Конкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков




НазваниеКонкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков
страница1/7
Дата27.08.2012
Размер1.01 Mb.
ТипКонкурс
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное образовательное учреждение

«Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2»


Конкурс: «Инноватика в образовании»




Методические разработки уроков


Учитель начальных классов

Чудова Галина Николаевна


2011 год

Паспорт разработки

  • Управление образования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

  • Направление Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» - Переход на новые образовательные стандарты

  • Чудова Галина Николаевна, учитель начальных классов

  • Муниципальное образовательное учреждение «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2»

  • Методическая разработка уроков.

  • Формирование ключевых компетенций младших школьников через метод проектов.


Представление на методическую разработку уроков

1. Описание инновационного подхода реализуемого в процессе преподавания учебного предмета

1.1. Цель инновации: составление методической разработки уроков по использованию метода проекта на уроках «Технологии» в начальной школе для формирования ключевых компетенций.

Задачи:

1. Составить содержание образования на деятельностной основе и применять в качестве диагностики.

2. Определить показатели компетенций, которые будут формироваться в проектной деятельности на уроках технологии, с целью управления формированием ключевых компетенций в начальной школе.

3. Создать условия (психолого-педагогические, методические, деятельностные, инструментарий) для формирования ключевых компетентностей.

4. Апробировать в комплексе деятельностное содержание предмета.

5. Обобщить в виде методических рекомендаций.

1.2. Ожидаемые результаты инновации

- положительные изменения в мотивационной сфере

- умение применять организационные (регулятивные), коммуникативные, информационные, презентационные компетенции в ситуациях: учебных, внешкольных и жизненных.

- повышение уровня самостоятельности младших школьников

1.3. Критерии оценки реализации инновации

- интерес к предмету

- самостоятельность младших школьников

- положительная динамика результатов обучения

1.4. Условия реализации инновации

- создание атмосферы доброжелательности и доверительности

- учёт возрастных особенностей у младших школьников

- учёт индивидуальных особенностей учащихся, опора на их субъектный опыт

- поэтапное целенаправленное формирование основных действий проектной деятельности

- постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся

-деятельностная основа в организации учебно-воспитательного процесса

1.5. Краткое содержание инновации

Сущность инновации: Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации, предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных ситуациях личной и общественной жизни. Особое значение придаётся знаниям, которые позволяют действовать и получать желаемый результат. Метод проекта позволяет формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельную учебную деятельность. На уроках технологии в начальном звене при организации проектной деятельности наиболее удачно создаётся образовательная среда, в которой развиваются базовые способности ребёнка.

Идея: формирование ключевых компетенций через метод проекта

Сущность качественно нового продукта: повышение интереса к учению,

развитие способности умения учить себя; применять ключевые компетентности в ситуациях: учебных, внешкольных и жизненных.

1.6. Основная проблема, обоснование актуальности

Новые проекты стандартов образования однозначно определили ориентацию на формирование компетенций обучающихся. Это означает отход от традиционной знаниево-ориентированной модели, которая хотя и была основана на прочности, фундаментальности теоретизированного знания, но, к сожалению, не всегда гарантировала практичность его применения. Не формировала компетентного, т.е. умеющего в полной мере пользоваться полученным знанием, человека.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства. (Г.Селевко. народное образование. 2004.№4) Меняется основная формула результата образования: от «знаю, что» на «знаю, как». Такой подход носит продуктивный, практико-ориентированный и ценностно-ориентированный характер образовательного процесса, подчёркивает значимость операциональных компетенций.

Именно метод проекта позволяет создать образовательную среду, где компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребованными за пределами школы, в жизни каждого человека.

1.7. Сроки осуществления замысла инновации – 5- 6 лет

1этап – Организационно – проектировочный

(определение области компетенций; разработка программы ключевых компетенций)

2 этап – Внедренческий(4 года)

3 этап - Рефлексивный

2.Степень проработанности инновации

2.1. Этап работы –внедренческий

2.2. Распространение опыта – выступления на методобъединении, педсовете, районной конференции, выпуск брошюр, методические рекомендации для учителей района.

3. Организации, поддерживающие представленную инновацию

Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

4. Материал размещён на электронном адресе: http://syktyvdin.edusite.ru/


Экспертное заключение

на методическую разработку уроков

«Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов

через метод проекта на уроках технологии».

Автор: Чудова Галина Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2»

номинация – Электронная экспозиция на сайте в соответствии с направлениями

«Наша новая школа»,

Переход на новые образовательные стандарты


Методическая разработка уроков «Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов через метод проекта на уроках технологии вносит новые идеи – формирование ключевых компетенций на уроках технологии в проектной деятельности. Именно метод проекта позволяет формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельную учебную деятельность. На уроках технологии в начальном звене при организации проектной деятельности наиболее удачно создаётся образовательная среда, в которой развиваются базовые способности ребёнка, применяются в ситуациях: учебных, внешкольных и жизненных.

Описание разработки включает в себя актуальность и обоснование проблемы данной темы, транслирует теоретические положения и на основании этих позиций даются разработанные модели уроков с 1-4 класс, в которых прослеживается совершенствование учащимися универсальных действий, увеличивается доля самостоятельной работы учащихся. Для проектирования урока даются методические рекомендации, обеспечивающие формирование положительной мотивации, предложен определённый диагностический материал.

Методическая разработка уроков позволяет на экспериментальном этапе проследить сформированность учебно-организационных умений, коммуникативных и проектных.

Работа может быть полезна учителям начальных классов, учителям технологии, т.к. в ней даётся описание теоретических положений, практические рекомендации по моделированию уроков с целью совершенствования умений на каждом этапе обучения.

Начальник управления образования

Н.Н.Панюкова

Методист управления образования

Е. М. Куликова



17. 02.2011г.


Введение.


1.Актуальность педагогического опыта, инновационная значимость методической разработки.

В последние десятилетия, по словам Г.П.Щедровицкого, в стране происходит «тихая революция»: изменение в экономике, политике, науке, социальной структуре общества. Это приводит к тому, что также быстро меняется социальный заказ к содержанию общего образования, качеству подготовки учащихся. Выпускник, который обучался по принципам системного управления (чёткое пошаговое продвижение к цели по намеченному пути), попадает в систему ситуационного управления, когда не только варианты продвижения к цели могут варьировать, но и сама цель может видоизменяться в зависимости от стратегии развития организации. Новый социальный заказ требует введения новых образовательных областей, предметов, дисциплин, новых методик преподавания и нового качества получаемых знаний – это уже не набор только знаний, умений и навыков по отдельным предметам, а компетенции.

Новые проекты стандартов образования однозначно определили ориентацию на формирование компетенций обучающихся. Это означает отход от традиционной знаниево-ориентированной модели, которая хотя и была основана на прочности, фундаментальности теоретизированного знания, но, к сожалению, не всегда гарантировала практичность его применения. Не формировала компетентного, т.е. умеющего в полной мере пользоваться полученным знанием, человека.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства. (Г.Селевко. народное образование. 2004.№4) Меняется основная формула результата образования: от «знаю, что» на «знаю, как». Такой подход носит продуктивный, практико-ориентированный и ценностно-ориентированный характер образовательного процесса, подчёркивает значимость операциональных компетенций.

Наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Компетентность - это «сплав», который включает в себя не только результаты обучения (знания и умения), но и систему ценностных ориентаций. Современные условия жизни диктуют необходимость воспитания конкурентноспособного, сильного духом и целеустремлённого человека. Пассивные, не уверенные в себе люди не могут быть успешными, достичь успеха в социально значимой деятельности.

У каждого человека формируется своя иерархия жизненных ценностей, но социальная её составляющая представляет собой перечень ценностей, одобряемых обществом, как обязательные для его членов: человеческая жизнь, здоровье, трудовая деятельность, моральные ценности, культурные ценности, ценность свободы выбора и т.д. Этот перечень также является функциональным ядром содержания образования. Ясно, что перечень ценностей остаётся открытым, он должен дополняться, уточняться в процессе отбора содержания образования.

Однако, отсутствие единой концепции связано с тем, что самому термину «компетенция» сложно дать однозначную трактовку. Существующие пробелы в теоретической части порождают сложности при переходе в практическую часть: возникают проблемы соответствия учебников новым требованиям. Отсутствует единое мнение относительно надёжных методов определения уровня сформированности компетенций у учащихся.

Для реализации цели общего содержания образования потребуется нам, учителям, пересмотреть учебный материал в разрезе области, обозначить ценность к подходам личностно ориентированного и ценностно-ориентированного характера, совершенствовать деятельностный принцип обучения и познакомиться более близко с сущностью компетентностного подхода, постараться его осуществить.

2.Цели и задачи методической разработки.

2.1. Цель методической разработки инновационного опыта: составление методической разработки уроков по использованию метода проекта на уроках технологии в начальной школе.

Задачи:

1. Составить содержание образования на деятельностной основе.

2. Определить показатели компетенций, которые будут формироваться в проектной деятельности на уроках технологии, с целью управления формированием ключевых компетенций в начальной школе.

3. Создать условия (психолого-педагогические, методические, деятельностные, инструментарий) для формирования ключевых компетентностей.

4. Апробировать в комплексе деятельностное содержание предмета.

5. Обобщить в виде методических рекомендаций.


3.Основная идея педагогической деятельности.

Основная идея – формирование ключевых компетенций через метод проекта

Сущность качественно нового продукта: повышение интереса к учению, развитие способности умения учить себя; применять ключевые компетентности в ситуациях: учебных, внешкольных и жизненных.


4. Новизна методической разработки.

Методическая разработка уроков «Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов через метод проекта на уроках технологии» вносит новые идеи – формирование ключевых компетенций на уроках технологии в проектной деятельности. Именно метод проекта позволяет формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельную учебную деятельность. На уроках технологии в начальном звене при организации проектной деятельности наиболее удачно создаётся образовательная среда, в которой развиваются базовые способности ребёнка. В разработанных моделях уроков с 1-4 класс, прослеживается совершенствование учащимися универсальных действий, увеличивается доля самостоятельной работы учащихся.

Основная часть

Новые проекты стандартов образования однозначно определили ориентацию на формирование компетенций обучающихся. Это означает отход от традиционной знаниево-ориентированной модели, которая хотя и была основана на прочности, фундаментальности теоретизированного знания, но, к сожалению, не всегда гарантировала практичность его применения. Не формировала компетентного, т.е. умеющего в полной мере пользоваться полученным знанием, человека.

Использование компетентностной модели обучения в начальной школе вытекает из модернизации отечественного образования, целью которой является подготовка обучающихся к жизни, их самоопределение в стенах учебного заведения, а также их общая подготовка к выполнению всего спектра жизненных функций. В результате происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «подготовленность», «знание» на понятия «компетентность» и «компетенция».

Анализ многочисленных публикаций показывает, как многообразно трактуется понятие компетентности и компетенции. Оно активно обсуждается, так как связано с качеством образования. В статье «Проектирование урока в системе компетентностного образования» С.В. Степанов даёт следующее определение этих понятий. Компетенция – некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика. Компетентность – уже состоявшее его личностное качество – это уровень практической реализации компетенции. Л.В. Трубайчук даёт понятие компетентности как некой интегральной способности решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.

Компетенция, по мнению А.В.Тихоненко, может рассматриваться как ключевой, если она:

а) обладает интегративной природой, т.е. вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности;

б) многофункциональна, т.е. овладение ею позволяет решать различные проблемы в повседневной жизни;

в) надпредметна и междисциплинарна, т.е. применима в различных ситуациях;

г) многомерна, т.е. включает различные умственные процессы и интеллектуальные умения.

Мне, как учителю, ближе определение А.В. Хуторского. Компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности). Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней.

В соответствии с разной и в то же время близкой трактовкой данных понятий специалисты выделяют свои виды компетенций.

В «Стратегии модернизации российского образования» в качестве ключевых компетентностей предлагаются: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, гражданско- общественной, социально-трудовой, в бытовой сфере, культурно-досуговой.

И.А.Зимняя выделяет 10 основных компетенций, объединив их в три группы: компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (здоровье, ценностно-смысловые ориентации в мире, интеграции; гражданственности, саморазвитие, самосовершенствование); компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; компетенции. Относящиеся к деятельности человека (компетенции познавательной деятельности, деятельности, информационных технологий).

Однако сопоставительный анализ разных взглядов к компетентностному подходу позволил мне остановиться на позиции А.В.Хуторского. На основе его классификации мною были определены группы ключевых образовательных компетенций. (Приложение 1)

Таким образом, можно сказать, что уровень компетенции может оцениваться по способности человека использовать имеющие у него умения. Компетентность – это общий оценочный термин, обозначающий способность осуществлять деятельность «со знанием дела», личностное качество субъекта.

Главная задача компетентностного подхода – усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы «зуновского» образовательного пространства. Компетентносттный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника в мире. Овладение знаниями выступает непременным условием социального развития личности и формирования компетенций, необходимых для вхождения в социум, расширяет границы для самоактуализации личности младшего школьника, позволяет не держаться за стереотипы, а выбирать свой путь освоения мира. Накопление ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию возрастного потенциала личности школьника. На основе компетентностного подхода качественные изменения в личностно-смысловой сфере ребёнка готовят его к дальнейшему развитию в следующих основных направлениях: мотивация и мотивационная готовность к дальнейшему развитию, рефлексия над усвоенными знаниями и собственной деятельностью, системность знаний, развитие средств и приёмов деятельности, необходимых для жизни.

Таким образом, основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности. Школа должна научить ребёнка быть успешным в окружающем мире, вырастить в нём волю и характер, заложить умение жить среди людей, сформировать умение учиться и многое другое, необходимое в реальной жизни (Р.Н.Бунеев).

Компетентностная модель обучения строится на следующих положениях, которые помогают сформировать в начальной школе учебную деятельность.

1. Ученик – субъект учебной деятельности. В ходе обучения он самосовершенствуется, изменяется. Процесс усвоения знаний идёт через формирование учебной деятельности, через формирование общепредметных (коммуникативных, ценностно-смысловых, интеллектуальных, оценочных, организационных) и предметных компетенций. Ученика следует научить пользоваться полученными знаниями, а также осуществлять собственную деятельность по овладению знаниями.

2. Пусковым механизмом учебной деятельности учащихся является рефлексия, позволяющая обнаружить дефицит знаний, необходимых для решения практических задач. Действия рефлексии являются средством для смыслоообразования.

3. Постановка учебных или практических задач, которая помогает изменить самого действующего субъекта.

4. Не менее важным компонентом современного занятия является самоконтроль и самооценка учащимися своей деятельности. Контроль и оценка должны быть направлены не столько на выявление определённого результата в предметных знаниях, сколько на процесс формирования этого предметного знания учащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции, для использования знания в реальной жизни.

5. Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности школьника.

6. Интеграция связей и межпредметных связей с целью формирования общей картины мира и возможности применять знания в различных ситуациях.

7. Включение дискуссии. Каждый из учащихся имеет право на свою точку зрения, каждый ответ проверяется как возможный вариант решения задачи.

8. Учёт способностей учащихся. Их необходимо развивать. Самостоятельность, творческие возможности, оригинальное мышление – качества, определяющие развитие личности школьника в саморазвитии, самоопределении, самореализации. А это в свою очередь ведёт к воспитанию ученика, формированию его мировоззрения, патриотизма, трудолюбия формированию нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

На основании вышеизложенных положений можно увидеть отличия традиционного и компетентностного подходов, который предлагает С.В.Степанов.



Основания для сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача ЗУНов. Составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)


Основная формула результата образования

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Характер образовательного процесса

репродуктивный

продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений (в т.ч.– отметка)

Комплексная оценка учебных достижений (портфолио-продукты творческого обучения)


На основе этих признаков он выделяет средства формирования компетенций в образовательном процессе:

- составление компетентностного содержания общего и дополнительного образования на основе модульных образовательных программ, обеспечивающих реальную интеграцию учебных дисциплин и воспитательной работы;

- продуктивный характер используемых в образовательном процессе педагогических технологий, направленных на формирование компетенций учащихся;

- совершенствование методической системы школы, обеспечивающей высокий уровень методической готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

Таким образом, компетентностное содержание образования включает в себя:

- интегрированное построение образовательной программы (модульные образовательные программы);

- ориентацию на конкретные компетенции при целеполагании и отборе содержания каждого учебного занятия;

- связь с практикой (жизнедеятельностью).

Обращается внимание на организационные моменты. При тематическом планировании учебного материала в системе компетентностного образования должны указываться базовая ключевая компетентность и частная вспомогательная компетенция.

Содержание образования на учебном занятии правильнее представить тремя составляющими - теория, практика, воспитание), совпадающими с когнитивной (знаниевой), операциональной и аксиологической (ценностные ориентации) компонентой компетенции. Кроме того, т.к. компетенция формируется интегративно, важно учитывать не только внутри- и межкурсовые связи, но и связи данного курса и конкретной темы с системой воспитательной работы и дополнительного образования.

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа.

1-й этап – целеполагание.

Во-первых, определяется место учебного занятия:

- в системе содержания образования (предмет, курс, модуль, связи с дополнительным образованием и воспитанием);

- при формировании компетенции (какую составляющую или компонент компетенции формирует данное учебное занятие).

Во-вторых, устанавливаются основные задачи. Иерархия задач может быть выстроена следующим образом:

- воспитательная (формирование ценностей, ценностных отношений, нравственной оценки и т.д.);

- учебная (изучение, закрепление, обобщение);

- развивающая (учебные навыки и умения, память, логическое мышление и т.д.)

2 этап – проектирование содержания и его компетентностная интерпритация.

На нём происходит:

► разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции или составные компоненты компетенции (когнитивный, операциональный, аксиологический);

- теория - понятия, процессы, формулы, факты и т.п.;

- практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

- воспитание – нравственные ценности, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;

► установление связи внутри содержания (этапы формирования компетенции);

► прогнозирование форм этапов, при которых формируются компетенции.

3 этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности

На данном этапе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность /создать творческую продукцию.

Основные характеристики творческого урока:

● исследовательский метод и вид деятельности;

● отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;

● многообразие подходов и точек зрения;

● самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;

● представление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

4 этап – подбор методов и форм обучения – определение условий перевода или интериоризации (внутренний) знания (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности), его закрепление или практическая отработка.

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий для проверки уровня освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Введение понятий «компетентности» и «компетенции» в педагогическую практику средней школы потребует изменения содержания и методов образования, уточнении видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.

В принципе, все вышеуказанные признаки компетентностной модели сегодня можно рассмотреть и отобрать для себя те средства, которые будут только сопутствовать формированию компетентности, как способу существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению обучающимися своего места в мире.

На основе этого учитель может определить учебный предмет, методы и способы формирования ключевых компетентностей младшего школьника.

Большой вклад в формировании ключевых образовательных компетенций несёт метод проекта в начальной школе на уроках технологии.

Если рассмотреть метод проекта с позиций компетентностного подхода, то можно наблюдать, как в нём содержатся признаки этого подхода:

♦ метод проекта ориентирует на практическую составляющую содержания образования, обеспечивает успешную жизнедеятельность (компетенции), а именно уровень компетенций позволяет принимать участие учащихся в творческих, социальных и проектно-исследовательских проектах во внеурочной деятельности;

♦ начиная с 1-го класса у учащихся формируются учебные умения, повышается доля самостоятельности;

♦ наличие приоритета в овладении практико-ориентированными умениями над усвоением знаний;

♦ применение компетентностных форм обучения школьников;

♦ реализация общепредметного содержания;

♦ новые подходы к оцениванию образовательных достижений, создаётся ученический «Портфолио», т.е. продукты творческого характера. Это могут быть не только изделия, но и их достижения в умениях.

Кроме того, метод проекта положительно действует на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Любая деятельность привлекательна, если она эмоционально окрашена. Дети получают удовольствие от того, что получили свой продукт, реализовали свои идеи, замыслы.

Проектная деятельность в самом прямом смысле формирует компетенции.

Развитие познавательной компетентности предполагает привлечение различных предметных знаний для решения какой-либо проблемы.

Поиск, сбор, изучение, анализ, синтез, обобщение, оценка информации способствуют развитию информационной компетентности.

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется через использование различных форм обучения: работа в группе, обсуждение и т.д.

Планирование, проведение собственного исследования, организация исследовательской деятельности развивают организационную компетентность.

При личностно ориентированном обучении внимание обучающихся направлено на включение их в познавательную деятельность. И тогда учёба становится для школьника осознанным делом, он знает о своих предстоящих действиях: зачем, как, с помощью каких средств он будет выполнять задание, что при этом изменится в нём самом и нужно ли это ему.

Теоретические понятия вводятся на уроке не только потому, что они есть в программе, но и прежде всего потому, что с ними связана конкретная деятельность.

Проектирование заслуживает внимания и изучения как процесс формирования и развития новых качеств личности учащегося, как способ организации целенаправленной деятельности, в ходе которой ученик самоопределяется, самовыражается, самообразовывается, самоутверждается и воспитывается.

Вот как это может выглядеть к концу 4 класса.

В рамках стадии самоопределения ученик осуществляет:

- проектирует самоцелеполагание (при выборе )

- контролирует самоцелеполагание («Так ли я делаю, и следую ли я, как запланировал»?), осуществляет рефлексию собственной деятельности на уровне самосознания;

В рамках самовыражения ученик осуществляет следующие управленческие действия:

- обосновывает проектируемые этапы и задачи

- контролирует самопланирование;

- корректирует сформированный план в соответствии с критериями самопланирования.

В рамках стадии самоутверждения ученик осуществляет следующие управленческие действия:

- выявляет потребности субъект-субъектных отношений;

- создаёт информационную базу взаимодействий и отношений;

- реализует организаторские и исполнительские взаимодействия между субьектами деятельности;

- осуществляет самоконтроль, рефлексию собственной деятельности на уровне самоутверждения.

В рамках самореализации:

- выявляет потребности самоконтроля;

- осуществляет самооценку.

Таким образом, современное состояние образования позволяет по -новому взглянуть на учебный курс «Технология», в котором можно определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенций.

Не случайно в базисный учебный план внесена новая строка о проектной деятельности, а в перечень параметров нового качества образования – способность к проектированию.

На основании вышеизложенных положений, взглядов, позиций и отношений мною были определены задачи, как организационного так и методического характера.

Для реализации выдвинутых задач определены элементы деятельностного содержания, которые будут управлять формированием тех учебно-познавательных компетентностей, которые обеспечат качество образования ( Приложение 2)

В качестве основного содержания на уроках технологии используется рабочая учебная программа по предмету. Определены требования к подготовке учащихся по годам обучения. (Приложение 3)

Моделируя учебное занятие, я определяю конкретное содержание на каждый урок и решаю как через это содержание можно реализовать компетентностный подход.

В каждом классе определяются темы. По которым будут разрабатываться проекты. Перечень этих проектов предложен ниже по разделу программы «Работа с бумагой и картоном»:

1 класс: «Предметная аппликация из бумаги»

2 класс: «Сюжетная аппликация»

3 класс: «Ёлочная игрушка»

4 класс: «Дом, в котором хотелось бы жить».

Задача вторая решается с помощью рекомендаций А. Хуторского, который предлагает набор, устанавливающий перечень характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций. (Приложение )

Для решения третьей задачи необходимо создание образовательной развивающей среды.

Для того, чтобы дети могли участвовать в проектной деятельности, у них должны быть сформированы такие учебные умения, как умение планировать, прогнозировать результат, уметь выбирать и в соответствии целеполагать, определять критерии оценивания, давать оценку свой работе и усилиям, уметь взаимодействовать в коллективе, сотрудничать в группе, согласовывать действия. Поэтому, начиная с 1 класса, занятия моделирую таким образом, чтобы формировать компетентности от класса к классу с учётом возраста. Выстраивается технологичность, поэтапность в организации проектной деятельности (Приложение 4).

Каждый урок предполагает исследовательский этап, обсуждение плана действий, замысел, выбор и обоснование изделий, оценочно-рефлексивные действия. Если на первом этапе учитель оказывает помощь в определении данных моментов, то на последующих этапах увеличивается доля самостоятельности (приложение). Деятельность учителя в основном управляющая. Он предлагает, консультирует, советует. Деятельность учащихся из года в год занимает более активную позицию, знания приобретают опыт в практической работе. (Приложение 5)

Формирование компетентностей происходит и на других учебных предметах. Таким образом осуществляем межпредметную связь в формировании универсальных учебных действий.

Обязательным условием в проектной деятельности является создание благоприятной обстановки.

Положительные эмоции для ребёнка являются важнейшим стимулом для учебной работы, внушают уверенность в собственных силах, благотворно влияют на общее отношение человека к окружающему миру. Учитывая этот факт, организую определённые ситуации на уроке. Перед началом деятельности ставлю задачу сформировать установку на успешное выполнение учебного задания. Формируя мотив достижения (успеха, результата) предлагаю ребятам рассмотреть свою деятельность с точки зрения ёё пользы для других людей. В ходе учебной работы применяется помощь учителя, товарищей. На этапе результатов деятельности положительный эффект даёт оценка – оценка усилий ребёнка, а не только итога. Практика показывает, что в силу разных индивидуальных особенностей, выстраиваются и разные ситуации.

Начиная с 1 класса, дети сами начинают оценивать себя, применяя волшебную линеечку. К концу 4 класса, наблюдается сформированность умений оценивать себя, используя различные формы самооценки, как в устной, так и в письменной форме. Большую роль в самооценке играют критерии, выбранные учащимися.

При защите учащийся должен представить сообщение на 2-5 минут, где следует раскрыть: идею, основные технологии, особенности проекта («изюминку»), положительные стороны, результаты испытания и самооценку.

Методом диалога, дискуссии формирую коммуникативные компетенции, пользуюсь правилами их ведения.

Предлагаем описание приёмов

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Конкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков iconФизико-технический факультет кафедра «управление интеллектуальной собственностью» нормоконтроль курсовых и дипломных работ методические указания
Методические указания предназначены для обязательного применения студентами, обучающимися по направлению 220600 «Инноватика», специальности...
Конкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков iconУчебник «Русская азбука»
Настоящее пособие знакомит с опытом работы учителей начальных классов нашей школы. Здесь собраны разработки открытых уроков, проведённых...
Конкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков iconНа уроке желательно использовать интерактивный планшет, чтобы можно было свободно передвигаться по классу и управлять уроком
Из 6 уроков данной темы (согласно положению) представлено на конкурс 5 уроков. Так как дается много заданий с использованием ид,...
Конкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков iconМетодические разработки уроков Тема: Применение компьютерных технологий на уроках в начальной школе
Представляю урок русского языка и математики в 4 классе и математики в 1 классе умк «Гармония» с применением компьютеров. Практика...
Конкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков iconОбластное государственное учреждение «Региональный центр развития образования» А. И. Панов Внутришкольный конкурс весёлых и находчивых (методические рекомендации)
Панов А. И. Внутришкольный конкурс весёлых и находчивых. Методические рекомендации. Томск, 2003
Конкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков icon«Создание и использование мультимедийных презентаций на уроках изобразительного искусства»
Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий
Конкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков iconМетодические материалы для разработки коллективных договоров в 2011 году Минск 2010
Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых...
Конкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков iconКонкурс мультимедийных уроков Номинация «История и обществознание»
Умк: Н. В. Загладин «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века». М.: Русское слово, 2008
Конкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков iconКонкурс «До и После» (далее «Конкурс»)
Конкурс «До и После» (далее «Конкурс») направлен на привлечение внимания потребителей к услугам Организатора и его Сайтам
Конкурс: «Инноватика в образовании» Методические разработки уроков iconКонкурс состоит из двух туров
Объявлен Первый Всероссийский конкурс компьютерной графики. Конкурс проводится Нижнетагильской государственной социально-педагогической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница