Кафедра технологий и профессионального образования




Скачать 153.7 Kb.
НазваниеКафедра технологий и профессионального образования
Дата27.08.2012
Размер153.7 Kb.
ТипДокументы


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Проект


Особенности проектирования уроков «Бухгалтерский учет» с учащимися I курса профессионального лицея


Выполнила:

Провозина Светлана Сергеевна,

мастер производственного

обучения ПЛ№73


Научный руководитель:

Сковородкина Ирина Зосимовна

д.п.н., профессор


Москва 2011

Оглавление


Введение………………………………………………………………….…….3

Глава I. Педагогическое проектирование…………………………………...5

    1. Понятие педагогического проектирования…………………….……..5

1.2. Урок - основная форма теоретического обучения в профессиональ-ном лицее…………………………………………………………………..…..7

1.3. Элементы профессиональной деятельности при подготовке к

урокам……………………………………………………………………...….11

Глава II. Разработка урока по предмету «Бухгалтерский учет» для учащихся I курса профессионального лицея "Счета и двойная запись", "Бухгалтерские проводки"………………………………………………...…13

Заключение……………………………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………..18




Введение.

В настоящее время педагогу уже нельзя опираться на имеющиеся знания и опыт, необходимо его педагогическое творчество. Педагогическое творчество может выражаться в создании новых и совершенствовании существующих форм, методов и средств обучения. Особую возможность для этого раскрывает теория педагогического проектирования. Формирование умений проектировать уроки является важной задачей при подготовке педагога профессионального обучения.

Одним из авторов работающих над этим вопросом была В.С. Безрукова, которая под педагогическим проектированием понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов [3]. Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности педагога и учащихся, оно сводит к минимуму однообразную работу преподавателя и оставляет больше места для творчества. В работе Безруковой педагогическое проектирование предполагает ряд этапов, определяющих научно обоснованный подход к решению педагогических проблем: моделирование, проектирование и конструирование [3].

Ещё один подход, к педагогическому проектированию описывает профессором А.П. Тряпициной. Проектирование как один из аспектов творчества человека - это создание образа будущего, предполагаемого явления. Педагогическое проектирование, как отмечает Тряпицина, можно рассматривать одним из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач на основе данных фундаментальных теорий. Отсюда возникает необходимость знания основных теорий, лежащих в основе проектирования (теория усвоения знаний, теория мотивации учения, теория развивающего обучения и др.) [10]. В принципе теоретические основы педагогического проектирования рассмотрены в работах различных авторов достаточно хорошо, но недостаточно практических разработок, это как раз и является большой проблемой. Преподаватель, владея технологией проектирования, осмысленно может разрабатывать каждый компонент технологии обучения, а значит, может рассчитывать и на эффективность формируемых у учащихся профессиональных знаний [9].

Темой проекта является проектирование урока теоретического обучения по предмету «Бухгалтерский учет» с учащимися I курса профессионального лицея.

Целью проекта является изучение особенностей проектирования урока теоретического обучения.

Объектом исследования являются теоретические основы проектирования урока теоретического обучения.

Предметом исследования являются особенности проектирования урока по предмету «Бухгалтерский учет» в профессиональном лицее.

Цель исследования позволяет сформулировать конкретные задачи:

- изучение литературы по проектированию учебного процесса с целью выделить основные теоретические положения вопроса;

- выявление особенностей проектирования уроков теоретического обучения.


Глава I. Педагогическое проектирование.

1.1. Понятие педагогического проектирования.

В настоящее время в педагогической литературе и в высказывани­ях педагогов-практиков термин «проектирование» употребляется довольно часто. Оно связывается с разработкой конкретных уроков, от­дельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных заня­тий или учебных предметов и др. [2]

В.С. Безрукова под термином педагогическое проектирование - понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. [4]

По мнению А.П. Тряпициной проектирование - это создание образа будущего, предполагаемого явления [10].

Педагогическое проектирование способствует созданию более техно­логичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы.

Как в области техники, технологично спроектированный педагоги­ческий процесс должен быть доступен и понятен педагогам-практикам, удобен для использования, то есть достаточно подробно разработан. Отме­тим, что в развитие традиционного понятия под педагогической техно­логией следует понимать тщательно разработанную теорию обучения или воспитания, в основу которой положена одна или несколько законо­мерностей формирования каких-либо качеств личности, а также идеи, базирующиеся на этих закономерностях или их следствиях, поэтапно ведущие к положительному результату. В настоящее время широко используются технология проблемного обучения, технология поэтапно­го формирования умственных действий, компьютерная технология обу­чения, технология концентрированного обучения, технология модуль­ного обучения и другие. Любая педагогическая технология может ле­жать в основе проектирования педагогического процесса.

Использование педагогического проектирования сводит к мини­муму рутинную работу преподавателя и оставляет больше места для конструктивно­го творческого поиска [2].

Известно, что в настоящее время техника и технология быстро мо­рально устаревают. По аналогии с производственной деятельностью можно сказать, что за время профессиональной жизни педагога проис­ходит смена двух-трех технологий обучения и воспитания. Так, еще недавно персональный компьютер считался одним из новейших и уни­кальных средств обучения, и не каждый преподаватель умел обращаться с ним, в настоящее же время компьютерная технология обучения явля­ется естественной и широко распространенной. Преподаватели профес­сиональных учебных заведений стремятся использовать имеющиеся и создавать свои педагогические программные средства [2].


1.2. Урок - основная форма теоретического обучения в профессиональном лицее.


Урок в профессиональном лицее строиться на основе известных в педагогике принципов, правил, требований, концепций обучения и воспитания, обусловленных совмещением общего и профессионального образования.[6] Урок – часть учебного процесса, отражающая компоненты этого процесса: содержание, методы, формы организации учебной деятельности, этапы усвоения, их последовательность и разнообразие сочетаний. Повышение эффективности урока в современных условиях связано с необходимостью глубже приникнуть в природу урока. И на этой основе вывить особенности этой формы организации обучения.[8]

В настоящее время в профессиональном лицее урок превратился в единственную форму обучения, существующую в строгом соответствии с учебным временем, определенным твердым расписанием и лишь дополненную другими формами, осуществляемыми вне расписания (домашняя работа, дополнительные занятия, консультация).

Урок – это целостная система, включающая компоненты процесса обучения: характер целей, содержание, методы (приемы) и средства, стиль взаимодействия между обучаемым и обучающим. С совершенствованием каждого отдельного элемента меняются функции урока. Его структура, роль и место в учебном процессе.

Таким образом, несмотря на всю сложность понятия «урок», наиболее полно сущность определенная этой дидактической категории, отражает следующая трактовка. Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава преподавателей и учащихся, систематически применяемая (в определенной отрезок времени) для коллективного индивидуального решения задач образования, воспитания и развития.[1] Неразрывно с этим определением связаны и такие понятия. Как типология уроков, структура уроков.

В процессе обучения решаются различные учебные и воспитательные задачи. Поскольку урок является основной формой организации обучения, то возникает необходимость упорядочения многообразия уроков. В педагогической литературе встречаются различные подходы в решении этой проблемы. Одни авторы выделяют типы уроков в зависимости от дидактических целей, этапов обучения и видов деятельности. При этом называют от 3-18 типов уроков. Другие вводят понятие - вид урока. Основанием для определения вида урока является ведущий метод организации деятельности учащихся. Поскольку способов организации деятельности множественно, то и видов урока можно выделить множество. Например:

●урок – лекция,

● урок – беседа,

● урок-экскурсия,

● самостоятельная работа,

● лабораторная работа,

● решение задач и т.д. [7]

При такой классификации, можно судить о методе, с помощью, которого педагог организует деятельность учащихся, но неясно, какие дидактические задачи он при этом решает. Кроме того при таком подходе к классификации уроков очень трудно выделить общие характеристики уроков в большом их многообразии.

В зависимости от цели организации выделяют четыре типа уроков:

1. Уроки усвоения нового материала.

2. Уроки совершенствования знаний, умений, навыков.

3. Уроки контроля и коррекции знаний, умений, и навыков

4. Комбинированные уроки

Самым главным показателем любого предмета, процесса является структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие сторон, частей, элементов явления, предмета, процесса как целого.

Структура – есть «неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем».[5] Связь элементов в структуре подчиняется диалектике взаимоотношения части целого, и если объект меняется, то это касается в первую очередь его структуры.

В понятие структуры урока включают три признака:

-состав ( элементы урока );

- последовательность включения эти элементов;

- взаимодействие этих элементов.

Выбор элементов структуры урока является одной из главных проблем, рассматриваемых сейчас исследователем, ибо структура урока зависит от его целей, содержания изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе урока по теме (разделу) программы.[4]


1.3. Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам.


Уровень профессионального мастерства преподавателя зачастую связывается с уроком. Именно урок является, в конечном счете, тем произведением, в котором отражается его профессионализм, творчество. Урок как целостная система вбирает в себя все элементы процесса обучения.[1] Поэтому в моделировании урока отражаются все этапы профессиональной деятельности.

Подготовка к уроку включает:

– анализ состояния предшествующей подготовки учащихся (знания, умения, навыки );

– анализ содержания учебного материала по теме;

– анализ условий (материально-технических, морально- психологических.

На основании всестороннего анализа преподаватель приходит в постановке конкретной цели, т.е. моделируется уровень знаний, умений и навыков, развитие определенных качеств личности учащихся, намечаются этапы достижения этой цели – постановка конкретных задач и намечаются предварительная система уроков.

Поиск различных путей достижения поставленных задач включает в себя:

- отбор содержания,

- выбор методов, обеспечивающих различный характер деятельности учащихся на уроке,

-выделение времени на каждый структурный элемент, уточнение системы уроков.

На втором этапе идет выбор вида урока и моделирование его на уровне методической подструктуры. Разработанная модель накладывается на реальный процесс, в ходе которого идет его коррекция. Контроль, учет и анализ степени достижения поставленных задач на уроке позволяет осуществлять преемственность между отдельными уроками, обеспечить целенаправленное управление учебно-познавательным процессом в ходе образования, воспитания и развитие учащихся.


Глава II. Разработка урока по предмету «Бухгалтерский учет» для учащихся I курса профессионального лицея "Счета и двойная запись", "Бухгалтерские проводки".


Цель урока:

  1. Дать определение и характеристику бухгалтерским проводкам, объяснить методику их составления на основании хозяйственных операций.

  2. Развить внимательность и логическое мышление при составлении и обосновании бухгалтерских проводок.

  3. Активизировать внимание на различие сложных и простых бухгалтерских проводках, на взаимозаменяемости одних другими.

  4. Прививать интерес к выбранной профессии.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: словесный (рассказ-объяснение), наглядный (изобразительный), активный (тестирование).

Комплексно-методическое обеспечение:

  1. Л.А.Русалева ,«Теория бухгалтерского учета», учебное пособие, Ростов н /Д: «Феникс»,2002,ISBN 5-222-01703-6.

  2. ПЛАН СЧЕТОВ бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и ИНСТРУКЦИЯ по его применению. - М.:Юрайт-Издат,2005.ISBN 5-94879-290-0.

  3. Венгерский кроссворд (вычеркивание.)

  4. Опорный конспект-таблица по теме: «Бухгалтерские проводки».

  5. Карточки-задания.

  6. Карточки-тесты.

  7. Карточки с вопросами.

Ход урока

Этапы урока

Содежательно-смысловые блоки

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

I

Организацион-ный момент.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

1. Приветствие преподавателя.

2. Отчет дежурного о готовности учащихся к уроку.

Учащиеся готовы к уроку.

II

Проверка домашнего задания.

Опрос с помощью венгерского кроссворда по теме: «Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре»

Каждый учащийся дает не только ответ на вопрос, используя поиск среди букв кроссворда, но и объясняет сущность угаданной терминологии.

После того, как все слова будут вычеркнуты, учащиеся из оставшихся букв составляют ключевое слово, характеризующее одну из сторон бухгалтерского счета.

Умение логически мыслить при выполнении предложенного задания.

III

Введение новой темы

1. Объявление темы и целей урока.

2. Ознакомление учащихся с опорными конспект-таблицами по теме: «Бухгалтерские проводки»).

3. Объяснение основных моментов темы, фиксируя внимательность учащихся на структуре опорного конспекта

1. Запись темы в тетрадь.

2. Изучение опорных конспектов.

3. Внимательное прослушивание темы, работа по опорным конспектам.

Усвоение и понимание новой темы.

IV

Закрепление новой темы

1. Опрос по карточкам-заданиям.

2. Опрос по карточкам-тестам.

1. Составление бухгалтерских проводок и их обоснование на основании заданий.

2. Решение тестовых упражнений.

Применение изученной теории при решении практических ситуаций.

V

Заключительный этап урока.

1. Подведение итогов урока.

2. Объявление оценок.

3. Домашнее задание: Выдача карточек с вопросами

Творческий подход к завершению усвоения темы (составление кроссвордов по изученным вопросам темы: «Счета и двойная запись».)

1. Прослушивание анализа преподавателя о результате урока.

2. Анализ полученных оценок.

3. Запись домашнего задания, подготовка к его выполнению.

 



Заключение

Формирование молодого поколения специалистов на всех этапах развития страны всегда рассматривалось как одна из важнейших народнохозяйственных задач. Интенсификация производства, совершенствование технико-технологической базы, изменение в характере и содержании труда, развитие рыночных отношений диктуют высокие требования к качественным характеристикам рабочих.

К настоящему времени наметилась тенденция к совершенствованию процессуального аспекта профессиональной дидактики, что привело к появлению новых и активному развитию известных методов обучения, методик, педагогических технологий. Современному процессу обучения стало «тесно» в рамках классно-урочной системы организации процесса обучения - традиционно сложившейся и в течение многих лет - единственно возможной.

Многообразие применяемых в профессиональном училище организационных форм обучения не исключает единства требований к ним. Актуальны и значимы мысли Ж.Ж. Руссо о том, что час работы научит больше, чем день объяснений. Поэтому важнейшим требованием к любой организационной форме обучения и критерием ее эффективности является создание условий, обеспечивающих либо совместную с преподавателем, либо самостоятельную, но обязательно развивающую учащихся деятельность. Одинаковое образование всех учащихся невозможно. Его никогда не было, и сейчас нет. Организационные формы обучения должны способствовать активности учебной деятельности учащихся: разное содержание. Структура, объем учебной работы, соответствующие реальным возможностям каждого обучающегося и главное-создание условий, позволяющих раскрыться даже при фронтальных формах обучения. Например, через участие в беседах, при высказывании своего мнения в процессе коллективного обсуждения ответов на вопросы, требующих для своего разрешения творческого поиска, догадки, особое внимание на эффективность обучения оказывают интеллектуальные эмоции- эмоции удивления, догадки, сомнения, новизны, уверенности, а также эмоции успеха, неуспеха, связанные с результатом мыслительной деятельности. Для создания педагогически целесообразно эмоциональной насыщенности процесса обучения необходимо продуманное, целенаправленное планирование активизации интеллектуальных эмоций учащихся не только через содержание учебных курсов, но и посредством новизны методики добывания знаний путем применения нестандартных организационных форм обучения.


Список используемой литературы.

  1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М., 1997

  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

  3. Галышева А.С. «Особенности организационный форм обучения» М- 1989г

  4. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968

  5. Казанская В.Г. Взаимоотношение преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М., 1990

  6. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989

  7. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001

  8. Махмутов М.И. «Современный урок и пути его организации». М1975

  9. Опопренко О.В. «Проверка знаний, умений и навыков учащихся в средней школе» - М , 1985.

  10. Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний. М., 1975

  11. Юцявичене Т. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989



Похожие:

Кафедра технологий и профессионального образования iconСвердловской области «институт развития образования» (Гбоу дпо со иро) Кафедра профессионального образования
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Кафедра технологий и профессионального образования iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Кафедра технологий и профессионального образования iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Кафедра технологий и профессионального образования iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Кафедра технологий и профессионального образования iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Кафедра технологий и профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовтельное учреждение высшего профессионального образования
Выпускающая кафедра по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» кафедра экономики...
Кафедра технологий и профессионального образования icon«смольный институт российской академии образования» Факультет сервиса Кафедра
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Кафедра технологий и профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра: №55 «Международные отношения Специальность: 350200 «Международные отношения»
Кафедра технологий и профессионального образования iconКафедра радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга (рэтэм)
Природопользование, охрана окружающей среды и экономика / под ред. А. П. Хаустова. – М.: Изд-во рудн, 2006. – 613 с
Кафедра технологий и профессионального образования iconСреднего профессионального образования татарское педагогическое училище выпускная квалификационная работа
Метод проектов как одна из современных технологий личностно-ориентированного подхода к обучению
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница