниеУроков Для специальности 050202 «Информатика»
Дата31.08.2012
Размер266.33 Kb.
ТипУрок
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области

ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по практике пробных уроков


Для специальности 050202 «Информатика»

(код и наименование специальности)


Составитель: Анашкина Т.С., преподаватель математики и информатики


Красноуфимск

2010


Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050202 "Информатика", Положением о производственной (профессиональной) практике студентов ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»


Пояснительная записка

Практика пробных уроков является составной частью педагогической практики – важного компонента в структуре образовательного процесса, направленного на подготовку специалиста в области информатики. В ходе реализации практики пробных уроков формируются и совершенствуются профессионально – значимые умения и навыки, интегрируются приобретенные теоретические знания по дисциплинам общепрофессиональной и предметной подготовки.

Практика пробных уроков проводится в 4, 5 семестрах рассредоточено.

ЦЕЛЬ:

Создание условий для совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей информатики основной школы через интеграцию теоретических знаний психологии, педагогики, методики преподавания информатики, группы специальных дисциплин.

Задачи:

  1. Закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин предметной, общепрофессиональной подготовки; накопление опыта их применения при решении конкретных педагогических задач.

  2. Формирование умений осуществлять выбор эффективных форм, методов в процессе планирования, организации, проведения и анализа уроков информатики.

  3. Развитие профессионально-личностных качеств.

  4. Воспитание потребности в постоянном самообразовании, реализации творческого подхода к профессиональной деятельности.


База практики: муниципальные образовательные учреждения ГО Красноуфимск, реализующие общеобразовательные программы, общеобразовательное отделение – структурное подразделение педагогического колледжа.

Принципы организации практики:

  • Принцип научности. Реализуется через включение в содержание разрабатываемых моделей учебного процесса теоретических основ информатики, рассмотрение научных определений, понятий, изучаемых в курсе информатики основной школы, использование информационных и коммуникационных технологий.

  • Принцип интеграции. Реализуется через взаимосвязь вопросов методики информатики с такими дисциплинами как информатика, математика, психология, педагогика, учебно-исследовательская деятельность студентов.

  • Принцип деятельностного подхода. Реализуется через включение всех субъектов образовательного процесса в практическую деятельность по планированию, организации, проведению, анализу учебных занятий.


Требования к уровню подготовки студентов по практике пробных уроков (выписка из ГОС СПО по специальности 050202"Информатика").

В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.

Планируемый результат по завершении практики пробных уроков представлен в следующей таблице.


Таблица 1

Требования к уровню образованности студента

по завершении практики пробных уроков с позиции компетентностного подхода

Компетенции

Конкретные функции

Признаки Ключевые компетенции.

К-1.Работа с профессионально-ориентированной информацией.1.Анализ, обработка, представление профессионально-ориентированной информации.1.1.Выбирать оптимальные поисковые системы, способы поиска информации.

1.2.Находить информацию с помощью различных источников:

  1. периодические издания;

  2. художественные тексты

  3. мультимедийные средства;

  4. теле-, радиовещания и т.п.;

  5. поисковые системы.

1.3. Оформлять полученные данные с использованием пакета MS Office.

1.4. Осуществлять аналитико-синтетическую обработку информации.

1.5. Оценивать возможности реализации программы по информатике

1.6. Проводить логико-дидактический анализ содержания (понятийный и логический).К-2 – Организация профессиональных коммуникаций.

1.Установление профессиональных взаимоотношений.1.1.Умение адекватно понимать поставленные вопросы.

1.2.Вести диалог, используя профессиональную терминологию.

1.3.Использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

1.4. Гибко перестраивать свою социальную и ролевую позицию (лидер, наставник, друг).

1.5. Определять профессиональные проблемы и анализировать причины их возникновения.2. Способность и готовность сотрудничать.2.1.Осуществлять выбор оптимальной модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации.

2.2.Обмениваться информацией, проявляя терпимость к другим мнениям и позициям.

2.3. Строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами.

2.4. Устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи.К-3 – Решение профессиональных проблемных ситуаций

1.Строить общение с подростками. 1.1.Использовать разнообразные приемы УД для обучения и развития учащихся.

1.2. Реализовывать основы педагогического общения, приемы поведения.К-5 – Осуществление социально-профессионального саморазвития


1. Осуществлять самооценку содержательно-технологической готовности.1.1.Анализировать процесс и результат собственной педагогической деятельности.

1.2.Анализировать процесс и результат деятельности коллег (учителей, студентов).

1.3. Учитывать возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества.2. Владеть навыками самоорганизации для реализации собственных положительных качеств. 2.1.Переносить освоенные способы учения в новые ситуации.

2.2. Генерировать альтернативные варианты решения проблем.Профессиональные

С – 2 – организация учебно – познавательной деятельности в области ИК технологий


1.Проектирование объекта педагогической деятельности. 1.1. Осуществлять выбор технологий изучения информатики с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, на основе деятельностного подхода.

1.2. Организовывать индивидуальную и самостоятельную работу учащихся в процессе изучения курса информатики.

1.3. Применять приемы обучения планированию технологии выполнения задания.2. Реализация целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами основной общеобразовательной школы по информатике.2.1.Проектировать системы заданий, обеспечивающих усвоение темы.

2.2. Разрабатывать занятия в различных формах (конспект, план, проект): определить ожидаемый результата занятия; продумать систему задач, обеспечивающих достижение задуманного результата.

2.3. Проводить структурирование учебного материала по уровню сложности.

2.4. Разрабатывать обучающие и контролирующие программы, электронные учебники и учебные мультимедийные демонстрации.

2.5. Формировать учебно-методический комплект: подобрать иллюстративный материал в соответствии с темой занятия; подобрать педагогические средства; подобрать форму контроля результативности занятия.

2.6. Реализовывать деятельностный подход в процессе изучения информатики через: создание проблемных ситуаций, обучение приемам учебной деятельности, организацию различных форм учебной деятельности.С - 1 – Специалист в области информационно – компьютерных технологий, владение ИК технологиями.1.Разработка методического сопровождения объекта педагогической деятельности.1.1.Пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.

1.2. Создавать Web-страницы.2. Реализация целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами основной общеобразовательной школы.2.1.Распределять права доступа между пользователями к ресурсам сети (файлы, папки, программы, принтеры).

2.2. Координировать деятельность пользователей для эффективного решения текущих задач.

2.3. Создавать, сохранять, удалять объекты.

2.4. Организовывать файловую структуру для хранения информации.

2.5. Защищать информацию от компьютерных вирусов

2.6. Включать в текст, списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы.

2.7. Создавать текст посредством квалифицированного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

2.8. Использовать способы создания цветового оформления изображения.

2.9. Создавать компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий.

2.10. Выполнять операции сканирования, тиражирования, печати, звукового и мультимедийного сопровождения.

П-2 – Организатор самообразовательной деятельности обучающихся

1. Ориентация и мотивирование субъектов к деятельности.1.1.Распределять время педагогического процесса.

1.2. Организовывать самоуправление, сотрудничество.

1.3. Обучать детей осуществлять коррекцию стиля поведения.

1.4. Применять приемы поощрения стремления школьника к саморазвитию в сфере творчества.

Принципы построения системы работы.

  • Принцип гуманистических приоритетов – учет реальных возможностей, потребностей, интересов студентов, вышедших на практику.

  • Личностно-деятельностный подход к организации и проведению практики.

При проведении практики используются элементы технологий: организация рефлексивного управления учебной деятельностью, технология формирование приемов учебной деятельности, личностно-ориентированные технологии обучения – обучение в сотрудничестве, технологии компьютерных телекоммуникаций.


Формы отчетности.

  1. Дневник по практике пробных уроков (занятий) с самоанализом.

  2. Анализ 7 учебных занятий информатики других студентов.

  3. Конспекты всех проведенных студентом уроков и занятий.

  4. Заполненные матрицы оценки пробных занятий по информатике.

  5. Отчет – анкета по практике пробных уроков.


Организация и проведение практики.

Практика проходит в три этапа.

Первый этап – организационный.

Основные задачи:

  • подготовка и проведение установочной конференции,

  • распределение студентов по классам и по подгруппам, закрепление за студентами методиста из числа преподавателей кафедры математика.

  • обеспечение студентов образцами различных видов анализа урока информатики, диагностическим инструментарием по выявлению уровня развития мыслительных операций, уровнем владения компьютером.

На установочной конференции студентам сообщаются цель, задачи практики; место и сроки прохождения, содержание, расписание уроков, требования к оформлению отчетной документации, сроки ее представления на проверку, критерии оценки деятельности на практике.

Обращается внимание студентов на следующие моменты:

  • в период практики каждому студенту необходимо подготовить, провести, проанализировать не менее 12 учебных занятий по информатике,

  • познакомиться с особенностями организации ОП по информатике в школе, классе;

  • изучить содержание работы учителя информатики;

  • проанализировать соблюдение правил техники безопасности и норм САНПиН при организации образовательного процесса по информатике и самим неукоснительно соблюдать и создавать условия для их соблюдения обучающимися;

  • изучить учебно-методический комплект, набор лицензионных программ по информатике в кабинете информатики;

  • учиться проводить анализ и самоанализ уроков информатики;

  • обязательно посещать и анализировать учебные занятия других студентов из подгруппы;

  • пополнять УМК по различным темам и разделам изучаемого материала (презентации, тесты, и т.п.).

Второй этап – рабочий.

Основные задачи:

организация деятельности студентов

  • по системному проектированию уроков информатики,

  • по созданию оптимальных условий для сохранения здоровья обучающихся, их самореализации;

  • по адекватному оцениванию проведенного урока и уроков студентов;


Содержание практики:

Основные виды деятельности студентов в период практики:

- посещение и анализ показательного урока;

- ознакомление с рабочей программой по информатике учителя, работающего в данном классе, с его методической темой, соотношение ее с темой своей курсовой работы;

- подбор диагностических методик и составление программы исследования; (для выполнения курсовых и дипломных работ)

- знакомство с темами уроков, которые предстоит провести студенту и проведение первой консультации (определение типа уроков, отбор содержания, характер работы за компьютером, домашнее задание);

- планирование урока, обдумывание логики урока. Для этого необходимо ответить на ряд последовательных вопросов:

  1. Какие понятия, правила, алгоритмы, теоретические факты рассматриваются на данном уроке? Какие практические умения работы за ПК должны использоваться учащимися?

  2. Что я сам о них знаю? Что умею?

  3. С какими из них учащиеся знакомятся впервые? С какими уже знакомы?

  4. Какая функция учебных заданий данного урока (обучающая, развивающая, контролирующая)?

  5. Какова дидактическая цель урока?

  6. Какая и как будет формироваться конкретная ключевая компетенция учеников?

  7. Какие задания можно исключить (из учебного пособия), какими дополнить, какие изменить?

  8. Как можно организовать продуктивную, развивающую деятельность учеников?

  9. Какие трудности могут возникнуть у школьников при выполнении каждого задания, какие ошибки могут допустить в процессе их выполнения; как Вы организуете их деятельность по предупреждению и исправлению ошибок?

После того, как студент выстроил логику урока, он приступает к разработке подробного конспекта учебного занятия. За две недели до проведения урока – предварительная заверка. За неделю до проведения урока конспект должен быть заверен учителем, методистом и оценен (в конспекте ставится подпись учителя, методиста). В противном случае студент не допускается до проведения учебного занятия.

Каждый проведенный урок анализируется студентом, учителем, методистом, студентами подгруппы. Отметка за проведенный урок складывается из отметки разработанного конспекта, отметки за проведенный урок и качество проведенного самоанализа.

Студент на практике проводит: методический и (или) психологический анализ; самоанализ уроков; систематически ведет дневник; делает записи для участия в анализе уроков других студентов подгруппы; старается активно участвовать в обсуждении результатов проведенных уроков.

Деятельность руководителя практики.

  1. Подготовка и проведение установочной конференции.

  2. Встреча с учителями базы практики.

  3. Проведение индивидуальных консультаций по подготовке и проведению уроков.

  4. Посещение, анализ, оценивание уроков студентов.

  5. Систематическая проверка дневников в период практики, материалов исследования.

  6. Систематическое заполнение табеля, журнала по практике пробных уроков.

  7. Написание отчета по практике (основные выводы, проблемы и пути их решения).

Третий этап – итоговый.

Основные задачи:

  • анализ готовности студентов к первому этапу ИГА,

  • выявление проблем и определение путей повышения качества профессиональной подготовки студентов на данном этапе профессиональной практики (с точки зрения методистов, учителе баз практики, студентов).

Анализ проводится в одной из форм: круглый стол, конференция, мастер-класс с предоставлением и защитой методической продукции. Оценка за практику выставляется по совокупности полученных отметок за проведенные уроки, представленные конспекты МУП, качество разработанных конспектов, участие в обсуждениях уроков, качества представленной документации и ее полноты.

Методы оценки результативности практики.

  • Наблюдение за студентами в процессе практики и анализ качества проведенного урока.

  • Анализ проведенных уроков.

  • Анализ представленной отчетной документации.

Критерии оценки деятельности студентов.

  • Полнота решения студентом задач данного вида практики,

  • Качество разработанных моделей учебного процесса,

  • Отметка за самоанализ проведенных уроков,

  • Итоговая отметка за проведенные уроки,

  • Качество, полнота, логичность, глубина представленных материалов – отчетной документации,

  • Своевременность сдачи отчетной документации.

Содержание практики


НеделиСодержание4 семестр, 13 недель1 неделяУстановочная конференция.

Особенности данного вида практики. Сообщение о базах практики, сроках прохождения, информация о содержании практики, расписании уроков. Требования к оформлению отчетной документации, сроках ее представления на проверку. Представление информации о критериях оценки деятельности студента на практике.2 неделяПрактикум. Правила техники безопасности в кабинете информатики, соблюдение норм САНПиН при организации ОП по информатике.

Показательное занятие на базах практики.

Участие в групповом анализе показательного урока.

Оформление конспекта урока в дневнике, его анализ.Знакомство с особенностями организации ОП по информатике на базе практики.

Консультации с учителем: получение тем занятий, изучение особенностей классов, в которых будут проходить уроки.


организацииииииии


организации ОП по информатике

Составление совместного плана деятельности в.. .классе и распределение обязанностей в микрогруппе.3 неделяКонсультации по подготовке урока с учителем и методистом.

Оформление конспекта урока и подготовка всех технических средств для его проведения.4 - 5 неделяПроведение урока по информатике.

Методическая тема: Учет возрастных особенностей обучающихся при организации урока информатики.Структурный анализ проведенного урока, самоанализ согласно методической темы.

Заполнение матрицы оценки пробных уроков по информатике.

6 -7 неделя


Проведение урока по информатике.

Методическая тема: Здоровьесберегающий аспект организации образовательного процесса на уроках информатики.

Проведение структурного анализа урока.

Самоанализ проведенного урока, самооценка.

Заполнение матрицы оценки пробных уроков по информатике.


8 – 9 неделяПроведение урока по информатике.

Методическая тема: Организация процесса обучения информатике с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Самоанализ проведенного урока, самооценка, основные выводы и пути их решения.

Заполнение матрицы оценки пробных уроков по информатике.


10--11 неделяПроведение урока по информатике.

Методическая тема: Способы стимулирование деятельности учащихся на уроке. Проведение методического анализа урока.

Самоанализ проведенного урока, самооценка, основные выводы и пути их решения. Проверка ведения документации.

12 – 13 неделяПроведение урока по информатике.

Методическая тема: Методические приёмы развития познавательной активности учащегося на учебном занятии.

Проведение методического анализа урока. Заполнение матрицы оценки пробных уроков по информатике.

Итоги практики пробных уроков, анализ с позиции развития профессиональных компетенций. Указать формы подведения итогов практики.


5 семестр, 14 недель.1 неделя


Показательный урок на базе практики. Консультации учителя и методиста по проведению практики пробных уроков в пятом семестре. Анализ проведенного учителем урока2-4 неделяОрганизация и проведение уроков по плану.

Методическая тема: Способы оценки индивидуальных достижений обучающихся на учебном занятии.

Анализ и самоанализ уроков. Используется анализ урока с позиции общего способа руководства деятельности учителя при планировании уроков.

Заполнение матрицы оценки пробных уроков по информатике.

5-8 неделяОрганизация и проведение уроков по плану.

Методическая тема: Создание на уроках проблемно-развивающих ситуаций.

Используется схема комплексного анализа и самоанализа проблемно-развивающего урока

Заполнение матрицы оценки пробных уроков по информатике.9 -11 неделяОрганизация и проведение уроков по плану.

Методическая тема: Эффективность использования элементов современных педагогических технологий.

Заполнение матрицы оценки пробных уроков по информатике.

12неделяПодготовка отчетной документации – дневника, конспектов пробных уроков, табеля, матрицы оценки пробных уроков по информатике.

13 неделяСамоанализ практики пробных уроков. Подготовка методической продукции для выставки. 14 неделяПодведение итогов практики в форме методического семинара «Профессиональная готовность студента к выполнению программы преддипломной практики».

Матрица оценки пробного учебного занятия по информатике

Ф.И.О. студента__________________________ группа______ 20__год

Полное название ОУ____________________________________класс(ы)_____________________

Ф.И.О.учителя(ей)____________________________________________________




п|пКомпетенцииКритерии оцениванияОценка педагогической

деятельности

(самооценка, педагога)СОСОСОСОСОСО1К.К.Находить профессионально-ориентированную информацию с помощью различных источников и осуществлять ее передачу.Строить, анализировать свою речь в соответствии с языковыми, профессиональными, этическими нормами.Решать стихийно возникшие педагогические ситуации. Вести педагогический диалог с использованием приёмов:

- создание ситуации успеха,

- активного слушания,

- эмпатийного слушания,

- выражения безусловного принятия ребёнка, др.Представлять результаты своей деятельности, осуществляя рефлексию своей педагогической деятельности.2П.П.Реализовывать программу обучения и развития школьников с учетом индивидуальных особенностей.Отбирать виды деятельности, формы, методы и средства педагогического процесса, адекватные поставленным задачам урока информатики.Разрабатывать комплекс задач для каждого этапа педагогического процесса.Распределять время педагогического процесса.3С.К.Осуществлять выбор технологий изучения информатики с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, на основе деятельностного подхода, а также технические и программные средства обучения.Проектировать системы заданий, обеспечивающих усвоение темы.Разрабатывать занятия в различных формах (конспект, план, проект): определить ожидаемый результата занятия; продумать систему задач, обеспечивающих достижение задуманного результата.Проводить структурирование учебного материала по уровню сложности.Разрабатывать учебно-методическую продукцию по организации самостоятельной работы учащихся (пособия, указания).Организовывать индивидуальную и самостоятельную работу учащихся в процессе изучения курса информатики.Реализовывать деятельностный подход в процессе изучения информатики через: создание проблемных ситуаций, обучение приемам учебной деятельности, организацию различных форм учебной деятельности.Создавать компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий; использовать возможности ПК для промежуточного, итогового контроля.Дата


Итого баллов


Подписи студента, методиста


Проявление признаков:

3 – качество проявляется на оптимальном уровне,

2 – качество проявляется на достаточном уровне,

1 – качество проявляется недостаточно,

0 – качество отсутствует.


48 – 43 баллов – отлично,

42 – 36 баллов – хорошо,

35 – 29 баллов - удовлетворительно,

менее 28 баллов – неудовлетворительно.


Приложение

Схема комплексного анализа (самоанализа) проблемно – развивающего урока



  1. Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя).

  2. Внутренняя психологическая готовность учащихся к уроку.

  3. Организационные действия учителя (при необходимости).

  4. Планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.

  5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.

  6. Какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение).

  7. Применение проблемных методов в учении школьников.

  8. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.

  9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.

  10. Учет учителем уровня актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

  11. Подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения.

  12. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

  13. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.

  14. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним.

  15. Соответствие подбора наглядных пособий требованиям проблемного обучения.

  16. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.

  17. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.

  18. Умение учащихся осуществлять логические операции.

  19. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (назвать факты, доказывающие это).

  20. Затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены.

  21. Соблюдение требований проблемно – развивающего обучения к домашней работе учащихся. Какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление).

  22. Учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий.

  23. Что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления.

  24. Общая результативность урока.



Приложение

Примерная схема полного анализа урока (Ерофеева Н.Ю.)

I. Анализ цели урока.

  1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) программных требований;

б) содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений учащихся;

г) места урока в системе уроков по данной теме;

д) подготовленности класса;

е) возможности самого учителя;

ж) прогнозов на конечный результат обучения.

  1. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

  2. Степень достижения поставленной цели.


2. Анализ структуры и организации урока.

  1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

  2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

  3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.

  4. Рациональность использования оборудования кабинета.

  5. Научная организация труда учителя и учащихся.

  6. Организация начала и конца урока.

  7. Оптимальный темп ведения урока.

  8. Наличие плана и степень его выполнения.


3. Анализ содержания урока.

1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

  1. Логичность изложения.

  2. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения ма­териала учителем уровню понимания содержания учениками).

  3. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изло­жения материала учителем уровню сложности изложения в учеб­нике).

  4. Выделение ведущих идей по данной теме.

  5. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направлен­ность материала.

  6. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

  7. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами са­мого материала урока.


4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

  1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с уче­том:

а) темы урока;

б) цели урока;

в) возможностей класса;

г) возможностей самого учителя;

д) учебно-материальной базы.

  1. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.




  1. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли дан­ные понятия для учащихся действительно новыми).

  2. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообраз­ными точками зрения по теме урока).

  3. Качественное освоение нового материала (как определяется учите­лем качество освоения).

  4. Использование средств обучения.

  5. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (харак­тер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к за­даниям, инструктаж и пр.).

  6. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональ­ность изложения, точность использования специальной термино­логии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.


5. Анализ работы учащихся на уроке.

  1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах уро­ка.

  2. Интерес к теме или к уроку.

  3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

  4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).

  5. Наличие навыков самоконтроля.

  6. Качество знаний, умений учащихся (глубина, осознанность знаний,
    умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

  7. Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность

суждений.

8. Культура межличностных отношений. Реакция на оценку учителя.


6. Анализ домашнего задания.

  1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

  2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осоз­нание этих целей учащимися. 3.Объем домашнего задания (чем определяется).

  3. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закреп­ляющий, развивающий, дифференцированный).

  4. Посильность домашнего задания для всех учащихся.

  5. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

  6. Методика задания на дом, инструктаж.

  7. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель пе­ред собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее зада­ние?».


7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

  1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы ме­лом, для закрепления наглядности).

  2. Соответствие мебели возрасту учащихся.

  3. Уровень освещенности, чистота помещения.

  4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенно­стей здоровья.

  5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

  6. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга).




  1. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

  2. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соот­ветствующих уроках.


8. Психологический анализ урока.

  1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в хо­де его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).

  2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

  3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урок способствовала развитию всех видов памяти (механической, смысловой, произвольной, непроизвольной, др.).

  4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизации систематизация, абстрагирование; создание условий для развития творческого мышления.

  5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала;

  6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

  7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения.

  8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника детского коллектива в целом.

  9. Знание учителем возрастной психологии, психологический контакт с классом; педагогический такт учителя.


СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ИНФОРМАТИКИ

При анализе урока следует учитывать следующие требования:

- целенаправленность урока;

- содержательность урока;

- активность учащихся на уроке;

- мотивационная обеспеченность урока;

- соответствие речевого и неречевого поведения учителя целям, содержанию и условиям обучения;

- результативность урока.


1. Целенаправленность урока.

  • Какие практические задачи решались на уроке?

  • Как осуществлялось знакомство учащихся с задачами урока?

  • Каким образом обеспечивалось поступательное развитие деятельности учащихся на уроке, ее кульминация?

  • Как прошло завершение урока?

  • Каков итог урока с точки зрения выполнения задач и как их решение способствовало расширению воспитательного, образовательного и развивающего потенциала предмета «Математика».

2. Содержательность урока.

  • Достаточно ли содержателен был материал текстов и упражнений, соответствовал ли он возрастным интересам учащихся, какова его воспитательная и образовательная ценность?

  • Соответствовали ли приемы, используемые на уроке, задачам урока и психологическим особенностям учащихся?

  • В какой мере соблюдалось соответствие между тренировочными и творческими упражнениями?

3. Активность учащихся на уроке.

  • В каком соотношении была активность учителя и учащихся? Не нарушалось ли оно?

  • Как стимулировалась внутренняя мыслительная активность учащихся и как она была организована?

  • Каким образом стимулировалась внешняя (речевая) активность учащихся на уроке?

  • Какие организационные формы работы использовались на уроке?

  • Все ли возможности были использованы для стимулирования речемыслительной активности учащихся (обеспечение опорами, алгоритмами, схемами и пр.)

4. Мотивационная обеспеченность урока.

  • Каким образом учитель обеспечивал учащимся возможность ощущать успешность учения? Создавались ли на уроке условия для интеллектуальной напряженности и одновременно обеспечивал ли учитель учащихся средствами ее снятия? Как использовалась оценка деятельности учащихся на уроке, включая взаимо- и самооценку, для показа успешности выполнения задания?

  • Достаточно ли было личностно ориентировано содержание материала на уроке?

  • В какой мере используемые приемы затрагивали интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников?

  • Каким образом окончание урока показало учащимся достигнутое на уроке и мотивировало их на дальнейшую работу?

5. Речевое и неречевое поведение учителя.

  • Соответствовала ли речь учителя этическим нормам?

  • Как учитель создавал и поддерживал атмосферу общения и стимулировал исследовательский поиск учащихся?

  • Как можно квалифицировать поведение учителя: как авторитарное или демократическое? В чем конкретно проявлялась каждая из этих форм на уроке?

  • Как поведение учителя в целом стимулировало достижение практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей в обучении учащихся математике?

6. Результативность урока.

  • Чему научились школьники?

  • Какие знания они получили?

  • Какие навыки формировались, развивались и совершенствовались?

  • Какие умения развивались?


ЛИТЕРАТУРА



  1. Босова П., Босова А. Уроки информатики в 5-6 классах// М.: 2006.

  2. Газета «Информатика», приложение к газете «Первое сентября», 2004-2005.

  3. Журнал «Информатика в школе» 2004-2005.

  4. Журнал «Информатика и образование» 2007-2008.

  5. Конаржевский Ю. А. Анализ урока // М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

  6. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики//М.: Академия, 2001.

  7. Семакин М.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе // М.: ЛПЗ, 2000.




Похожие:

Уроков Для специальности 050202 «Информатика» iconУчебно-методический комплекс дпп ф. 14 Программирование подготовки специалиста по специальности 050202 «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Уроков Для специальности 050202 «Информатика» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080801 «Прикладная информатика (в экономике)»
Учебно-методический комплекс «Сетевая экономика» составлен в соответствии с требованиями программы дисциплины с учетом требований...
Уроков Для специальности 050202 «Информатика» iconПояснительная записка Кабинет Информатики элемент учебно-материальной базы необходимой для качественного проведения уроков по программе предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Кабинет Информатики – элемент учебно-материальной базы необходимой для качественного проведения уроков по программе предмета «Информатика...
Уроков Для специальности 050202 «Информатика» iconУчебное пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения специальности 351400 «Прикладная информатика ( в сфере сервиса )»
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения специальности 351400 «Прикладная информатика ( в сфере...
Уроков Для специальности 050202 «Информатика» iconУчебники: «Информатика и икт» для 8 класса, автор: Н. Д. Угринович «Информатика и икт»
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и икт» в основной и старшей школе», 8-11 классы
Уроков Для специальности 050202 «Информатика» iconПояснительная записка Кабинет Информатики элемент учебно-материальной базы необходимой для качественного проведения уроков по программе предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16
Уроков Для специальности 050202 «Информатика» iconBo просы вступительного экзамена в аспиратуру по специальности
Формы организации педагогического процесса. Общая -характеристика классно-урочной системы. Типология и структура уроков
Уроков Для специальности 050202 «Информатика» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык как инструмент научной работы» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная...
Уроков Для специальности 050202 «Информатика» iconУчебное пособие для двух уроков по математике
Несколько уроков мы изучаем обыкновенные дроби. Уже рассмотрели сложение и вычитание дробей. Научились обыкновенные дроби записывать...
Уроков Для специальности 050202 «Информатика» iconМетодические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «информатика и системология»
«Информатика и системология» (для студентов 1 курса дневной формы обучения направления 040106 «Экология, охрана окружающей среды...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница