Вопрос №1 приложения к письму арб




Скачать 121.32 Kb.
НазваниеВопрос №1 приложения к письму арб
Дата26.08.2012
Размер121.32 Kb.
ТипДокументы
Вопрос № 1 приложения к письму АРБ.


По вопросу о порядке применения Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение Банка России № 262-П) в части необходимости получения согласия физических лиц на включение сведений о них в анкету клиента (вопрос применения Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных»).


В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» согласие субъекта персональных данных на их сбор и обработку не требуется, в том числе, в случаях, когда обработка персональных данных осуществляется:

- на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

- в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.

Требования по проведению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитными организациями), идентификации клиентов и выгодоприобретателей установлены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее -Федеральный закон № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны идентифицировать лицо, находящееся у

них на обслуживании, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 указанной статьи, и установить в отношении физических лиц следующие сведения: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При этом согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ требования к идентификации клиентов и выгодоприобретателей для кредитных организаций определяются в соответствии с порядком, установленным Банком России. Указанный порядок установлен Положением Банка России № 262-П.

Таким образом, сбор и обработка кредитными организациями сведений о лицах, находящихся на их обслуживании, в целях идентификации последних, осуществляемые в соответствии с Положением № 262-П, не противоречит нормам Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных».

Учитывая изложенное, согласие физических лиц, входящих в состав исполнительных органов клиента - юридического лица, на сбор и обработку их персональных данных в целях выполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ не требуется.


Вопрос № 5А приложения к письму АРБ.


Подлежит ли обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ залог инвестиционных прав. Предмет инвестиций в виде прав на жилые/нежилые помещения?


В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей либо ее эквивалент в иностранной валюте.

При этом Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит определения понятия «сделка с недвижимым имуществом».

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними (статья 154 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Таким образом, к сделкам с недвижимым имуществом в контексте Федерального закона № 115-ФЗ следует относить договоры и односторонние сделки, предметом которых являются недвижимые вещи (недвижимое имущество, недвижимость), указанные в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иное имущество, отнесенное законом к недвижимым вещам.

Учитывая нечеткость сформулированного вопроса, в частности, что именно подразумевается под «инвестиционными правами», дополнительно сообщаем, что позиция Департамента по вопросу контроля сделок по передаче в залог права (требования) по договору участия в долевом строительстве изложена в пункте 3 Информационного письма Департамента от 26.03.2007 № 11, в соответствии с которым передача в залог права (требования) по договору участия в долевом строительстве не является сделкой с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ.


Вопрос № 5Б приложения к письму АРБ.


Должен ли банк требовать у иностранного гражданина при проведении упрощенной идентификации миграционную карту, а также документ, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации?


Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитные организации), обязаны идентифицировать лицо, находящееся у них на обслуживании, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Порядок идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма закреплен в Положении Банка России № 262-П.

В соответствии с главой 3 Положения Банка России № 262-П при совершении клиентами переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, а также банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, предусмотренных Инструкцией Банка России от 28.04.2004 № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц», если указанные операции не подлежат обязательному контролю в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ, кредитными организациями может осуществляться упрощенная идентификация таких клиентов.

Упрощенная идентификация физического лица предполагает установление фамилии, имени и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность клиента.

Учитывая изложенное, требовать у иностранного гражданина при проведении упрощенной идентификации миграционную карту, а также документ, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не требуется.

При этом следует иметь ввиду, что согласно пункту 1.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Кроме того, статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (вступает в силу с 07.12.2009) Федеральный закон №115-ФЗ дополнен статьей 7.2, регламентирующей права и обязанности кредитных организаций при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств. Указанная статья содержит перечень информации о плательщике, которой кредитная организация должна располагать при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств по поручению клиентов.


Вопрос № 5В приложения к письму АРБ.


Сколько сообщений следует направить банку в уполномоченный орган о сделке скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий своего клиента в случае, если договором не установлена конкретная цена сделки, а отдельные платежи по договору превышают 600 000 рублей?


В соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ сделка с движимым имуществом по скупке, купле -продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Исходя из буквального прочтения указанной нормы Федерального закона №115-ФЗ, кредитная организация обязана контролировать и направлять в уполномоченный орган сведения о совершаемых на вышеуказанную сумму сделках купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а не о расчетах и передаче движимого имущества в рамках данных сделок.

В случае, если кредитная организация располагает договором скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий своего клиента, в котором не установлена конкретная цена сделки, а согласован лишь способ ее определения, сроки и порядок осуществления расчетов за поставленный в рамках договора драгоценных металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий (то есть кредитная организация располагает всей имеющейся информацией о сделке), обязанность по направлению соответствующих сведений в уполномоченный орган в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, возникает у кредитной организации, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.

В случае, если кредитная организация при проведении расчетной операции своего клиента по сделке скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий не располагает всей необходимой информацией, на основании которой она может сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция при реализации правил внутреннего «противолегализационного» контроля не отнесена к операции, в отношении которой возникает подозрение, что она связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению соответствующих сведений в уполномоченный орган у кредитной организации не возникает.

При этом ни Федеральный закон № 115-ФЗ, ни Положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным

путем, и финансированию терроризма» не содержат требования о повторном направлении сообщения по сделке, подлежащей обязательному контролю, если информация о ней направлялась в уполномоченный орган ранее.

Учитывая изложенное, в случае, если сообщение о сделке скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий уже направлялось кредитной организацией в уполномоченный орган, то обязанности по повторному информированию уполномоченного органа об этой сделке у кредитной организации не возникает.


Вопрос №10 приложения к письму АРБ.


О применении Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция № 117-И) в части осуществления расчетов и переводов со счета резидента в валюте Российской Федерации с использованием корпоративной карты.


В соответствии с положениями Инструкции № 117-И в случае осуществления между резидентом и нерезидентом по внешнеторговому контракту валютных операций, связанных с оплатой услуг резидента путем перечисления нерезидентом на его счет суммы комиссионного вознаграждения, превышающей в эквиваленте 5 тыс. долларов США, в отношении такого внешнеторгового контракта требуется оформление паспорта сделки, отражение уполномоченными банками информации о проведенных валютных операциях резидента в базе данных по валютным операциям, а также представление резидентами документов и информации, предусмотренных Инструкцией № 117-И.

Что касается осуществления резидентами расчетов по внешнеторговым контрактам с нерезидентами, предусматривающим оказание иных услуг, с использованием банковский карт, то следует отметить, что порядок осуществления непосредственно операций с использованием банковских карт установлен Положением Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».

Валютное законодательство Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не содержат каких-либо ограничений в отношении осуществления валютных операций с использованием банковских карт. Резидент вправе осуществлять расчеты с нерезидентом по внешнеторговому контракту, связанному с оплатой услуг, с использованием корпоративной банковской карты, выданной уполномоченным банком.

В случае совершения резидентами указанных расчетов на сумму, превышающую в эквиваленте 5 тыс. долларов США, требуется оформление паспорта сделки, отражение информации об осуществлении расчетов в базе данных по валютным операциям и ведомости банковского контроля в соответствии с требованиями Положения Банка России от 1 июня 2004 года № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и представление резидентами необходимых документов и информации в уполномоченный банк.

При кодировании валютных операций между резидентом и нерезидентом, связанных с оплатой услуг, предусматривающих списание денежных средств со счета резидента, следует указывать код вида операции из раздела 21 в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 117-И и отражать в качестве даты совершения валютной операции - дату списания денежных средств со счета резидента.

Указанные операции подлежат включению в отчетность по форме 0409665.


Вопрос № 11 приложения к письму АРБ.


О представлении уполномоченными банками документов и информации, связанных с осуществлением валютных операций, по запросам таможенных и налоговых органов.


В статьях 23 и 24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), устанавливающих права и обязанности органов и агентов валютного контроля, а также резидентов и нерезидентов, осуществляющих валютные операции, используются два самостоятельных термина: документы и информация.

Частью 4 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ установлен закрытый перечень документов (копий документов), связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, которые агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать непосредственно от резидентов и нерезидентов, а резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Федерального закона № 173-ФЗ.

При этом Федеральный закон № 173-ФЗ, не давая определения понятию «информация», предусматривает в части 6 статьи 22 Федерального закона № 173-ФЗ, что уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Без внесения изменений в Федеральный закон № 173-ФЗ Банк России не имеет полномочий по изданию нормативного акта, устанавливающего для уполномоченных банков обязанность и порядок передачи таможенным и налоговым органам документов, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций.

Кроме того, ни Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ни Федеральный закон № 173-ФЗ не содержат положений о том, что передача документов и информации, в частности, между агентами валютного контроля, не является нарушением различного вида тайн, охраняемых законами, в том числе банковской тайны.

Вместе с тем, в настоящее время на стадии согласования с заинтересованными ведомствами находится проект федерального закона, в рамках которого планируется урегулировать вопросы взаимодействия уполномоченных банков с таможенными и налоговыми органами в части обмена документами и информацией, необходимых в целях выполнения всеми агентами валютного контроля возложенных на них Федеральным законом № 173-ФЗ функций.

В частности, указанным проектом федерального закона предусматривается установление объема и порядка передачи уполномоченными банками копий конкретных документов таможенным и налоговым органам, а также объема и порядка представления таможенными и налоговыми органами конкретной информации уполномоченным банкам. Кроме того, предусмотрено дополнение положений действующего законодательства Российской Федерации, в том числе части 8 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ, нормами о том, что представление и передача между уполномоченными банками и таможенными и налоговыми органами документов и информации, в объеме и порядке, установленных Федеральным законом № 173-ФЗ, не является нарушением коммерческой, банковской, налоговой, и служебной тайны.

Похожие:

Вопрос №1 приложения к письму арб iconЕлена Бродская, Марина Корф, Юлия Уханова – специально для Bankir. Ru и сайта арб сергей Крюков, председатель правления мсп банка
Участники XXIII съезда арб поделились своими впечатлениями о состоявшемся форуме
Вопрос №1 приложения к письму арб iconЮ. И. Кормош: Как исполнительный вице-президент и куратор Комитета со стороны арб поприветствовал участников комитета: представителей регулирующих органов цб, Минфина, Минэкономразвития, фсфр, представителей банк
Протокол заседания Комитета арб по стандартам и унифицированным правилам от 17. 02. 05 г
Вопрос №1 приложения к письму арб iconЗеленин Андрей Викторович Технический писатель переводчик
Автоматика, сетевые приложения, веб-приложения: Локализация сайта Emerson Process Management по веб-порталу ams asset Portal
Вопрос №1 приложения к письму арб iconВ рамках iis 7 можем наблюдать иерархию объектов
В самом простейшем случае, когда мы говорим о статическом контенте, там фактически приложения-встроенный модуль ииса, который принимает...
Вопрос №1 приложения к письму арб iconВопрос №1. Системный подход к проектированию программного обеспечения
Вопрос №2 Методы проектирования программного обеспечения (программных продуктов) 4
Вопрос №1 приложения к письму арб iconМатериальная ответственность сторон трудового договора
Однако даже если учреждение никак не урегулирует вопрос собственной материальной ответственности перед работником, это вовсе не спасет...
Вопрос №1 приложения к письму арб iconОборудование
За каждый верный ответ присуждается 1 балл. Если ни одна команда не смогла дать ответ на вопрос, право ответа переходит к болельщикам...
Вопрос №1 приложения к письму арб icon«Деловые бумаги»
...
Вопрос №1 приложения к письму арб iconИнтеллектуальная игра "сильное звено"
Правила игры: Подготовить столько вопросов сколько участников. Игроки, не знающие ответа на вопрос, не выбывают из игры. Если игрок...
Вопрос №1 приложения к письму арб iconК письму уфнс россии по Московской области
По вопросу об определении размера доли в праве собственности в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница