Урок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние




НазваниеУрок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние
страница1/3
Дата30.08.2012
Размер0.62 Mb.
ТипУрок
  1   2   3


ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ

(для учащихся 4-6 классов)

Тема: БИОЛОГИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ РОССИИ – НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ


МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Ведущим условием выхода человечества из экологического кризиса и выживания на Земле является сохранение биологического и культурного разнообразия на планете. Оно создавалось тысячелетиями, обеспечивая эволюцию жизни на Земле и прогрессивное развитие человечества. Культурное и биологическое разнообразие сопряжены друг с другом. Понимание этого родилось только в последней четверти ХХ века и нашло отражение в ряде международных соглашений.


ИЗ КОНВЕНЦИИ ООН ОБ ОХРАНЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ (1972)

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, констатируя, что культурному и природному наследию все более угрожает разрушение,

принимая во внимание, что повреждение или исчезновение любых объектов культурного или природного наследия представляет собой пагубное обеднение достояния всех народов мира,

считая, что существующие международные конвенции, рекомендации и резолюции в пользу культурных и природных ценностей свидетельствуют о той важности, которую представляет для всех народов сохранение уникальных и незаменимых ценностей, независимо от того, какому народу они принадлежат,

принимая во внимание, что в связи с масштабом и серьезностью новых опасностей, которые им угрожают, все международное сообщество должно участвовать в охране природного и культурного наследия

принимает настоящую Конвенцию.

Каждое государство признает, что обязательство обеспечивать сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям своего культурного и природного наследия возлагается на него самого.


ИЗ КОНВЕНЦИИ ЮНЕСКО ОБ ОХРАНЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (2003)


ЮНЕСКО, приняло настоящую Конвенцию, принимая во внимание важное значение нематериального культурного наследия для обеспечения культурного разнообразия и гарантии устойчивого развития, учитывая тесную взаимозависимость между нематериальным культурным наследием и природным наследием, считая, что действующие международные соглашения о культурном и природном наследии необходимо обогатить и дополнить новыми положениями, учитывая необходимость более глубокого осознания, особенно среди молодых поколений, важности нематериального культурного наследия и его охраны, принимая во внимание неоценимую роль нематериального культурного наследия для сближения и взаимопонимания между людьми.


ИЗ ХАРТИИ ЗЕМЛИ (2000)


Идея Хартии Земли появилась в 1987 году, когда Международная комиссия по окружающей среде и развитию ООН призвала создать новую хартию, которая сформулировала бы фундаментальные принципы устойчивого развития. Текст был создан в процессе шестилетнего всемирного обсуждения (1994—2000 гг.). Заключительный вариант текста Хартии Земли был принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в марте 2000 г.

Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким. Нам пора осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира.

Вот некоторые принципы Хартии:

  1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.

  2. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.

  3. Осознавать, что мир — это одно целое, которое держится на уважении к себе, другим людям, другим культурам, другой жизни, Земле и ко всему огромному единству, частью которого мы являемся.

  4. Нам выбирать – всеобщее партнерство для поддержки друг друга и обеспечения жизни на планете или угроза исчезнуть вместе со всем многообразием жизни.

  5. Обеспечивать взаимопонимание и сотрудничество между всеми нациями и людьми. Не допускать насильственное разрешение конфликтов, мирно решать экологические проблемы и другие спорные вопросы.


ИЗ ПРОЕКТА ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОФОНДА «СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ» (1998-2002)

Сохранение биоразнообразия невозможно без формирования у людей природосберегающего мировоззрения. Эта работа должна вестись с учётом особенностей разных социальных групп, их отношения к природе. Малочисленные коренные народы и старожильческое население являются носителями природосберегающих традиций, как в области технологий природопользования, так и в морально-этической сфере. Здесь задачей является сохранение и распространение их традиционной природосберегающей этики. Если уникальное и конкретное понимание различных культур человечества будет утрачено или просто сведено к наименьшему общему знаменателю, то мы утратим нечто драгоценное и очень важное для нашего коллективного выживания. Мировые культуры должны быть сохранены во всём их разнообразии – ради их собственного процветания и нашего общего блага.

ИЗ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (Российская академия образования, 2010)


Необходимо формировать экологическую ответственность, приверженность общенациональным ценностям; готовность к соблюдению законности, социальной толерантности, негативного отношения к любым формам неравенства - экономического, этнического, расового, образовательного – как предпосылок неустойчивого развития.

С понятием биологического разнообразия учащиеся знакомятся в учебных предметах «Окружающий мир», «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «Физическая география».

Биологическое разнообразие – основа устойчивости биосферы, обеспечения целостности круговорота веществ. Биологическое разнообразие – это богатство и многообразие жизни на Земле, источник развития экономики, здоровья населения, процветания искусства, благополучия каждой семьи и отдельного человека. Подобно тому, как природа создаёт разнообразие видов, приспособленных к различным географическим и климатическим условиям, так и приспособление человека к разнообразным условиям проживания находит выражение в культурном разнообразии человечества. И подобно природным экологическим системам, культурные системы устойчивы лишь при максимальном разнообразии своих элементов.

Культурное разнообразие – источник уникальной экологической информации о способах нерасточительного природопользования, поддержания пригодной для жизни среды обитания, выживания в самых разнообразных условиях. Экологическая культура разных эпох и народов – бесценное сокровище, особенно в условиях экологических кризисов. Вначале третьего тысячелетия поиск утраченной гармонии между человеком и природой становится важнейшим поиском современности. Наука всё чаще признаёт ценность экологических знаний коренных народов и традиционных методов средосберегающего природопользования, которые веками формировались в местных культурах.

Плодотворное соединение традиционных знаний и ценностей с достижениями современной науки по сохранению биологического и культурного разнообразия – условие устойчивого развития современной цивилизации.

Для решения глобальных экологических проблем ценность представляют три аспекта традиционных культур.

Во-первых, это традиционные стратегии неразрушающего природопользования, гармоничного вписывания хозяйственной деятельности в окружающую среду. Эти«экологические аксиомы»достались нам из глубины веков. С помощью науки и новых технологий они адаптируются к современным условиям и составляют основу «зеленой экономики», безотходных технологий, энергосбережения.

Во-вторых, народный фольклор – обязательная составная часть экологического просвещения и воспитания. Оно опирается на мифологические образы, сказания, легенды и эффективно дополняет методы научного убеждения. Для сравнения:

с точки зрения науки «Нельзя, просто ради удовольствия, рвать цветы в степи, потому, что ее флора трудно восстанавливается» - с точки зрения мифологии «Не рви цветы в степи, это – глаза твоих предков, которыми они смотрят в небо»; научный вывод о том, что «Нельзя переделывать природу в угоду своим прихотям» -и образ «Великого Духа Жизни Природы, покой которого нельзя нарушать, иначе он покинет тебя»; научные доказательства того, что «Человек – не царь Земли, а лишь часть ее глобальной экологической системы» - и неслучайность верования наших предков в то, что «Даже в своем доме человек – не абсолютный хозяин (в доме – домовой, в лесу – леший, священные животные, растения, родники)» и т.д.

В-третьих, сохранение территорий традиционного природопользования коренных народов, их уклада жизни –условие сбережения участков природного и культурного мирового наследия. Ведь на территории проживания коренных народов приходится 85% особо охраняемых природных территорий мира – мало измененных экосистем, которые являются основным источником кислорода для всей планеты. Кроме того, культура коренных народов – источник информации для пришлого населения о способах адаптации и выживания на конкретных территориях.

Но сегодня биологическому и культурному разнообразию на планете грозит оскудение. Сокращение биоразнообразия происходит из-за:

- хищнической вырубки лесов без обеспечения его восстановления;

- загрязнения окружающей среды, в которой уже не могут выжить многие биологические виды (отравление воды, почвы);

- уничтожения естественных мест обитания растений и животных (из-за лесных пожаров; вытаптывания земель; осушения болот; распахивания степей);

- сокращения площадей естественных экосистем (из-за нерационального строительства городов, прокладки дорог, трубопроводов, обмеления водоемов) до размеров, когда некоторые биологические виды перестают размножаться;

- перепромысел хозяйственно ценных видов (пушнина, мясо, рыба, жир);

- конкуренции с завезенными биологическими видами, скрещивания с генетически измененными формами и другие.

Из-за нерациональной хозяйственной деятельности, не учитывающей традиции гармоничного, сбалансированного сосуществования с природой, скорость вымирания различных видов животных и растений сегодня в сотни раз превышает «естественный», эволюционный процесс. По данным Международного союза охраны природы, ежегодно погибает один вид только позвоночных животных. Опасность исчезновения грозит более чем 600 видам птиц и около 120 видов млекопитающих, многим видам рыб, земноводных, пресмыкающихся. И это катастрофично, ведь в природе не существует «ненужных» биологических видов. Потеря любого биологического вида расшатывает экологическое равновесие, приближает природные катаклизмы. Американский эколог Ольдо Леопольд по этому поводу писал: «Самый большой невежда – тот человек, который спрашивает про растение или животное: а какой от него прок? Если механизм Земли хорош в целом, значит, хороша и каждая его часть, независимо от того, понимаем мы ее назначение или нет. Кто будет выбрасывать части механизма из машины, которые кажутся бесполезными? Сохранить каждый винтик, каждое колесико – вот первое правило тех, кто пробует разобраться в неведомой машине».

Культурному разнообразию тоже грозит оскудение – там, где люди не помнят своей истории, забывают своих предков, стыдятся своего языка, народных песен и танцев, бездумно преклоняются перед иной культурой и не чтят своей.

Потери от бесследного исчезновения биологических видов и целых пластов культуры невосполнимы. Не случайно, мир бьет тревогу: приняты Конвенция ООН об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенция ООН о биологическом разнообразии, Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Уже второй раз подряд ООН объявляет о Втором десятилетии коренных народов мира. Принята Хартия Земли – договоренность людей планеты о совместных действиях по сохранению культурного и природного наследия.

В нашей стране проблема сохранения биологического и культурного достояния России тоже стоит остро. Особенность культурного богатства России –в его многонациональности, которая представлена многообразием конкретных традиционных культур.

Поэтому одной из стратегических задач отечественного экологического образования для устойчивого развития является осознание молодыми людьми прямой зависимости сохранения биологического и культурного разнообразия России от их собственной культуры, личностных ценностей, качеств и умений. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (методологической основы ФГОС), современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Проблема сохранения биологического и культурного разнообразия – общая, и решать ее надо сообща. Но этому мешает наша культурная, религиозная, социальная разобщенность, нежелание учиться понимать друг друга, общаться, договариваться о совместных усилиях для решения общих экологических проблем. Общество, граждане в котором не могут договориться о согласованных действиях по экономному использованию общих природных ресурсов, обречено. Его неизбежный результат– варварское исчерпание природных богатств, оскудение биологического разнообразия, потеря устойчивости природных комплексов, их деградация, увеличение количества природных катастроф, проблемы в экономике страны.


ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УРОКА

Россия обладает уникальным разнообразием неживой и живой природы, видов растений и животных, их сообществ. Исторически сложилось так, что это – основа богатства нашей страны, ее развития и процветания.

Однако, как и везде на планете, биологическому разнообразию России грозит сокращение. Главная причина этому в том, что люди стали ценить свое материальное благополучие выше, чем сохранение природы как источника этого благополучия. Наука, доказывающая необходимость бережного отношения к природным ресурсам, современные «зеленые» технологии, позволяющие природе восстанавливать взятые у нее ресурсы, не помогут выйти из экологического кризиса, если каждый из нас, и мы все вместе не пересмотрим свои ценности.

Сама Природа, все более скудеющая и больная, взывает нас вспомнить уроки прошлого, богатую культуру многонациональной России, в которой накоплен бесценный опыт уважения и гармоничного сосуществования с природой.

Мы – представители разных народов России, должны осознать, что бережное отношение к своей культуре, ее «экологической мудрости» поможет нам всем вместе сохранить и приумножить совокупный культурный опыт страны, а значит, и сохранить ее природное достояние.

Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит – и каждой семьи, каждого из нас.

О чем важно научиться договариваться?

- О необходимости сохранения биологического разнообразия – условия здоровья природы и здоровья человека, благополучия всего общества.

- О важности сохранения и возрождения лучшего опыта экологической культуры народов России.

- О направлениях наших совместных действий для этого.

Идея консолидации для решения экологических проблем актуальна не только для нашей страны. Люди всех стран и народов выступили с почином объединить усилия по сохранению жизни на Земле и создали ХАРТИЮ ЗЕМЛИ.

Хартия – это публичный документ, декларация, заявление, результат общей договоренности о целях и принципах совместных действий.

Результатом урока будет составленный классом документ «НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ».

Ее примерный вариант:

Мы, учащиеся … , понимая, что

- биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние России, охранять его – дело совести каждого из нас;

- важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;

- для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру нашей многонациональной Родины;

- важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не допускать неуважительное отношение к ним;

- людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы сохранить природное и культурное наследие страны,

решили договориться:

- проявлять искренний интерес к экологической мудрости своей культуры и культур нашей многонациональной страны, изучая их мифы, сказки, легенды, потому что …;

- рассказывать друг другу и окружающим нас людям об экологической культуре коренных народов нашей местности, потому что …;

- бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д.), священным животным и растениям, потому что …;

- мирно решать между собой спорные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская оскорбительные выпады по отношению к представителям других национальностей, потому что …

- изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков, научно объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего «экологического следа» в природе, потому что …;

- стараться давать старым вещам вторую жизнь (…), потому что …

- не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что …

- не поджигать мусор, потому что …

- экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и обесточивая их, потому что …

- в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что …

- не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что …

- экономить бумагу, потому что…

- закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что ...

… (дети дополняют своими предложениями).

Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение богатств страны ради нашего общего будущего.

  1   2   3

Похожие:

Урок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние iconУрок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема «биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние»
Оно создавалось тысячелетиями, обеспечивая эволюцию жизни на Земле и прогрессивное развитие человечества. Культурное и биологическое...
Урок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние icon«Национальное достояние России 2008» Секция: краеведение историческое
Исследование взаимоотношений православного и мусульманского населения на территории
Урок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 1-4 классов
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2007 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Урок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 5-9 классов
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Урок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние iconФедеральное медико-биологическое агентство (фмба россии)
Фгуз цмсч №28 фмба россии объявляет о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку товаров для клинико-диагностической...
Урок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние iconПетрова зоя викторовна
...
Урок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние iconУрок по окружающему миру
Цели: закрепить знания детей о стадиях развития животных, расширять знания учащихся об экологии, воспитывать бережное отношение к...
Урок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние iconМетодические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...
Урок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние iconУрок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной для 2-го класса (внеклассное мероприятие) Тема : «Азбука безопасности на дороге»
Учитель: Волкова Ирина Александровна, учитель начальных классов моу «сош №15» г. Ачинска
Урок экологии (для учащихся 4-6 классов) Тема: биологическое и культурное разнообразие россии наше национальное достояние iconРекомендации по организации и проведению тестирования учащихся 4 классов по математике, русскому языку и окружающему миру за курс начальной школы Содержание
Приложение Протокол проведения экспериментальной работы для учащихся 4 классов (2012 год)
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница