Методические рекомендации по порядку аттестации




Скачать 360.03 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по порядку аттестации
Дата27.08.2012
Размер360.03 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»


Методические рекомендации

по порядку аттестации педагогических работников в Республике Алтай


С 1 января 2011 года введен в действие новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 (далее - Порядок аттестации). Одновременно признается утратившим силу приказ Минобразования России от 26.06.2000 № 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Департаментом общего образования Минобрнауки России и Общероссийским профсоюзом работников народного образования и науки РФ совместно подготовлены разъяснения по применению положений, предусмотренных новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Порядок аттестации распространяется на педагогических работников всех государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности.

Квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, сохраняются. Иными словами, из-за вступления в силу новых правил педагогу не нужно подтверждать категорию, срок которой не истек.


Чем новый порядок отличается от старого?


1. Вводится новая форма: аттестация на соответствие занимаемым должностям, основанием для начала которой является представление работодателя, а не заявление аттестуемого. Педагогические работники в ходе аттестации будут проходить квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности. Содержание тестов будет учитывать специфику образовательного учреждения, должностные обязанности аттестуемых и знание соответствующих нормативных документов. Основным принципом является обязательность (1 раз в 5 лет).


Квалификационные испытания должны будут пройти педагогические работники:

- имеющие стаж работы не менее двух лет,

- у которых заканчивается срок второй, первой или высшей категории, если они не подают заявление на квалификационные категории;

- имеющие вторую категорию по стажу.





2. Аттестация на квалификационные категории является, как и прежде добровольной по заявлению работника, но категорий остается две: первая и высшая. Возрастают требования к претендующим на данные категории.


- для первой категории: владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий, стабильно высокие на региона результаты обучения и воспитания;


- для высшей категории: владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий и активное их распространение в профессиональном сообществе, стабильно высокие на уровне региона и страны результаты обучения и воспитания.




3. Новым в процедуре аттестации на квалификационные категории являются письменные квалификационные испытания на знание содержания и методики преподавания предмета, необходимой нормативно-правовой базы, информационно-компьютерных технологий, предметных знаний и умений. Контрольно-измерительные материалы для определения уровня профессиональной компетентности педагогов должны быть доведены до сведения аттестуемых не менее чем за 3 месяца до аттестации.


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

«Правила аттестации педагогических работников»





с 2000 года до 31.12.2010 г.

с 01.01.2011 г.

Категория работников

Педагогические и руково-дящие работники, по долж-ностям которых тарифно-квалификационные харак-теристики предусматри-вают наличие квалифика-ционных категорий


Педагогические работники (лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалифика-ционной группе должностей педагогических работников, утв. Приказом Минздравсоц-развития РФ от 5 мая 2008 г. № 216 н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должнос-тей работников образования")

Цель аттестации


Определение соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий


Установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъяв-ляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждение соответствия педагогических работников зани-маемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности

Основные задачи

аттестации


1. Стимулирование целе-направленного, непрерыв-ного повышения уровня профессиональной компе-тентности педагогических и руководящих работников.

2.Обеспечение педагоги-ческим и руководящим работникам образователь-ных учреждений возмож-ности повышения уровня оплаты труда

Не установлены.


Работник вправе пройти аттестацию на любую квалификационную категорию независимо от стажа, наличия квалификационной катего-рии, социального положения, иных обстоятельств


Квалифика-ционное

категорирование


Вторая, первая и высшая квалификационные катего-рии для педагогических работников

Первая и высшая квалифика-ционные категории, либо подтверж-дение соответствия занимаемой должности - в отношении педаго-гических работников, не имеющих квалификационных категорий

Условия (ограничения)

в прохождении

аттестации


Не установлены.


Работник вправе пройти аттестацию на любую ква-лификационную категорию независимо от стажа, наличия квалификационной категории, социального по-ложения, иных обсто-ятельств


Аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой долж-ности не подлежат:

- педагогические работники, прора-ботавшие в занимаемой должности менее двух лет;

- беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по бере-менности и родам;

- работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.


Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.


Аттестация на высшую квалифи-кационную категорию возможна не ранее чем через 2 года после установления первой квалифика-ционной категории

Основание

Заявление работника (для проведения аттестации пе-дагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную катего-рию). Представление иных документов не требуется. Для руководящих работни-ков - представление выше-стоящего руководителя (при аттестации на первую категорию)

Заявление работника для прохождения аттестации на квалификационную категорию.

Заявление о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.

Представление работодателя - для аттестации с целью подтверждения соответствия работника занимаемой должности

График аттестационных мероприятий

График открытых меро-приятий составляется аттестуемым педагогом и подается в аттестационную комиссию за 2 недели до начала аттестации

Аттестуемый педагог график не составляет.

Аттестационная комиссия само-стоятельно определяет сроки посещения мероприятий, в период аттестации педагога

Содержание решения аттестационной комиссии


По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие реше-ния: а) соответствует заявлен-ной квалификационной категории; б) не соответствует заяв-ленной квалификационной категории;

в) соответствует первой квалификационной катего-рии по должности «руко-водитель»; г) не соответствует первой квалификационной катего-рии по должности «руко-водитель»


По результатам аттестации с целью подтверждения соответ-ствия занимаемой должности аттестационная комиссия прини-мает одно из следующих решений: а) соответствует занимаемой должности (указывается должность работника); б) не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

По результатам аттестации на квалификационную категорию аттестационная комиссия прини-мает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации (указы-вается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации (указы-вается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории

Срок действия

квалификацион-ной категории


Пять лет, без возможности продления или приостанов-ления срока


Пять лет, без возможности продления или приостановления срока.


Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой долж-ности проводится один раз в 5 лет



ПРОЦЕДУРА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ


Обязательная

(с целью подтверждения соответствия занимаемой должности)

Добровольная

(на квалификационную категорию (первую или высшую))

Основанием является представление работодателя (1-й этап)


С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня про-ведения аттестации.


Необходимость и сроки представ-ления педагогических работников для прохождения аттестации определяет работодатель.


Аттестация проводится раз в пять лет в отноше-нии работников, не имеющих первой или высшей квалификационных категорий (п.17 Порядка аттестации).


В отношении педагогических работников, имеющих вторую квалификационную категорию, до окончания срока ее действия такая аттестация не проводится.


Аттестации не подлежат:

- педагогические работники, проработав-шие в занимаемой должности менее двух лет;

- беременные женщины;

- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

- педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.


Для этих категорий педагогов аттестация возможна только через два года после их выхода из соответствующих отпусков.


Остальные педагогические работники не имеют права отказаться от прохождения аттестации. Такой отказ считается нарушением трудовой дисциплины, соблюдение которой является обязанностью каждого работника. За совершение дисциплинарного проступка (т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) работодатель имеет право применить следующие дисциплинар-ные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст.192 ТК РФ).


Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме (2-й этап аттестации) по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности. Квалификационные испытания в письменной форме будут предложены в виде разработки плана-конспекта учебного занятия (см. “Вестник образования” №23 (декабрь)2010 года)


Отказ работника от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности относится к нарушению трудовой дисциплины. В соответствии со статьей 21 ТК РФ соблюдение трудовой дисциплины является обязанностью работника.

Инициатором должен быть сам работник. Для этого он подает заявление, которое должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.


Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестаци-онной комиссии не должна превышать двух месяцев.


Педагогические работники могут обратиться в аттестационную ко-миссию с заявлением о проведении аттестации для установления соот-ветствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной катего-рии не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.


Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия.

Этапы прохождения педагогами аттестации:

1-й- самоанализ педагога;

2-й-квалификационные испыта-ния в письменной форме;

3-й-вариативная форма аттеста-ции:

- Собеседование;

- Защита программы опытно-экспериментальной (исследова-тельской) работы (для педаго-гических работников, участвующих в экспериментальной работе на региональном и федеральном уровнях);

-Творческий отчет на мероприятии регионального уровня;

- Защита реализованного педагоги-ческого проекта (на региональном, федеральном уровне);

- Обобщение опыта работы;

- Мастер-класс;

- Защита портфолио;

- Разработка и защита учебно-методического авторского пособия.


Для прохождения аттестации на ВКК наряду с выбором вариатив-ных форм аттестации обязатель-ными являются или защита программы опытно-эксперимен-тальной (исследовательской) рабо-ты, или разработка и защита учебно-методического авторского пособия

Аттестуемый представляет в аттестационную комиссию следую-щие документы:

- заявление установленного образ-ца с указанием вариативной фор-мы аттестации;

- аттестационный лист;

- копия документа об образова-нии;

- копия документа о повышении квалификации;

- аттестационный паспорт;

- расписание уроков (занятий, мероприятий);

- самоанализ.

Подача документов в ГАК осуществляется за 3 месяца до окончания срока действия предыдущей категории вместе с заявлением.



Повышение квалификации в межаттестационный период


В отношении педагогического работника, не повышавшего по каким-либо причинам свою квалификацию, аттестационная комиссия не вправе принять решение о том, что уровень его квалификации не соответствует требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, если по результатам всестороннего анализа его профессиональной деятельности подготовлено положительное экспертное заключение. Аттестационная комиссия может лишь рекомендовать такому педагогическому работнику пройти повышение квалификации, поскольку решение вопросов о повышении квалификации и переподготовке кадров в соответствии со ст.196 ТК РФ возложено на работодателей. Именно они с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, определяют формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Этой же статьей ТК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности, например, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Педагогическим работникам следует иметь в виду, что их право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в настоящее время закреплено в ст.55 Закона РФ "Об образовании" (дополнением, внесенным Федеральным законом от 27.07.2010г. № 215-ФЗ).

В соответствии со ст. 197 ТК РФ это право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором в т.ч. определяются гарантии и компенсации, установленные ст.187 ТК РФ: "При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки".


Порядок аттестации руководителей образовательных учреждений


На соответствие

занимаемой должности

На 1-ую и высшую

квалификационные категории

1-й этап - представление: на руководителя ОУ с органа управ-ления образованием и на заместителя руководителя, заведующего струк-турным подразделением от руково-дителя ОУ;

2-й этап-собеседование.



1-й этап - вариативная форма аттестации:

- защита программы развития ОУ;

- защита образовательной программы ОУ;

- творческий отчет;

- защита реализованного педагогического проекта на региональном уровне.

- защита потрфолио ОУ.


Защита опытно-экспериментальной (исследо вательской) работы ОУ или разработка и защита методических рекомендаций, авторского методического пособия по управлению являются обязательными для прохождения аттестации на ВКК.

2-й этап- собеседование.



Документы, предоставляемые в аттестационную комиссию МОНиМП РА

На соответствие занимаемой должности - представление, аттестационный лист, копия диплома об образовании.

На 1-ую и высшую квалификационные категории - заявление установленного образца с указанием вариативной формы аттестации);

- аттестационный лист;

- копия документа об образовании;

  • копия документа о повышении квалификации;

  • копия диплома об образовании (переподготовке) по специальности (квалификации) «Менеджер образования», «Управление персоналом» и др.



Перечень нормативных документов


  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 ФЗ (ред. от 25.11.2009).

  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 15 ФЗ "О персональных данных" (ред. от 27.07.2010).

  3. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 32661 (ред. От 17.06.2010).

  4. Инструкция по заполнению трудовых книжек (утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (ред. от 28.12.2006).

  6. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209.

  7. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н).







Похожие:

Методические рекомендации по порядку аттестации iconМетодические рекомендации профсоюзному комитету по осуществлению общественного контроля над проведением аттестации рабочих мест по условиям труда Общие положения
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный вышеупомянутым постановлением кму и Методические рекомендации...
Методические рекомендации по порядку аттестации iconМетодические рекомендации по порядку аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
Правовой основой аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений с целью подтверждения...
Методические рекомендации по порядку аттестации iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011/2012 учебном году Москва 20
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения этапов Олимпиады по немецкому языку, требования к структуре и...
Методические рекомендации по порядку аттестации iconМетодические рекомендации Саратов 2 008 ббк 74. 2 П 44 Редактор заведующий кафедрой филологического образования, зав лабораторией содержания и методов обучения языкам и литературе гоу дпо «Сарипкипро»
П 44 Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме: Методические рекомендации /...
Методические рекомендации по порядку аттестации iconМетодические рекомендации по проведению аттестации работников областных государственных учреждений культуры Томской области
Томской области предназначены для раскрытия практических аспектов проведения аттестации и разработаны в соответствии с рекомендациями...
Методические рекомендации по порядку аттестации iconМетодические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы

Методические рекомендации по порядку аттестации iconРекомендации по заполнению бланков
Методические рекомендации по заполнению бланков ответов №1 и бланков ответов №2, используемых на государственной (итоговой) аттестации...
Методические рекомендации по порядку аттестации iconМетодические рекомендации по порядку проектирования, производства и приемки выполненных работ по благоустройству и озеленению территорий в городе калининграде 2010 год
...
Методические рекомендации по порядку аттестации iconМетодические рекомендации мр 2
Оценка воздействия наноматериалов на функцию иммунитета. Методические рекомендации – М.: Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии...
Методические рекомендации по порядку аттестации iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 22 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 22
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница